На все базовые модификации автомобилей ЗИЛ моделей 431410, 431510, 131Н, 131АН и 133ГЯ устанавливают кузова, предназначенные для перевозки грузов.
С учетом желания потребителей кузова автомобилей семейства ЗИЛ-131Н приспособлены и для перевозки людей, для чего на боковых бортах предусмотрены откидные скамейки, а также имеется съемная средняя скамейка, а для удобства входа на платформу и схода с нее на откидном заднем борте сделаны две скобы-подножки.
Кузова остальных автомобилей могут быть приспособлены для перевозки людей после проведения дополнительных работ.
Конструкции всех кузовов аналогичны и в значительной степени имеют унифицированные детали.
Основанием кузова являются деревянные продольные брусья, к которым прикреплены штампованные из листового проката стальные поперечины, число которых определяется длиной кузова. Поперечины закреплены стремянками через отверстия в продольных брусьях и косынками, приваренными к поперечинам. Опорная площадка косынки обеспечивает охват поверхности деревянного бруса и распределение нагрузки на него, что предохраняет брус от смятия и разрушения.
Пол кузова (платформа) на автомобилях ЗИЛ моделей 431410 и 131Н состоит из набора деревянных досок, соединенных в четверть (доски плотно прилегают друг к другу по всей длине). На автомобиле ЗИЛ-431410 доски скреплены специальными болтами с поперечинами, на автомобиле ЗИЛ-131Н—прикреплены гвоздями к деревянной планке, которая, в свою очередь, прикреплена болтами к поперечине. Крайние доски имеют металлическую окантовку.
Пол кузова автомобилей ЗИЛ моделей 431510 и 133ГЯ имеет два металлических каркаса, соединенные между собой. К каркасам болтами прикреплены поперечины. В каркасы установлены деревянные щиты из набора половых досок, соединенных в четверть. Щиты легкосъемные, закреплены в каркасе снизу подвижными пластинами.
Передние борта на всех кузовах, а также боковые борта на кузове автомобиля ЗИЛ-131Н закреплены на платформе жестко.
Боковые борта на кузовах автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ, задние борта на всех кузовах откидные.
Борта изготовлены из набора досок, соединенных между собой в шпунт. Доски болтами прикреплены к металлическим планкам, являющимся одновременно петлями бортов и соединяющими борт с платформой. На боковых бортах установлены дополнительные брусья, окантованные стальной полосой, что защищает борта от повреждений при возможных боковых контактах в процессе эксплуатации.
В связи со значительной длиной платформ автомобилей ЗИЛ моделей 431510 и 133ГЯ боковые борта на них составные. Между бортами имеются откидные стойки, шарнирно закрепленные в кронштейнах основания. Стойки болтами фиксируются в вертикальном положении и при необходимости стягиваются между собой цепью.
Запоры бортов (кроме заднего на автомобиле ЗИЛ-131Н) надежно соединяют борта между собой, просты в эксплуатации.
Запор заднего борта на автомобиле ЗИЛ-131Н включает цепь с крючком на конце, накидное кольцо, закрепленное на боковом борте, и металлическую планку с отверстием, прикрепленную к верхней доске борта. Для закрытия борта накидное кольцо надо надеть на планку, а в отверстие снизу вставить крюк. Цепь служит также для удержания заднего борта в горизонтальном положении.
Кузов установлен на раму продольными брусьями и прикреплен к лонжеронам рамы стремянками. Под стяжные обоймы планки стремянок помещены распределительные накладки, увеличивающие площадь опоры планки и защищающие деревянные брусья от смятия и разрушения. В нижней плоскости продольных брусьев имеются поперечные пазы, в которые входит стяжка, удерживающая стремянки.
Для ориентации кузова на раме предназначены два металлических кронштейна-угольника. Верхние прикреплены сбоку к продольным брусьям, нижние — к лонжеронам. При установке кузова на раму необходимо сначала совместить отверстия (два) в угольниках и закрепить их болтами, а затем осуществлять дальнейшее крепление стремянками.
Угольники на автомобилях расположены по-разному: на автомобиле ЗИЛ-131Н — примерно по середине длины кузова, на остальных автомобилях — в задней части.
Передняя часть кузова прикреплена к раме посредством специального опорного металлического кронштейна. Если на автомобиле ЗИЛ-131Н он имеет жесткую конструкцию, то на автомобилях ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ в конструкцию его введен элемент амортизации — стальная пружина. Это необходимо для обеспечения гибкости соединительного узла при взаимных перекосах рамы и платформы, имеющих наибольшую амплитуду в этой части рамы.
Для сохранности перевозимого груза на платформе предусмотрена установка тента.
На автомобиле ЗИЛ-131Н брезентовый тент надевается на деревянные дуги, устанавливаемые в специальные гнезда в каркасах боковых бортов. В нижней кромке полотнища тента имеются круглые отверстия, заделанные латунными обжимными шайбами. В эти отверстия пропущен канат, крепящий полотнище к грузовым крючкам на бортах. В торцовых полотнищах тента предусмотрены,вентиляционные клапаны. Наличие указанных клапанов на тенте и их исправность являются непременным условием на автомобилях при перевозке людей в кузове. Сложенный тент размещают между кабиной и платформой на кронштейне запасного колеса. Дуги в этом случае устанавливаются в специальные гнезда в передней части боковых бортов. Недостатком конструкции этого тента является провисание его в поостранстве между дугами.
Для кузовов автомобилей ЗИЛ моделей 431510 и 133ГЯ разработана конструкция тента, исключающая провисание полотнища. Такая конструкция получила название тент с каркасом типа «домик».
Металлическая часть каркаса состоит из стоек, поперечных дуг, устанавливаемых на стойки, верхних продольных распорок стоек и дуг. Стойки каркаса устанавливают в гнезда, имеющиеся в обвязке платформы, и в откидные стойки между бортами. Задние стойки закрепляют в гнездах снизу болтами МЮхЗО.
Деревянная часть каркаса сделана из досок, которые устанавливают между стойками в приваренные гнезда, получая решетчатую надставку бортов.
Конструкция каркаса позволяет открывать все борта кузова при установленном на нем каркасе.
Тент изготовлен из лавсановой ткани с поливинилхлоридным покрытием, обеспечивающим непромокаемость ткани. Для удобства пользования тент разделен на полотнища: переднее, заднее и боковое (по числу бортов). Полотнища между собой соединены вертикальной шнуровкой хлопчатобумажным ремнем из тесьмы. Для того чтобы ремень не вытягивался из скоб под воздействием колебаний тента при движении автомобиля, надо свободный конец ремня вторично пропустить в скобу или завязать узел.
В переднем полотнище тента предусмотрены вентиляционные отверстия, защищенные перфорированным металлическим листом с отверстиями диаметром 9 мм. Снаружи на перфорированный лист установлена металлическая сетка с козырьком из материала тента. Тент при его установке следует крепить к каркасу изнутри ремнями во всех предусмотренных конструкцией местах. Особое внимание необходимо обращать на крепление ремней боковых полотнищ к доскам для исключения парусности боковых полотнищ и улучшения обзорности в зеркала заднего и бокового обзора.
Нижний край тента крепится к бортам платформы хлопчатобумажным шнуром за специальные крючки на внешней стороне бортов. Для удобства эксплуатации принято раздельное крепление каждого полотнища тента (за исключением среднего и заднего полотнищ на автомобиле ЗИЛ-1ЭЗГЯ, соединенных единым шнуром). Концы шнуров рекомендуется убирать под тент во избежание их загрязнения.
Снятие и установка тента и каркаса — трудоемкие операции, однако они не вызывают каких-либо технических сложностей. Целесообразно, чтобы эту работу выполняли два человека.
Так как для материала тента применены искусственная ткань и покрытие ее, то при температуре окружающего воздуха ниже —15 °С следует при снятии тента складывать его по возможности с большими радиусами изгибов во избежание разрушения защитной пленки. В раскрытом положении, т. е. на каркасе, тент при низких температурах работоспособен. Специального места для хранения каркаса и тента на автомобиле не предусмотрено.
Полотнище защищает груз, расположенный в пределах высоты бортов кузова. Оно изготовлено из материала, аналогичного тенту, или из брезента. Полотнище крепится аналогично тенту в нижней части — хлопчатобумажным шнуром за крюки на бортах. Применение полотнища способствует снижению удельного расхода топлива примерно на 3%.
Надставки бортов обеспечивают более полное использование грузоподъемности автомобиля и увеличивают ее при перевозках грузов с малой объемной массой. Для установки надставок на автомобилях ЗИЛ моделей 431510 и 133ГЯ необходимо в соответствующие гнезда переднего борта, боковых откидных стоек между бортами и гнезда в обвязке платформы и заднего борта поставить металлические стойки для наращивания бортов, затем на стойки смонтировать деревянные щиты-надставки. Конструкция запоров и крепление надставок позволяют откидывать борта платформы без демонтажа надставок.
На задний борт надставка не устанавливается. На кузове автомобиля ЗИЛ-131Н предусмотрены решетчатые надставки боковых и переднего бортов. В боковых надставках имеются откидные сиденья, применяемые при перевозке людей.
В процессе эксплуатации автомобиля следует соблюдать рекомендации завода, обратив особое внимание на правильное размещение на платформе тяжелых малогабаритных грузов. В этом случае необходимо подкладывать настилы-подставки во избежание прогиба пола. Грузы должны быть надежно закреплены, чтобы исключить возможность перемещения их при движении автомобиля.
Запоры бортов надо визуально проверять на целостность, они должны свободно, без особых усилий надежно запирать борта.
Зазоры между откидными бортами и основанием платформы допускаются до 5 мм (в отдельных местах до 7 мм) на длине 300 мм. Сквозные трещины в деревянных деталях могут быть не более 200 мм длиной, при этом не допускаются трещины, проходящие через отверстия под болты.
При ремонте кузова необходимо обеспечивать следующее:
— параллельное расположение поперечных брусьев между собой;
—угол 90° между поперечными и продольными брусьями;
— плотное прилегание друг к другу кромок досок, соединенных в четверть (пол и щиты пола);
— зазор в стыках после естественного высыхания досок не более 3 мм по всей длине, а в отдельных местах 5 мм на длине до 500 мм: плотное прилегание досок бортов кромками друг к другу; между досками допускается зазор до 2 мм на всей длине;
— установка между деревом и гайками болтов круглых шайб толщиной 2 мм.
Все болты должны быть установлены только головками с внутренней стороны кузова, причем концы болтов не должны выступать из гаек на величину, превышающую диаметр болта.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Платформа автомобиля ЗИЛ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы