Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническая эксплуатация машин

Публикация:
   Сохранение и повышение работоспособности машин

Читать далее:




Сохранение и повышение работоспособности машин

В процессе эксплуатации СДПТМ теряют работоспособность: изменяются технические характеристики, одни детали сборочных единиц изнашиваются, в других происходят необратимые процессы усталостного и коррозионного разрушения. Работоспособность машин определяется техническим уровнем изделий, системой ТО и ремонтов и условиями эксплуатации.

Условия эксплуатации СДПТМ машин характеризуются переменными режимами работы, высокой запыленностью и колебаниями температуры окружающего воздуха, дорожных и грунтовых условий.

Режим работы двигателя характеризуется мощностью, частотой вращения, температурой масла и охлаждающей жидкости. В зависимости от конструкции двигателя существуют оптимальные значения этих показателей, определяющие эффективное использование машины по назначению.

Резко отличаются от оптимальных значений показатели при пуске, прогреве и остановке двигателя, что приводит к увеличению скорости изнашивания его элементов. В начале пуска износ значительно превышает значения на установившихся режимах. Это объясняется плохими условиями смазки поверхностей и образованием на стенках цилиндров конденсата сернистой и серной кислот.

Для уменьшения износа при пуске двигателя необходимо: перед пуском обеспечить подачу масла на трущиеся поверхности; при температурах ниже 5 °С запускать двигатель с предварительным прогревом либо применять масло с депрессорными или загущающими присадками; прогревать двигатель до оптимальной температуры 85-90 °С на небольших нагрузочных режимах.

Отказы по двигателю составляют 35-40% всех отказов.

На интенсивность изнашивания цилиндропоршневой группы при низких температурах оказывает влияние процесс электрохимической коррозии с образованием оксидов. Так, при t = 25 °С износ в 5 раз больше, чем при t – 75 °С.

С увеличением нагрузочного режима износ деталей увеличивается, одновременно повышается и эффективность использования машины. Оптимальный нагрузочный режим работы двигателя определяется по удельным значениям износа. Для двигателей различных конструкций рациональные нагрузочные режимы в среднем составляют 90% максимальных значений.

Одной из основных причин, вызывающих интенсивное изнашивание цилиндропоршневой группы и вкладышей коренных и шатунных подшипников, является работа двигателей на неустановившихся режимах, при которых износ увеличивается в 1,2-1,8 раза. На этих режимах значительно возрастают инерционные нагрузки, ухудшаются условия смазки, нарушается процесс нормального горения топлива. Так, двигатель, работающий в режиме нагрузки одноковшового экскаватора, имеет износ гильзы в 1,5-1,6 раза выше, чем в режиме многоковшового.

Интенсивность изнашивания существенно возрастает при работе двигателя на корректорном участке характеристики. При этом следует учитывать, что темп изнашивания увеличивается с наработкой двигателя. С гидротрансмиссией износ снижается на 30%.

Существенно влияет на изнашивание двигателя (особенно цилиндропоршневой группы) выбор топлива. Применение не соответствующего двигателю топлива приводит к нагарообразованию, перегреву двигателя и интенсивному старению масла, что вызывает ухудшение качества смазки всех трущихся деталей двигателя.

Снижение износа деталей двигателя достигается оптимальной степенью форсирования по частоте вращения и эффективному давлению.

Практика показывает, что двигатели землеройных и землеройно-транспортных машин должны быть менее форсированными: на 15-25% по сравнению с тракторными и на 30-40% по сравнению с автомобильными.

Сборочные единицы трансмиссии СДПТМ работают в условиях высоких ударных, вибрационных и контактных нагрузок в широком диапазоне температур, влажности и запыленности воздуха. В зависимости от конструктивных особенностей и различных условий эксплуатации доля отказов сборочных единиц трансмиссии составляет от 30 до 67% общего количества отказов.

ДЛЯ самоходного скрепера ДЗ-11 отказы трансмиссии составляют до 44%. Распределение отказов между сборочными единицами следующее: сцеплеие — 10%, основная коробка передач — 12%, дополнительная коробка I передач — 10%, редуктор заднего моста с колесной передачей — 5%, кар- Ш данные передачи — 5%, коробка отбора мощности — 2%. Предельное снижение мощности из-за износа деталей б%.

Основными рабочими элементами сцепления являются ведомые диски, которые, как правило, имеют наибольшую вероятность отказов. При эксплуатации следует поддерживать постоянным (2-4 мм) зазор между выжимным подшипником и оттяжными рычагами. Отклонение от технических условий приводит или к трудному переключению передач, или к буксованию фрикционных дисков, что вызывает интенсивное изнашивание накладок.

Работоспособность гидродинамических передач зависит от чистоты, уровня, температуры и давления масла, герметичности соединений всасывающих и нагнетательных магистралей, засорения фильтра.

Особенностью технического обслуживания гидропривода трансмиссии является исключение попадания механических включений в масло. При низком уровне масла гидротрансформатор не развивает расчетного крутящего момента, а завышенный уровень приводит к сильному ценообразованию.

Температура масла в гидротрансформаторе должна находиться в пределах 60-90 °С (при температуре ниже 60 °С происходит пенообразование, а выше 90 °С — снижается крутящий момент). Давление масла на входе в трансформатор должно быть 0,15-0,20 МПа, его снижение отрицательно сказывается на развиваемом крутящем моменте. Нарушение герметичности магистрали и засорение фильтра снижают работоспособность гидротрансформатора.

Повышенный износ деталей коробок передач и редуктора ведущего моста связан с наличием абразива и усталостными явлениями. Интенсивность изнашивания зависит от режимов работы, качества смазочных материалов и наличия абразивных частиц в окружающей среде.

Интенсивность изнашивания элементов гусеничного движителя (траков, пальцев, осей и втулок колес и катков и др.) зависит от абразивной среды и качества регулировки гусеничного полотна. Сильное натяжение увеличивает силы трения. Предельное состояние гусеничного полотна характеризуется его увеличением на 5-6%.

Интенсивность и равномерность изнашивания колесного движителя зависит от давления воздуха в шинах, схождения и развала колес. Пониженное давление вызывает большие деформации шины, что уменьшает ее ресурс. Избыточное давление отрицательно сказывается на работоспособности каркаса и подвески машины, особенно при перемещении по неровной поверхности. Отклонение установленных значений схождения колес и угла их развала приводит, соответственно, к усиленному проскальзыванию элементов протектора с увеличением изнашивания и неравномерному износу наружной и внутренней кромок.

При повышении скорости движения с 64 до 112 км/ч пробег шин уменьшается на 40-45%, а перегрузка автомобиля на 20% снижает их пробег на 30%.

Перед быстрой или длительной ездой по автомагистралям давление в шинах может повышаться на 0,02 МПа от рекомендуемого.

Работоспособность систем управления определяется, как правило, статической и динамической нагрузками, герметичностью системы и наличием абразивных частиц в окружающей среде. В конструкции СДПТМ наиболее широко применяются механические, гидравлические, пневматические и комбинированные системы управления. Долговечность механических систем зависит от количества абразивных частиц в сопряжениях и характера нагрузок. Работоспособность гидропривода в значительной степени определяется состоянием рабочей жидкости и герметичностью системы. Эксплуатационные свойства рабочей жидкости характеризуются вязкостно-температурными свойствами, смазывающей способностью, совместимостью с компонентами гидросистемы, наличием механических примесей.

Основной причиной снижения работоспособности элементов гидропривода является загрязнение рабочей жидкости. Экспериментально доказано, что снижение размеров механических включений с 25 до 5 мкм увеличивает наработку элементов гидропривода в 7-10 раз. Исследования показали, что максимальные размеры частиц достигают даже 280-480 мкм. Нарушение герметичности в элементах гидропривода, особенно всасывающего трубопровода, приводит к вспениванию и загрязнению рабочей жидкости. Повышенная температура рабочей жидкости ускоряет образование смолистых веществ, которые загрязняют гидросистему и в отдельных случаях приводят к заклиниванию деталей.

Основными параметрами работоспособности пневматической системы являются давление воздуха компрессора и герметичность, которая проверяется при включенных и выключенных исполнительных механизмах. Развиваемое давление проверяется по включению и отключению компрессора, а герметичность — по времени заполнения системы воздухом.

Работоспособность тормозных устройств зависит от удельных нагрузок, скорости относительного перемещения деталей, температуры их поверхностей, частоты и продолжительности включения. При повышении температуры фрикционных накладок снижается коэффициент трения и значительно увеличивается скорость изнашивания.

Наименее надежными элементами электрооборудования СДМ с дизельным двигателем являются генератор с регулятором напряжения и аккумуляторные батареи. Работоспособность аккумуляторных батарей зависит от силы разрядного тока, температуры электролита и степени их заряженности. Уве личение разрядного тока понижает емкость аккумуляторных батарей (до 25% номинального значения), так как снижается глубина проникновения электролита в пластины. Максимальная нагрузка на батарею приходится при работе стартера, когда сила разрядного тока достигает 300-600 А. Длительная разрядка в стартерном режиме приводит к деформации решеток. В связи с этим время непрерывной работы стартера ограничивается 5 с, перерыв не менее 30 с.

Емкость аккумуляторных батарей снижается при низких температурах. Так, при температуре ниже -20 °С емкость батарей снижается на 40% по сравнению с номинальной из-за ухудшения циркуляции электролита большей плотности в порах активной массы пластин. Поэтому при низких температурах рабочие батареи необходимо утеплять.

Емкость аккумуляторных батарей зависит от степени заряженности их в процессе эксплуатации или хранения. При эксплуатации важно, чтобы регулятор напряжения поддерживал оптимальное напряжение генератора, а при хранении необходимо исключить саморазряд батарей, который при положительных температурах (5-30 °С) может достигать от 0,3 до 1% емкости за сутки. При температуре ниже -5 °С саморазряд аккумуляторных батарей практически отсутствует, поэтому и хранить батареи целесообразно при отрицательных температурах, но не ниже -30 °С. При хранении их в условиях положительных температур необходимо ежемесячно производить подзарядку.

Работоспособность генератора с регулятором напряжения зависит от температуры в процессе работы и исключения коротких замыканий в цепи до предохранительного блока и в цепи обмотки возбуждения.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническая эксплуатация машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Сохранение и повышение работоспособности машин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства