К погрузочно-разгрузочному инвентарю и приспособлениям относятся: переходные (переездные) мостки, сходни; лестницы, слеги, поддоны, стеллажи, аппарели, покаты, приспособления для открывания дверей крытых вагонов, закрывания люков полувагонов и др.
Переходные (переездные) мостки укладывают для перекрытия зазора между полом вагона и рампой склада. При совпадении уровней пола и рампы пользуются плоскими мостками. Если разница в уровнях значительная (250-—400 мм), устанавливают так называемые двухпанельные мостки. Длина каждой панели 1 800 мм, ширина 1 700 мм. Настил мостка выполняют из рифленых стальных листов толщиной 5—6 мм.
Сходни или трапы используют в том случае, если пол склада расположен на уровне головки рельса и ниже, а также при укладке грузов в штабеля высотой более 2 м. Сходни изготовляют из досок толщиной не менее 60 мм и не ниже II сорта. С нижней стороны доски сходен скрепляют планками с интервалом не более 50 см. По концам сходни оборудуют металлическими крюками для захвата за дверной рельс крытого вагона. Уклон сходен должен быть не круче 7з. Если длина сходен более 3 м, то под них подставляют козлы.
Лестницы служат для подъема рабочих на громоздкие и высокие грузы. Стойки лестницы, помимо ступенек, должны быть скреплены между собой стяжными болтами диаметром 6 мм, расположенными на расстоянии не более 2 м. Ступеньки врезают в стойки сквозными шипами. На нижние концы стоек надевают металлические заостренные наконечники, а при работе на бетонных или асфальтовых площадках —резиновые наконечники. Все лестницы не более 25 кг.
Слеги (покаты) применяют при выгрузке из вагонов круглого леса и других катно-бочковых грузов. Их изготовляют из бревен диаметром не менее 15 см не ниже II сорта. При перемещении тяжеловесных грузов используют слеги большего диаметра. К верхним концам слег при помощи болтов крепят крючья для захвата за дверной рельс вагона. Слеги могут быть одинарными и двойными. Одинарные слеги устанавливают при перемещении длинномерных грузов, двойные — при перемещении короткомерных.
Поддоны служат для пакетирования на них грузов и последующей перегрузки пакетами при помощи вилочных погрузчиков или тележек. В складах применяются одно- и двухнастильные поддоны размером в плане 800X1200 мм. Поддоны могут быть четырехза-ходными, когда вилы погрузчика могут быть введены с любой стороны поддона, и двухзаходные, когда вилы могут быть введены только с двух противоположных сторон.
Рис. 1. Стеллаж для хранения тарно-штучных грузов
Стеллажи обеспечивают более рациональное использование емкости складов. На рис. 1 показана конструкция трехъярусного стеллажа для хранения тарно-штучных грузов, спакетированных на поддонах. Стеллаж выполнен из швеллера, угловой стали, досок и стального листа.
Металлические аппарели применяются при погрузке-выгрузке тяжеловесных грузов, чаще на колесном гусеничном ходу, там, где отсутствуют высокие платформы. Аппарели комплектуются из секций. Торцовая аппарель состоит из одной секции, боковая — из четырех или более секций. Каждую секцию собирают из отдельных элементов — марок. Бригада из 10 рабочих монтирует торцовую аппарель за 40 — 50 мин.
Рис. 2. Металлическая сборно-секционная аппарель
Приспособление для открывания дверей крытых вагонов состоит из рычага, шарнирно соединенного с тягой, имеющей на конце крюк. Крюк зацепляют за лапу дверной накладки. Верхний конец рычага 6 связан с накладкой, обхватывающей дверной рельс. Приспособление позволяет открывать двери вагонов как снизу — с земли, так и при нахождении рабочего на рампе склада. В последнем случае приспособление поворачивают так, чтобы рычаг был направлен вверх.
Приспособление для закрывания люков полувагонов состоит из коленчатого рычага, упорного валика диаметром 40 мм и длиной 150 мм, двух крюков, выполненных из стального прута диаметром 12 мм, и кольца. Короткий крюк используется для закрывания крайних люков полувагона, а длинный — всех остальных. В том или другом случае один из крюков накидывают на планку люкового запора, после чего упорный валик подводят под низ открытого люка. Нажав на конец второго плеча, рычаг поднимают, а затем закрывают люк. Закрытие люков этим приспособлением происходит сверху вниз, что дает возможность дополнительно использовать для подъема люка вес человека. Подъем люков может быть осуществлен даже в случае завала габарита.
Рис. 3. Приспособление для открывания дверей крытых вагонов
Рис. 4. Приспособления для закрывания люков: а — исправных; б— деформированных
Если произошел перекос или изгиб люка, его закрывают при помощи приспособления, состоящего из лапы, скобы и гайки. Приспособление навешивают лапой на запорную планку люка и регулируют общую длину подвески за счет вращения скобы вокруг хвостовика лапы. Затем в скобу пропускают лом и дажимают на свободный конец лома сверху вниз. Если перекос люка значительный, то эту операцию повторяют снова, но с другой стороны люка.
На станции Магнитогорск по предложению старшего весовщика А. С. Малыгина для закрывания люков полувагонов применяется гидравлический автомобильный домкрат грузоподъемностью 5 Г. К корпусу домкрата приваривается крюк, изготовленный из листовой стали толщиной 17 мм. Кроме этого, крюк крепится двумя стальными пластинами толщиной 5 мм, приваренными к основанию домкрата, и проволокой диаметром 6 мм, охватывающей верхнюю часть цилиндра. Вес домкрата — 13,5 кг. Для закрытия люка крюк цепляют за люковую скобу полувагона, подводят шток домкрата под крышку люка и последний поднимают. Все эти операции выполняет один рабочий. Значительный эффект достигается при применении пневматических и электрических люкозакрывателей. Пневматический люкозакрыватель состоит из пневмоцилиндра, шток которого оканчивается тягой и крюком. Цилиндр посредством шарнирной крестовины подвешен на тележке, передвигающейся по монорельсам по обе стороны фронта работ. На закрытие одного люка обычно затрачивается до 30 сек. Передвигается люкозакрыватель по монорельсу вручную. Люкозакрыватели с элек-троталью применяют на многих предприятиях.
Рис. 6. Гидродомкрат для закрывания люков полувагонов
На прирельсовых складах используется погрузочно-разгрузочный инвентарь, простейшие устройства и приспособления, облегчающие ручной труд и обеспечивающие технику безопасности. К ним относятся роликовые и шарнирные ломы, домкраты, подъемники, тележки роликовые конвейеры, слеги и сходни, трапы и др. При помощи двухколесных ручных тележек перемещают тарноштучные грузы массой до U,b от. Для перевозки багажа, почты служат трех- и четырехколесные тележки. Их используют так же как прицепные к механическим тягачам.
Рис. 1. Ручная гидравлическая тележка грузоподъемностью 1,0 т:
а — без груза; б — с грузом
Ручная тележка с подъемными вилами грузоподъемностью от 0,5 до 2,0 от применяется для переработки тарноупаковочных грузов. Вилы тележки заводят под груз находящийся на подкладках или поддоне.
Для подъема вил с грузом на высоту 100 мм необходимо сделать b—b покачиваний дышлом. Усилие, которое прикладывает, рабочий для подъема вил без груза, – 1 кГ, а с грузом 1 те ~ 14 кГ Для передвижения порожней тележки требуется усилие 2 кГ, с грузом от при трогании с места – 28-30 кГ, а при движении 14-16 кГ Опускание вил происходит под действием массы груза при снижении
давления масла в гидродомкрате. На подъем и опускание требуется 15—20 сек.
Переносные ручные подъемники применяют для погрузки бочек, ящиков и других грузов на автомобили непосредственно с поверхности земли. Собственная масса подъемника аь кг; грузоподъемность 0,5 от; высота подъема груза 1,37 ж; усилие на рукоятке 11 кГ.
Переносная разгрузочная ступенька ускоряет и облегчает выгрузку из автомобилей сыпучих и кусковых грузов ина представляет собой трамплин, имеющий с двух сторон наклонные въезды. Для разгрузки автомобиль наезжает на ступеньку обоими правыми или левыми колесами. После этого открывают боковой борт со стороны разгрузки, и груз ссыпается по наклонной плоскости пола 1ак как угол наклона 15° недостаточен для полной разгрузки кузова самотеком, остатки груза выгружают вручную.
Рис. 2. Переносный ручной подъемник;
1 — рукоятка; 2 — направляющие; 3 приемные вилы; 4 — канат
Погрузочный станок служит для предварительной подготовки пакетов лесоматериала и последующей быстрой погрузки их в автомобиль с прицепом. Погрузочный станок состоит из двух треугольных рам и коника. Рамы для устойчивости снабжены брусьями. Коник гнездами накладывают на наклонные брусья рам, удерживают на них цепями, которые пропускают через отверстия, просверленные в вертикальных стойках, и замыкают замками. Гнезда служат для направления коника при скольжении по наклонным брусьям. Угол наклона брусьев 30°, масса станка 250 кг. До прихода автомобиля лесоматериалы укладывают на прицеп и погрузочный станок, который устанавливают впереди прицепа. При погрузке автомобиль подается задним ходом под переднюю часть пакета лесоматериалов. Дышло прицепа сцепляют с автомобилем и освобождают цепи, удерживающие коник станка на наклонных брусьях. При отсутствии прицепа пакет можно собрать на двух станках.
Соединительные переходные мостки применяют для перемещения груза из склада в вагон или из вагона в склад. Мостки изготовляют из рифленых листов*стали. При совпадении уровня пола вагона с уровнем рампы склада укладывают плоские мостки. При разных уровнях пола вагона и рампы применяют мостки, профиль которых представляет собой тупой угол. Ширина соединительных мостков 1700 мм.
Рис. 3. Погрузочный станок для лесоматериалов:
а — устройство; б — рабочее положение
Сходни или трапы используют при погрузке или выгрузке грузов, когда пол склада расположен на уровне головки рельса и ниже, а также при укладке грузов в штабеля высотой свыше 2 м. Сходни изготовляют из досок толщиной не менее 60 мм. По концам сходни имеют металлические крюки для захвата за дверной рельс вагона. Сходни устанавливают с наклоном не круче У3.
Приспособление для открывания дверей крытых вагонов состоит из рычага, соединенного шарнирно с тягой, которая закрепляется крючком за лапу дверного кронштейна. Верхний конец рычага тоже шарнирно соединен с захватом. Крючком захвата приспособление зацепляется за дверной рельс. Нажимая рычаг, открывают дверь. Для полного открытия двери достаточно трех-четырех перестановок рычага.
Приспособление для закрывания люков полувагонов представляет собой гидродомкрат грузоподъемностью 5 т. К корпусу домкрата приваривается крюк 2 из листовой стали толщиной 17 мм. Кроме этого, крюк крепится двумя стальными пластинами толщиной 5 мм, приваренными к основанию домкрата, и проволокой диаметром 6 мм, обхватывающей верхнюю часть цилиндра. Масса приспособления 13,5 кг. Для закрытия люка крюк 2 цепляют за люковую скобу полувагона. Затем шток домкрата подводят под крышку люка и поднимают его. Все эти операции выполняет один рабочий.
Домкраты служат для подъема тяжелых грузов на небольшую высоту. Домкраты могут быть реечные, винтовые и гидравлические. На погрузочно-разгрузочных работах наибольшее распространение получили реечные и винтовые домкраты.
Реечный домкрат – cостоит из металлической станины, скрепленной болтами с распорными втулками, внутри станины в направляющих перемещается зубчатая рейка; к верхнему кончу прикреплена опорная шодушка. Нижний конец рейки загнут в виде опорной лапы, на которой сделана насечка. Рейка сцепляется с зубчатой шестерней, приводимой в движение от рукоятки через промежуточные зубчатые передачи. Рейка с грузом в верхнем положении удерживается храповым колесом, в зубья которого упирается собачка, укрепленная на станине. Реечные домкраты имеют грузоподъемность от 1 до 12 т и высоту подъема груза 350—450 мм.
Рис. 4. Соединительные мостки:
а — плоские; б — углообразные
Рис. 5. Приспособление для открывания дверей крытых вагонов
Винтовые домкраты в отличие от реечных не требуют специальных стопорных или тормозных приспособлений, Винтовой домкрат состоит из литой станины и стального самотормозящегося винта с прямоугольной нарезкой, заканчивающегося головкой. Станина в верхней части имеет неподвижную гайку, по резьбе которой перемещается винт. Винт поворачивают при помощи рукоятки с трещоткой. В зависимости от направления вращения винт, а вместе с ним и головка поднимаются или опускаются. Грузоподъемность винтовых домкратов до 20 т, высота подъема груза 240—370 мм.
Широкое распространение получили домкраты с нижней захватной лапой грузоподъемностью 2,5 т. В нижнем положении лапа находится на высоте 40 мм от пола, ход лапы 300 мм.
Роликовые цепи применяют для перекатывания тяжеловесных грузов, расположенных в одном уровне с полом кузова автомобиля, а также при подъеме или скатывании этих грузов по наклонной плоскости. Груз поднимают роликовыми ломами или домкратами на высоту 100—110 мм и подводят под него роликовые цепи. Затем груз опускают и перемещают при помощи лебедок или вручную. Благодаря шарнирным сочленениям роликов цепи легко преодолевают неровности пола.
Роликовые ломы служат для перемещения тяжеловесных грузов на небольшие расстояния, а также для приподнимания (вывешивания) при застропке груза или установке его на подкладки. Роликовый лом представляет собой штангу, через утолщенный нижний конец которой пропущена ось с насаженным на нее опорным роликом диаметром 80 мм.
Роликовый лом — рычаг первого рода, у которого коротким плечом является лопатка с насечкой шириной около 90 мм, а длинным плечом — рукоятка длиной 1530 мм. Козырек лома подводят под груз и, отклоняя рукоятку лома книзу, поднимают груз на 75—100 мм от пола. Допускаемая нагрузка на лом — 1,0 т, что позволяет трем рабочим поднимать и перемещать тремя ломами по ровной и твердой поверхности грузы массой до 3 т< Порядок перемещения груза следующий: одним ломом вывешивают переднюю сторону груза и в дальнейшем регулируется направление его движения. Двумя
Рис. 6. Приспособление для закрывания люков полувагонов
Рис. 7. Схема реечного домкрата безопасной рукояткой
1 — станина; 2 — гайка; 3 — винт; 4 — опорная подушка; 5 —рукоятка; 6 — салазки
Рис. 8. Схема винтового домкрата:
Рис. 9. Роликовые цепи
Другими ломами вывешивают заднюю сторону груза и перемещают его в нужном направлении.
Роликовые слеги предназначены для погрузки, выгрузки и перемещения штучных грузов с жесткой и ровной нижней поверхностью. Слеги представляют собой легкий роликовый конвейер. Рама слег длиной 3 м и шириной 1,3 м выполнена из угловой стали 45 X 45 X 5 мм. Продольные полосы рамы соединены тремя ребрами и двумя стержнями. В раму вмонтированы оси, на которые насажены ролики диаметром 66 мм из пластмассы с металлическими втулками. Масса одной секции слег около 30 кг. Для упора в край пола вагона или рампы склада продольные полосы слег по концам имеют полукруглые вырезы. По слегам, уложенным горизонтально, можно перемещать грузы массой до 3 т, причем груз должен одновременно опираться не менее чем на три ролика. После работы ролики тщательно очищают от грязи и смазывают.
При необходимости роликовые слеги в перевернутом положении могут быть использованы для транспортировки грузов как низкие многоопорные тележки.
Ответственными за содержание в исправном состоянии инвентаря и приспособлений являются начальники производственных участков, сменные мастера погрузочно-разгрузочных работ.
Мелкий погрузочно-разгрузочный инструмент (кусачки, пилы, топоры, ломы и т. п.) хранят в кладовых производственных участков на стеллажах, в гнездах. Инвентарь и приспособления (мостки, поддоны, тележки) размещают в определенных местах складов. По окончании работы мастер или бригадир осматривает и принимает инвентарь и приспособления от смены. Инвентарь и приспособления должны быть всегда в исправном состоянии, исключающем возможность получения рабочими травм.
Рис. 10. Роликовый лом
Рис. 11. Роликовые слеги
Пользование неисправным инвентарем и приспособлениями категорически запрещается.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Погрузочно-разгрузочный инвентарь и приспособления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы