Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобиля

Публикация:
   Пневматический тормозной привод

Читать далее:




Пневматический тормозной привод

В качестве источника тормозного усилия может быть использован сжатый воздух. Пневматический тормозной привод позволяет развивать большие тормозные усилия при небольшой затрате силы шофера, необходимой лишь для открытия устройства, впускающего в систему сжатый воздух. Такой привод применяется на автомобилях ЗИЛ-130 и др. Он особенно удобен для грузовых автомобилей большой грузоподъемности и автобусов, а также для одновременного торможения тягачей и прицепов или полуприцепов.

В систему пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ-130 входят компрессор, баллоны, манометр, тормозной кран, колесные тормозные камеры, педаль тормоза, регулятор давления, предохранительный клапан, кран отбора воздуха, сливной кран, разобщительный кран и соединительная головка.

Компрессор обеспечивает систему сжатым воздухом. Воздух, поступающий через воздушный фильтр в компрессор, сжимается в нем и затем поступает в баллоны. Обратный выход воздуха из баллонов невозможен благодаря наличию в компрессоре обратного клапана. Давление воздуха в системе пневматического привода тормозов контролируется по манометру. При нажатии ногой на педаль через тормозной кран открывается доступ для сжатого воздуха из баллонов в тормозные камеры передних и задних колес, вследствие чего приводятся в действие механизмы, раздвигающие тормозные колодки. Растормаживание производится с помощью стяжных пружин колодок. От этой же системы с помощью головки приводится в действие механизм стеклоочистителя.

Рис. 1. Пневматическое оборудование автомобиля 311JI-130:
1 — компрессор; 2 — регулятор давления; 3 — механизм стеклоочистителя; 4 — головка управления стеклоочистителем; 5 — двухстрелочный манометр для контроля давления воздуха; в — воздушный баллон; 7 — предохранительный клапан; S — кран отбора воздуха; 9 — педаль тормоза; 10 — тормозной кран; 11 — сливной кран; 12 — колесная тормозная камера; 13 — разобщительный кран; 14 — соединительная головка

На рис. 2 показан двухцилиндровый компрессор автомобиля ЗИЛ-130. Компрессор, устанавливаемый с правой стороны на головке цилиндров двигателя, состоит из блока цилиндров, головки блока, картера, передней, задней и нижней крышек. Коленчатый вал компрессора вращается на шарикоподшипниках и шатунами и поршневыми пальцами плавающего типа соединен с поршнями. На переднем конце вала установлен сальник и на шпонке шкив, который крепится гайкой. Шкив приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива, установленного на валу вентилятора. На заднем конце коленчатого вала имеется уплотнитель 18 и гайка для затяжки шарикоподшипника. В стенке блока цилиндров сделано отверстие для воздуха, поступающего внутрь цилиндров через впускные пластинчатые клапаны. В головку над каждым цилиндром ввернута пробка, в которой помещается пружина нагнетательного клапана, сидящего в седле.

Нижние головки шатунов разъемные и имеют регулировочные прокладки. Система смазки компрессора комбинированная.

Масло из системы смазки двигателя (из главной масляной магистрали) подводится по трубке внутрь коленчатого вала компрессора. Залитые баббитом шатунные подшипники и поршневые пальцы 9 компрессора соединены каналами в шатунах и смазываются принудительно, а остальные детали — разбрызгиванием. Из картера компрессора отработавшее масло с помощью специальной трубки отводится в картер двигателя.

Рис. 3. Воздушный компрессор автомобиля ЗИЛ-130:
1 — картер; 2, 17 а 20 — крышки картера; 3 — шкив; 4 — сальник коленчатого вала; 5 ж 15 — шарикоподшипники коленчатого вала; в — блок цилиндров; 7 — шатун; 8 — поршень с кольцами; 9 — поршневой палец с заглушками; 10 — головка блока; 11 — пробка нагнетательного клапана; 12 — пружина нагнетательного клапана; 13 — нагнетательный клапан; 14 — седло нагнетательного клапана; 16 — кольцевая гайка затяжки подшипника; 18 — уплотнитель с пружиной; 19 — коленчатый вал; 21 — впускной клапан; 22 — плунжер; 23 — коромысло; 24 — пружина

Компрессор имеет жидкостную систему охлаждения, связанную с системой охлаждения двигателя.

При опускании одного из поршней вниз в цилиндре создается разрежение, и воздух засасывается в цилиндр компрессора через воздушный фильтр двигателя и пластинчатый впускной клапан. При подъеме поршня воздух сжимается и через клапан поступает в трубопровод, ведущий к воздушным баллонам, откуда он может поступать в пневматическую систему. Затем этот процесс повторяется.

Давление сжатого воздуха в баллонах ограничивается с помощью специального разгрузочного устройства, которое уменьшает затрату мощности двигателя на привод компрессора и повышает долговечность последнего. Это устройство работает вместе с регулятором давления. Оно состоит из помещенных под клапанами двух плунжеров с уплотнителями и толкателями. Соединяющее плунжеры коромысло нагружено пружиной. Полость под впускным клапанами соединена через трубопровод с воздушным фильтром двигателя, а канал под плунжерами — с регулятором давления.

Подача воздуха в баллоны автоматически прекращается, когда давление воздуха в пневматической системе достигает 7,0—7,4 кГ/см2 (700—740 кн/м2), так как при этом регулятор давления подает сжатый воздух по каналу в блоке цилиндров под плунжеры. Последние, поднимаясь, открывают впускные клапаны цилиндров, в результате чего прекращается подача воздуха в пневматическую систему, так как воздух может

свободно переходить из цилиндра в цилиндр через полость под клапанами, т. е. компрессор автоматически переводится на холостой ход. Работа компрессора на холостом ходу сопровождается некоторой непроизводительной затратой мощности двигателя.

Воздушные баллоны служат для охлаждения и хранения запаса сжатого воздуха, поступающего из компрессора. В них имеются краны для слива конденсата воды и масла и предохранительный клапан.

Для накачки сжатым воздухом шин используется кран 8 отбора воздуха. Чтобы предохранить от засорения его отверстие, оно закрыто колпачковой гайкой.

На рис. 4 показан регулятор давления, состоящий из корпуса со штуцером и кожуха. В штуцере помещен стержень клапанов, на который сверху через шарик давит пружина. На штуцер навернут колпачок пружины клапанов, закрепленный контргайкой. Этим колпачком регулируют натяжение пружины. При завинчивании колпачка максимальное давление в тормозной системе повышается. В центральном канале корпуса помещены два шариковых клапана — впускной и выпускной, на которые сверху давит стержень. Центральный канал через фильтр и впускное отверстие а соединен с баллонами, а через отверстие С и фильтр — с разгрузочным устройством компрессора. Кожух закрывает механизм регулятора сверху. Снизу в корпус ввернута пробка.

При давлении в тормозной системе ниже 5,6—6,0 кГ/см2 (560— 600 кн/м2) регулятор выпускает воздух из-под плунжеров в атмосферу, плунжеры опускаются, освобождая впускные клапаны (разгрузочное устройство выключается), и компрессор снова начинает нагнетать воздух в пневматическую систему. Повышение давления воздуха в баллонах более 7 кГ/см2 (700 кн/м2) вызывает подъем клапанов вверх и сжатие стержнем пружины. При этом клапан открывает вход сжатому воздуху, а клапан закрывает отверстие б, прекращая связь с атмосферой. Сжатый воздух из баллонов через регулятор проходит из отверстия а в отверстие С через фильтр и затем поступает в канал в блоке цилиндров; при этом компрессор переключается на холостой ход. Регулировочные прокладки под штуцером служат для регулировки давления, при котором компрессор выключается из работы.

Рис. 4. Регулятор давления в пневматическом тормозном приводе автомобиля ЗИЛ-130:
1 — кожух; г — пружина; 3 — упорный шарик; 4 — колпачок; 5 — стержень клапана; 6 — штуцер; 7 — сетчатый фильтр; 8 — металлокерамический фильтр; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — корпус; 11 — пробка; 12 — седло клапана; 13 — впускной клапан; 14 — выпускной клапац; 15 — регулировочные прокладки; 16 — контргайка

Управление тормозами автомобиля путем регулировки подачи сжатого воздуха из баллонов к тормозным камерам достигается с помощью тормозного крана. Тормозной кран также обеспечивает постоянное тормозное усилие при неизменном положении тормозной педали и быстрое растормаживание при прекращении нажатия на педаль.

Рис. 5. Тормозной кран пневматического тормозного привода автомобиля ЗИЛ-130:
А — отверстие, через которое воздух поступает к тормозным камерам; В — отверстие, через которое поступает воздух от воздушного баллона; В — отверстие, через которое воздух выходит в атмосферу; 1 —тяга привода тормозного крана; 2 — защитный чехол; 3 — крышка рычага; 4 — рычаг крана; 5 — уравновешивающая пружина; в — стакан уравновешивающей пружины; 7 —корпус крана; 8 и 15 —седла; 9—диафрагма; 10 и 12 — возвратные пружины; 11 — выпускной клапан; 13 — крышка тормозного крана; 14 — впускной клапан; 16 — корпус; 17 — клапан выпускного окна; 18 — регулировочный болт

Корпус крана крепится к поперечине рамы. Диафрагма из специальной прорезиненной ткани зажата краями между корпусом и крышкой тормозного крана. В центре диафрагмы помещается седло 8 выпускного клапана, которое опирается на стакан уравновешивающей пружины. Возвратная пружина постоянно стремится открыть выпускной клапан и через патрубки связать тормозные камеры колес с атмосферой. Седло впускного клапана установлено в горловине крышки и зажато в ней штуцером воздухопровода. Возвратная пружина опирается на седло впускного клапана и прижимает клапан к седлу; воздух из воздушных баллонов не проходит в полость за диафрагмой. Пространство под диафрагмой соединено с тормозными камерами.

Двуплечий рычаг, соединенный тягой с тормозной педалью, опирается на стакан. При нажатии на тормозную педаль тяга, проходящая внутри резинового гофрированного чехла и крышки, поворачивает рычаг на оси. При этом стакан с пружиной перемещается, вследствие чего прогибается диафрагма, закрывается выпускной клапан и открывается впускной.

Диафрагма вместе со стаканом и клапанами образует следящий механизм, который может иметь три положения.

Первое положение соответствует отпущенной тормозной педали, когда оба клапана под действием пружин занимают крайнее левое положение. При этом впускной клапан закрыт, а тормозные камеры через отверстие и открытый выпускной клапан соединены с атмосферой.

Рис. 6. Тормозная камера пневматического тормозного привода автомобиля ЗИЛ-130:
1 — корпус йамеры; 2 — диафрагма; 3 — шток; 4 — крышка корпуса; 5 — гибкий шланг; в и 7 — пружины; 8 — уплотнительная шайба; 9 — шпилька крепления камеры; 10 — вилка штока; 11 — рычаг; 12 — червяк; 13 — фиксатор; 14 — вал; 15 — червячное колесо; 16 — вал разжимного кулака; 17 — крышка

Второе положение соответствует нажатию на тормозную педаль, усилие через рычаг, стакан, пружину и седло передается диафрагме, и она прогибается. Седло садится на клапан, и полость за диафрагмой разобщается с атмосферой. Клапан при этом остается закрытым, так как его открытию препятствуют давление сжатого воздуха и пружина более сильная, чем пружина.

Третье положение получается при дальнейшем нажатии на тормозную педаль, когда открывается клапан, сжатый воздух из баллонов поступает через полость под диафрагмой и отверстие А к тормозным камерам и происходит торможение автомобиля. Под действием сжатого воздуха диафрагма прогибается влево, при этом сжимается пружина. Когда силы, действующие на диафрагму, уравновесятся, она займет опять второе положение, при котором оба клапана закрыты, а тормозное усилие остается постоянным.

Увеличение усилия на педали приводит к впуску добавочного количества воздуха через клапан и увеличению давления в тормозных камерах.

При растормаживании все процессы протекают в обратном порядке: рычаг перестает давить на пружину и седло, выпускной клапан открывается, а впускной закрывается. Сжатый воздух выходит из тормозных камер через клапан выпускного окна (по стрелке В).

В крышке тормозного крана установлен датчик стоп-сигнала. Болт служит для регулировки холостого хода рычага.

На рис. 6 показана тормозная камера автомобиля ЗИЛ-130. Камера шпильками крепится к кронштейну. Диафрагма из прорезиненной ткани по краям зажата между корпусом и крышкой тормозной камеры. Диафрагма прогнута в направлении крышки тормозной камеры двумя возвратными пружинами, упирающимися в диск, прикрепленный к штоку.

Вал разжимного кулака тормозных колодок рычагом соединяется с вилкой, навинченной на выступающий из корпуса камеры конец штока. Вилка зафиксирована на штоке контргайкой. В теле рычага установлен червяк, а на шлицах вала закреплено червячное колесо. При торможении сжатый воздух проходит по гибкому шлангу в тормозную камеру, вследствие чего диафрагма распрямляется. При этом движение через шток и вилку передается рычагу, который, поворачиваясь, вращает червяк, червячное колесо и вал разжимного кулака, прижимающего колодки к тормозному барабану. Фиксатор удерживает вал от самопроизвольного поворачивания; квадрат на его конце сделан для удобства регулировки тормозов с помощью рычага.

Наличие у автомобиля пневматической тормозной системы позволяет использовать сжатый воздух для торможения прицепов, накачивания шин, привода в действие стеклоочистителей, дверей (в автобусах) и т. п.

Аналогичные системы пневматического тормозного привода имеют автобусы ЗИЛ-158В, ЛАЗ-695Е, грузовые автомобили МАЗ и др.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Пневматический тормозной привод"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства