Оценка надежности СДПТМ может быть экспертной, расчетно-теоретиче-ской и статистической.
Экспертная оценка применяется в случаях низкой достоверности исходной информации и когда применение других методов невозможно или экономически нецелесообразно. При этой оценке группа экспертов дает в условиях неопределенности полезную информацию, которая впоследствии обрабатывается с целью выявления группового мнения. Это мнение оценивается среднеарифметическим и средним значениями. Иногда мнение специалистов анализируют в несколько этапов. Перед каждым последующим этапом всех участников экспертизы знакомят с оценками каждого эксперта.
Расчетно-теоретическая оценка основывается на исследовании технического состояния машины в целом и ее элементов. Для этой оценки необходимо формализовать процесс изменения технического состояния машин на основе теоретических и экспериментальных исследований. Такая оценка применяется при определении показателей надежности новых конструкций машин и сборочных единиц.
Статистическая оценка показателей надежности базируется на анализе возникновения отказов элементов машин. Для прогнозирования показателей надежности проектируемых машин используют данные о надежности аналогичных систем, полученные на основе опыта эксплуатации. Определяют коэффициент пересчета средней наработки до отказа одной детали и считают, что он будет постоянным для всех элементов системы. Статистическая оценка наиболее проста и доступна, однако для определения показателей надежности эксплуатируемых машин эта информация запаздывает, а прогнозирование ориентировочно.
Для расчета и прогнозирования надежности необходимо иметь источники информации об изменении технического состояния машин. Эта информация либо учитывает конечные результаты протекающих процессов старения, либо дает оценку процесса изменения технического состояния. Последняя информация позволяет осуществлять прогнозирование работоспособности объекта, а конечные сведения об отказах характеризуют лишь уровень надежности.
Основной целью сбора информации является повышение надежности СДПТМ на основе выявления узлов и деталей, лимитирующих наработку до ремонта.
Методика сбора статистических данных о надежности в процессе эксплуатации машин должна обеспечивать: своевременное получение полных, объективных и достоверных данных об отказах машин; оперативную обработку полученных данных; координацию мероприятий по повышению надежности, проводимых проектными организациями, заводами-изготовителями и эксплуатирующими организациями. Сбор и обработка информации о надежности регламентируется руководящим документом РД-50-204-87.
От качества статистической информации зависит оценка надежности объекта. Эта информация должна удовлетворять трем требованиям: достоверности, полноте и непрерывности.
Достоверность статистических данных об отказах обеспечивается точным учетом наработки объекта, времени на устранение отказов и трудоемкости, однородными условиями эксплуатации и квалификацией работника, собирающего данные.
Полнота информации заключается в том, чтобы объем собранных сведений был достаточным для решения следующих задач: выявление причин отказов; определение норм показателей надежности; выявление элементов, лимитирующих надежность машин; обоснование норм расхода запасных частей, периодичности проведения ТО и ремонта и их количества; выявление влияния режима работы машины и квалификации машиниста на надежность; выявление влияния условий эксплуатации на надежность; определение экономической эффективности мероприятий по повышению надежности.
Непрерывность информации заключается в отсутствии перерывов при проведении наблюдений. Неполная информация искажает конечные результаты.
Статистическую информацию об отказах дорожных машин можно получить при нормальной, рядовой и подконтрольной эксплуатации.
Под нормальной эксплуатацией понимают эксплуатацию, при которой соблюдаются требования технических условий. При рядовой эксплуатации возможны отдельные отклонения от требований технической документации.
Эксплуатация СДПТМ в реальных условиях связана с воздействием многих факторов: климатических и грунтовых, дорожных и режима работы, характера выполнения работ и уровня технического обслуживания и ремонта. Срок службы СДПТМ составляет в среднем 8 лет, поэтому для обеспечения однородности статистических данных исследования нужно проводить на научной основе и в более сжатые сроки.
Основным преимуществом данных, полученных в реальных условиях эксплуатации, является то, что они учитывают влияние перечисленных факторов, а при длительной эксплуатации в однородных условиях или при многофакторном эксперименте можно определить степень влияния отдельных факторов. К недостаткам получения статистических данных в этих условиях относится несоблюдение правил ТО и ремонта, а также технических условий по режимам работы и т.п. Этот недостаток устраняется при организации подконтрольной эксплуатации, при которой определенное число машин работает в строгом соответствии с требованиями технической документации. Контроль технического состояния машин осуществляется специальной бригадой, а организовывают подконтрольную эксплуатацию на образцовых эксплуатационных предприятиях. Сбор информации об отказах СДПТМ при эксплуатации проводится инструментальным методом, методом хронометража, методом анализа данных эксплуатационной и ремонтной документации.
При использовании инструментального метода информацию собирают с помощью контрольно-измерительной аппаратуры и самопишущих приборов. Недостатками этого метода являются сложность и высокая стоимость.
Хронометраж применяется для выявления составляющих элементов при определении показателей надежности. Специалист-хронометражист фиксирует интенсивность использования машин в течение смены, среднюю наработку на отказ и до отказа, продолжительность ремонта и обслуживания, предпола- ¥ гаемую причину возникновения отказа, способ и время его устранения и т.д.
Метод сбора информации, основанный на анализе эксплуатационной и ремонтной документации, требует весьма значительного объема обработки для увеличения достоверности получаемых результатов.
Для сокращения сроков сбора информации в нужном объеме и повышения эффективности работы необходимо комбинировать приведенные методы!
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оценка надежности СДПТМ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы