Передний мост предназначен для обеспечения восприятия продольных, вертикальных, поперечных нагрузок и тормозных моментов, действующих на колеса, и обеспечения изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес, монтируемых на цапфах поворотных кулаков.
Конструкция переднего моста всех модификаций автомобилей семейства КамАЗ типа 6X4 аналогична и представлена на рис. 1.
Передний мост состоит из балки моста, левого и правого поворотных кулаков и двух шкворней. На цапфах поворотных кулаков устанавливаются ступицы с тормозными барабанами. Для обеспечения передачи усилия от рулевого управления к передним колесам левый поворотный кулак рычагом соединен с тягой сошки рулевого механизма, а поворотные кулаки соединены между собой тягой рулевой трапеции с помощью левого и правого рычагов кулаков.
Балка переднего моста двутаврового сечения, стальная кованая. Материал балки сталь, твердость 241—285 НВ. В средней части балка имеет выгиб для обеспечения возможности более низкой установки силового агрегата. На балке предусмотрены две рессорные площадки с четырьмя отверстиями для прохождения стремянок. Сечение балки двутавровое, меняющееся по длине. По концам балки имеются бобышки, в которых расточены цилиндрические отверстия для установки шкворней. Торцы бобышек обработаны с высокой степенью точности и перпендикулярны осям отверстий.
Рис. 1. Передний мост:
а — поперечный разрез; б — балка моста; 1 — балка моста; 2 — тяга рулевой трапеции; 3—-опорное кольцо подшипника; 4 — уплотнительное кольцо; 5 масленка; 6 — опорная шайба; 7 —шкворень; S —левый поворотный кулак; 9 — кольцо сальника; 10 — упорное кольцо подшипника; 11 — ступица; 12 — подшипник конический роликовый внутренний; 13 — внутреннее кольцо подшипника; 14 — гайка подшипника; /5 —замочная шайба гайки; 16 — замочная шайба контргайки; 17 — крышка подшипника; 18 — контргайка; 19— подшипник конический роликовый наружный; 20— сальник; 21 — кольцо уплотнительное; 22 — крышка поворотного кулака; 23— прокладка крышки; 24 — масленка; 25 — болт; 26 — обойма; 27 — гайка; 28 — шпонка сегментная; 29— рычаг тяги сошки; 30— регулировочные прокладки; 31 — упорный болт; 32 — клин шкворня; 33 — гайка; 34 — рычаг левого поворотного кулака
Для обеспечения стабилизации управляемых колес оси отверстий под шкворни наклонены в поперечной плоскости на 8°, а мост установлен таким образом, что и в продольной плоскости шкворни наклонены по отношению к раме на 3° назад.
Для ограничения поворота кулаков у каждого конца балки имеется по два выступа. Максимальный угол поворота внутреннего колеса по отношению к центру поворота 45°. Поворотные кулаки 8 стальные, кованые, вильчатые. Материал кулаков сталь 40Х, твердость 285—321 НВ. Правый и левый кулаки не взаимозаменяемы из-за наличия в левом кулаке верхнего конического отверстия, для поворотного рычага. В вилках кулаков в линию расточены отверстия, предназначенные для установки шкворней. Ось отверстий относительно оси цапфы наклонена в поперечном направлении на 9°, что при установке кулаков на балку моста, у которой угол наклона отверстий составляет 8°, обеспечивает угол развала колеса 1°. В отверстия кулаков запрессованы бронзовые втулки с отверстиями для подвода смазки из пресс-масленок. В нижних проушинах кулаков расточены отверстия для установки опорных подшипников. Опорный подшипник состоит из стального кольца и опорной шайбы. Стальное кольцо имеет канавки на наружной и внутренней поверхности, предназначенные для установки уплотнителей. Кольцо опирается на опорную шайбу 6 из графитизированной бронзы, которая штифтом зафиксирована от поворота на кулаке. Полость отверстия верхней проушины защищена от вытекания смазки уплотнителем. Для обеспечения регулировки осевого зазора опорного подшипника шкворня между торцом верхней проушины и торцом бобышки балки установлены регулировочные прокладки. Отверстия кулаков сверху и снизу закрыты крышками.
В проушинах кулаков имеются шпоночные пазы, предназначенные для установки поворотных рычагов 34 и рычага тяги сошки в определенных положениях. Гайки рычагов затягиваются моментом 42—48 кгс-м и шплинтуются. В средней части каждого кулака имеется прямоугольный фланец, в котором с каждой из сторон просверлены по три отверстия. На одной из сторон фланца, кроме того, имеется по одному резьбовому отверстию. Цилиндрические отверстия предназначены для обеспечения установки болтов крепления суппортов переднего тормоза. В резьбовые отверстия ввернуты упорные болты, предназначенные для обеспечения регулировки поворота колес. Вворачивая или выворачивая упорный болт, добиваются максимального угла поворота колес 45° ± 30’.
С внешней стороны поворотный кулак имеет цапфу, предназначенную для обеспечения установки подшипников ступицы переднего колеса. Перед установкой ступицы на цапфу напрессовывается кольцо сальника, устанавливается также упорное кольцо подшипника и внутреннее кольцо с роликами в сборе внутреннего подшипника. После этого ступица в сборе с сальником, кольцами внутреннего и наружного подшипника уста-н зливается на цапфу. Внутреннее кольцо наружного подшипника с роликами в сборе устанавливается на шейку цапфы после установки ступицы. Подшипник крепится гайкой, которая от самоотворачивания стопорится замочной шайбой. Замочная шайба усиком входит в паз цапфы, а специальный штифт гайки в одно из отверстий шайбы. Между контргайкой и замочной шайбой установлена стопорная шайба контргайки, которая цилиндрическим выступом входит в отверстие шайбы и загнута на одной из граней контргайки. Перед установкой подшипников и ступицы пространство между внутренними кольцами подшипников и сепаратором равномерно заполняется смазкой ЯНЗ-2 ГОСТ 9432—60.
Смена смазки производится при третьем ТО-2. Для предотвращения вытекания смазки полость подшипников закрыта крышкой, Поворотные кулаки соединены с балкой моста при помощи шкворней. Правый и левый шкворни взаимозаменяемы. Шкворни изготовлены из стали 18ХГТ, проходят цементацию на глубину 1—1,4 мм и закалку для получения твердости 58—63 HRC. В средней части шкворня с одной стороны имеется лыска, в которую входит клин шкворня. На одном из торцов шкворня про-фрезерован паз. Шкворень необходимо устанавливать так, чтобы паз был сверху.
Для обеспечения равномерного износа шин цапфы наклонены вперед на угол 0°11/±4’, что соответствует схождению передних колес по закраинам ободов 2—5 мм. Схождение колес достигается путем вворачивания или выворачивания наконечников тяги рулевой трапеции.
Техническое обслуживание переднего моста
При ЕО необходимо провести моечные операции и внешний осмотр переднего моста. Проверить наличие шплинтовки гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных кулаков. При обслуживании в пути необходимо эпизодически проверять нагрев ступиц подшипников. Нагрев считается нормальным, если его свободно «терпит» рука.
При первом техническом обслуживании проводятся работы ЕО. При втором техническом обслуживании необходимо проверить люфт подшипников ступиц передних колес, люфт в подшипниках шкворней, углы схождения и установки передних колес, правильность расположения переднего моста и провести смазочные работы в соответствии с картой смазки.
Регулировка подшипников ступиц колес переднего моста. Регулировка подшипников ступиц колес производится при наличии люфта в подшипниках или при тугой затяжке подшипников и их перегреве. Для регулировки необходимо поднять колесо домкратом.
Осевой люфт или затяжку подшипников ступиц колес проверить покачиванием колеса в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колеса, а также вращением от руки. При правильной затяжке подшипников колесо вращается свободно, без заедания, и не имеет осевого люфта и качки. Если колесо вращается туго и это не является следствием задевания тормозных колодок за поверхность барабана или если при покачивании колеса чувствуется зазор, необходимо отрегулировать затяжку подшипников ступицы.
Регулировку затяжки подшипников ступиц передних колес производить в следующем порядке:
— поднять переднюю ось автомобиля или колесо домкратом так, чтобы оно не касалось дороги;
— снять крышку подшипника, отогнуть замочную шайбу контргайки, отвернуть контргайку, снять замочную шайбу;
— затянуть гайку до начала торможения ступицы. Во время затягивания гайки колесо необходимо проворачивать, чтобы ролики в подшипниках разместились правильно;
— отпустить гайку крепления подшипников примерно на 1/3 оборота до совпадения штифта с ближайшим отверстием в замочной шайбе;
— затянуть контргайку крепления подшипников моментом 12—15 кгс • м, предварительно установив стопорную шайбу контргайки;
— отогнуть стопорную шайбу на грань контргайки;
— проверить вращение колеса поворотом его в двух направлениях. Колеса должны вращаться равномерно и свободно, при этом заметный люфт не должен ощущаться.
Регулировка схождения и углов поворота колес. Схождение колес определяется разностью расстояний между торцами ободов передних колес сзади и спереди. Если установить автомобиль на горизонтальной площадке для движения по прямой, то расстояние между торцами ободов колес сзади должно быть больше, чем спереди на 2—5 мм. Регулировку схождения колес проверяют раздвижной линейкой. Линейку устанавливают перед передней осью между ободами колес горизонтально на высоте, равной половине диаметра колеса. Место замеров на ободах отмечают мелом. Затем автомобиль перекатывают вперед и производят замеры позади передней оси. Разность замеров и покажет величину схождения.
Для ругулировки схождения колес ослабить стяжные болты обоих наконечников тяги рулевой трапеции и, вращая тягу трубным ключом (ввертыванием ее в наконечник при большом схождении и вывертыванием при малом), добиться нормальной величины схождения колес. Затем затянуть моментом 5—6 кгс • м и законтрить гайки стяжных болтов головок тяг. Одновременно с регулировкой схождения колес рекомендуется проверять и при необходимости регулировать углы поворота колес. У автомобилей КамАЗ угол поворота левого колеса при повороте влево и угол поворота правого колеса при повороте вправо должны быть равны
Углы поворота устанавливают с помощью упорных болтов, ввернутых в фланцы поворотных кулаков и ограничивающих поворот колес. Болты сначала нужно ввернуть до отказа, а затем вывернуть до получения указанной величины поворота колес и в таком положении законтрить.
Углы установки передних колес (наклон шкворней, развал колес) в период эксплуатации могут изменяться вследствие износа п деформации деталей. Однако в процессе эксплуатации их не регулируют, а восстанавливают заменой неисправных деталей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Передний мост КамАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы