Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобиля

Публикация:
   Поршни двигателя

Читать далее:




Поршни двигателя

Поршень воспринимает силы давления газов во время рабочего хода и передает их через палец и шатун коленчатому валу.

Поршень должен обладать высокой прочностью, чтобы выдерживать большое давление газов, возникающее при рабочем ходе. Это особенно относится к поршням дизелей, работающим* в условиях больших нагрузок.

Поршень в цилиндре двигателя движется неравномерно; в мертвых точках его скорость равна нулю, а около середины хода достигает максимальной величины. В результате этого возникают значительные силы инерции, на величину которых влияет масса (вес) поршня и число оборотов коленчатого вала.

Кроме механических нагрузок, поршень подвергается действию высоких температур в период сгорания топлива и расширения образовавшихся газов. Кроме того, он нагревается также вследствие трения его боковой поверхности о стенки цилиндра.

Поршни изготовляются из алюминиевого сплава или чугуна.

Поршни из алюминиевого сплава (двигатели ГАЗ-53А, М-21, ЗИЛ-130 и др.) имеют наибольшее распространение, что объясняется следующим:
1) поршни из алюминиевого сплава значительно легче чугунных, а чем меньше масса поршня, тем меньше силы инерции, действующие в двигателе;
2) они обладают хорошей теплопроводностью, поэтому у карбюраторного двигателя можно несколько повысить степень сжатия, не опасаясь, что возникнет детонационное сгорание смеси; 3) при применении алюминиевых поршней улучшается наполнение цилиндра горючей смесью, так как она при впуске меньше нагревается от поршня.

Рис. 1. Поршень:
1 — юбка; 2 — канавка для маслосъемного кольца; 3 — канавки для компрессионных колец; 4 — днище поршня; 5 — головка поршня; в — Т-образный разрез; 7 — отверстие; 8 — прилив (бобышка); 9 — канавка для стопорного кольца; 10 — отверстие для поршневого пальца

В то же время поршни из алюминиевого сплава имеют некоторые недостатки по сравнению с чугунными: при нагревании алюминиевые поршни значительно расширяются и их механическая прочность уменьшается, кроме того, они отличаются меньшей износостойкостью и большей стоимостью.

Для повышения прочности поршней из алюминиевого сплава и сохранения постоянства их размеров и форм поршни подвергают термической обработке — старению.

Чугунные поршни применяются, как правило, в двигателях с небольшим числом оборотов коленчатого вала (2000—2500 об/мин) или с большой нагрузкой на поршневую группу. Так, поршни дизелей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 отлиты из специального ковкого чугуна большой прочности.

Для улучшения приработки поршней к цилиндрам двигателя их покрывают слоем олова толщиной 0,004—0,006 мм.

Поршень состоит из днища, головки. На внешней поверхности головки поршня проточены кольцерые канавки для поршневых колец. Поршень двигателя ГАЗ-53А имеет три кольца: два компрессионных и одно маслосъемное. Верхнюю часть поршня, где располагаются поршневые кольца, называют улотни-тельным поясом, так как кольца предотвращают прорыв газов между поршнем и цилиндром.

По окружности канавки, в которую устанавливается маслосъемное кольцо, просверлены сквозные отверстия для отвода масла в картер двигателя.

Юбка является направляющей поршня при движении его в цилиндре и, кроме того, передает боковое усилие от шатуна стенкам цилиндра.

На внутренней стороне юбки имеется два массивных прилива, называемых бобышками. Они соединяются ребрами с днищем поршня. В бобышках сделаны отверстия для установки пальца. В каждой бобышке проточена кольцевая канавка для размещения стопорного кольца. Иногда в бобышки поршня запрессовывают бронзовые втулки с винтовыми канавками на внутренней поверхности. Бронзовые втулки поршня являются подшипниками скольжения для пальца, а проточенные на них канавки служат для смазки пальца. Для упрочнения и лучшего отвода тепла днище поршня делают массивным (поршень дизеля ЯМЗ-236) или с внутренней стороны иногда усиливают ребрами (поршень дизеля ЯАЗ-М204). У большинства дизелей днища поршней охлаждаются маслом, поступающим из распылителей.

В четырехтактных карбюраторных двигателях применяются поршни с плоским днищем, получившие широкое распространение из-за простоты изготовления и меньшего нагрева при работе.

Поршень дизеля имеет фасонное днище, образующее камеру сгорания. Кольцевой выступ на днище поршня предотвращает осаждение топлива на стенках цилиндра в момент впрыска.

При нагреве поршень расширяется больше, чем цилиндр, и возникает опасность заклинивания поршня. Чтобы избежать подобных явлений и обеспечить нормальную работу двигателя, диаметр поршня должен быть меньше диаметра цилиндра, т. е. между поршнем и цилиндром должен быть диаметральный зазор. Если этот зазор большой, то из цилиндра в картер будут просачиваться газы, а в камеру сгорания из картера — масло. При холодном двигателе поршень будет стучать о стенки цилиндра и заметно возрастет износ сопрягаемых деталей. Чтобы устранить эти отрицательные явления, применяют поршни, у которых диаметр юбки больше диаметра головки; делают юбку разрезной, что повышает ее упругость; придают юбке овальную форму (большая ось овала перпендикулярна оси поршневого пальца); применяют охлаждение поршней и т. п.

Юбка поршней двигателей М-21 и ГАЗ-53А имеет Т-образные разрезы; поршни других двигателей имеют только подрезку — дуговой вырез на головке, расположенный ниже колец, или другие разрезы юбок. Это дает возможность устанавливать поршни с малыми зазорами между юбкой и цилиндром. Поршни, на юбках которых имеются разрезы с одной стороны, устанавливаются в двигатель так, чтобы боковое давление при рабочем ходе испытывала та часть поршня, где нет разреза. Для правильной установки поршня в цилиндре на его днище иногда выбивают стрелки или слово «Перед».

Поршни двигателей ГАЗ-53А, М-21 и др. имеют разрезную коническую юбку овального сечения. Во время работы двигателя юбка нагревается, и несколько деформируется в направлении оси поршневого пальца, вследствие чего форма юбки приближается к цилиндрической и зазор между поршнем и цилиндром везде становится одинаково минимальным.

Для правильной установки поршней ГАЗ-53А на их боковой поверхности имеется надпись «Перед».

Юбка поршня двигателя ЗИЛ-130 не имеет разреза, но выполнена в виде конуса овального сечения. Разность между наибольшим и наименьшим диаметрами юбки этого поршня составляет 0,52 мм.

Для достижения равномерного бокового давления поршня на стенки цилиндра отверстие под поршневой палец располагают в середине поршня. В двигателе М-21 ось отверстия для поршневого пальца смещена на 1,5 мм вправо (по ходу автомобиля) от оси поршня. Вследствие этого в в. м. т. не происходит быстрого перебрасывания поршня от одной стенки цилиндра к другой, и стук поршня уменьшается.

Рис. 2. Поршень в сборе с шатуном:
а — дизеля ЯМЗ-236; б — дизеля ЯАЗ-М204; 1 — шатун; 2— втулка верхней головки шатуна; 3 — поршневой палец; 4 — стопорное кольцо; 5 — распылитель масла; в — поршень; 7 — компрессионные кольца; 8 — верхнее маслосъемное кольцо; 9 — нижнее маслосъемное кольцо; 10 — масло-дозирующая втулка; 11 — верхний вкладыш шатуна; 12 — замковая шайба; 13 — длинный болт; 14 — нижний вкладыш шатуна; 15 — короткий болт; 16 — верхнее компрессионное кольцо; 17 — заглушка поршневого пальца; 18 — расширитель маслосъемпого кольца: 19 — канал в стержне шатуна; 2С — ребра на днище поршня; 21 — кольцевой выступ на днище поршня

Для уменьшения потерь на трение поршни иногда делают облегченной конструкции: v них вырезается часть юбки (поршни двигателей М-21, ГАЗ-53А и др.)

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Поршни двигателя"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства