У большинства машин для земляных работ имеется четырехколесное двухосное ходовое оборудование. В конструкциях автогрейдеров, одноковшовых экскаваторов, катков и других машин, имеющих большую массу, применяют ходовое оборудование с 6—8 колесами. В агрегате со скреперами, катками и землевозами применяют одноосные двухколесные тягачи.
Важной характеристикой колесной машины является колесная формула, состоящая из двух цифр: первой цифрой обозначают число всех колее, второй — число приводных. Цифры колесной формулы пишут через знак умножения. Наиболее распространены машины с колесными формулами 4X2 и 4×4 (экскаваторы, бурильно-крановые машины, погрузчики), 6X4 и 6X6 (автогрейдеры). Чем больше приводных колес, тем лучшей проходимостью и тяговыми качествами обладает машина, но тем сложнее механизм ее передвижения.
На свойства пневмоколесного ходового оборудования существенно влияет конструкция шин. На одной машине обычно используют шины одного типоразмера, поэтому нередко на более нагруженных осях (обычно задних) устанавливают сдвоенные колеса.
С целью снижения давления на грунт (улучшения проходимости машин) используют шины большого диаметра и широкопрофильные, а также арочные, устанавливаемые вместо сдвоенных колес. Эти шины повышают проходимость и тяговые качества машины благодаря большой опорной поверхности и развитым грунтозацепам. Такие шины хорошо работают на слабых, рыхлых грунтах и на снегу. При эксплуатации на прочных грунтах и дорогах с твердым покрытием срок службы арочных шин резко снижается, сопротивление же перемещению машины повышается.
Марка шины обычного профиля состоит из двух цифр со знаком тире между ними. Первое число — ширина профиля &кол (рис. 5.4, д), второе — диаметр обода t/кол, т. е. внутренний диаметр шины, измеряемый в миллиметрах или дюймах (например, шина 320—508 или 12,00—20”).
В последние годы увеличивается выпуск машин с регулированием давления воздуха в шинах, которое можно производить из кабины машиниста даже при движении машины. При передвижении машин по рыхлому или влажному грунту давление воздуха в шинах снижают, что уменьшает давление на грунт, улучшает проходимость и тяговые качества машины. При передвижении машины по твердым поверхностям давление воздуха в шинах повышают, что позволяет уменьшить сопротивление передвижению и резко увеличить срок службы шин.
Для увеличения срока службы шин в тяжелых условиях и улучшения сцепления с грунтом применяют специальные износоустойчивые шины, а также сетчатые или пластинчатые защитные устройства из легированных сталей. Тип шин выбирают исходя из условий работы машины, нагрузки на колесо и скорости движения в рабочем и транспортном режимах. Допускаемые нагрузки на колесо зависят от условий работы и скоростей движения, влияющих на динамичность работы. Во всех режимах работы машины нагрузки на колеса не должны превышать допускаемые.
Пневмоколеснре ходовое оборудование машин для земляных работ привод может иметь механический, гидравлический, электрический и комбинированный. Механический привод предусматривают в машинах на базе пневмоколесных тракторов, на одноковшовых экскаваторах с механическим приводом, автогрейдерах, катках.
Наиболее распространен привод ведущих колес, объединенных в мосты попарно, через дифференциалы. Применение межколесных дифференциалов обеспечивает высокие скорости движения и исключает проскальзывание колес при движении. Однако колеса одного моста могут развивать только равные тяговые усилия, причем их максимальная величина определяется условиями сцепления колеса, находящегося в худших дорожных условиях (грязь, лед). Для устранения этого недостатка при движении с низкими скоростями в сложных дорожных условиях при невысоких требованиях к маневренности применяют устройства для блокировки дифференциалов.
Трансмиссия без дифференциалов проще по конструкции и позволяет реализовать более высокие тяговые усилия, однако при повороте машины и движении по неровностям колеса проскальзывают вследствие разности скоростей, что ведет к повышенному износу шин и непроизводительным затратам мощности. К отрицательным последствиям приводит также движение машин на высоких скоростях с несколькими ведущими мостами. В хороших дорожных условиях движение производят обычно на одном ведущем мосту, остальные ведущие мосты отключают.
На автогрейдерах применяют привод сдвоенных задних колес, объединенных попарно бортовыми цилиндрическими редукторами. Корпуса редукторов могут качаться относительно рамы машины, что улучшает сцепление колес с грунтом.
В последние годы в машинах для земляных работ широко применяют гидравлический и частично электрический многомоторный приводы с использованием приводных ведущих мостов с дифференциалами и без них, а также индивидуальный привод каждого колеса отдельным двигателем (мотор-колеса).
Мотор-колесо представляет собой автономный блок, состоящий из двигателя, муфты, редуктора, тормоза и колеса. Применение гидропривода с рабочим давлением 16—32 МПа позволяет значительно улучшить параметры привода и размещать его в ступице колеса. Применение мотор-колес упрощает конструкцию трансмиссии за счет исключения коробок передач, раздаточных коробок, мостов, карданных валов, облегчает компоновку машины, увеличивает ее проходимость и маневренность, так как каждое колесо может быть приводным и поворотным. При создании мотор-колес используют низкомоментные высокооборотные гидромоторы в сочетании с планетарными редукторами или высокомоментные гидромоторы без редукторов.
Применение регулируемых насосов и гидромоторов, а также специальных гидравлических схем позволяет изменять скорость передвижения машин с мотор-колесами от нескольких метров в 1 ч (рабочее передвижение) до нескольких километров в 1 ч (транспортное передвижение). Для обеспечения необходимых тягово-скоростных свойств машин в некоторых случаях, применяют многоступенчатые двух-, трехскоростные планетарные редукторы. Мотор-колеса с такими редукторами называют многоскоростными.
Для работы на неосушенных болотах целесообразно предусматривать ходовое оборудование на больших пневмобаллонах, обеспечивающих плавучесть машин. В последние годы создаются специальные ходовые устройства для машин большой мощности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пневмоколесное ходовое оборудование землеройных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы