Потребители электроэнергии на автомобиле КамАЗ являются: стартер, приборы освещения и световой сигнализации, звуковые сигналы, электродвигатель вентилятора отопителя, контрольно-измерительные приборы.
Стартер. На автомобилях КамАЗ применяется стартер СТ-142. Стартер выполнен герметичным и предназначен для запуска двигателей ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741 и их модификаций. Стартер установлен на двигателе в его нижней левой части и крепится к картеру сцепления тремя болтами и шпилькой. Применяемый на автомобиле стартер имеет электромагнитное включение, дистанционное управление и развивает мощность, достаточную для проворачивания коленчатого вала двигателя с необходимым числом оборотов при пуске в любых условиях.
Стартер представляет собой электродвигатель последовательного возбуждения с электромагнитным тяговым реле и приводом с храповичным механизмом свободного хода.
Привод перемещается по валу якоря с продольными шлицами. Привод состоит из корпуса, ведущей и ведомой храповых полумуфт, пружины, втулки со спиральными шлицами и механизма для центробежного разъединения полумуфт. В привод заложена консистентная смазка. Контакты реле замыкаются только после полного входа шестерни и зацепления с венцом маховика.
Стартер выполнен для работы в однопроводной системе, где вторым проводом служит масса двигателя. Стыки наружных деталей стартера и реле снабжены уплотнительными элементами, предохраняющими от попадания воды внутрь стартера при кратковременном погружении автомобиля в пресную воду глубиной до 1 м при прохождении автомобилем глубокого брода.
Электродвигатель стартера защищен от попадания грязи из картера маховнка манжетой, установленной в промежуточном подшипнике. Манжета не защищает от попадания воды, поэтому при преодолении брода двигатель и, в частности, его картеры маховика и сцепления должны быть загерметизированы. Реле стартера защищено от попадания грязи и воды сильфоном.
В обеих крышках стартера и промежуточном подшипнике имеются масляные резервуары, в которых находятся фильтры, пропитанные турбинным маслом 22 и закрытые герметичными заглушками. Схема включения стартера представлена на рис. 1.
Емкость аккумуляторных батарей, соответствующая номинальной мощности стартера («Родник А»), А • ч Ток холостого хода при напряжении 24В, не более, А Напряжение при тормозном моменте 5 кгс • м, не более, В Ток при тормозном моменте 5 кгс • м, не более, А Напряжение включения реле, не более, В Давление щеточных пружин на щетки, гс Высота щеток исходная, мм
Правила запуска. Включение стартера осуществляется при помощи выключателя приборов и стартера типа ВК-353 путем поворота ключа по часовой стрелке в дополнительное нефиксированное положение. Ключ необходимо отпустить сразу же после осуществления запуска двигателя.
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Повторный запуск можно производить после одной-двух минут перерыва. Допускаемое количество повторных запусков не более трех. Если двигатель при этом не заводится, необходимо найти неисправность и устранить.
Рис. 1. Электрическая схема включения стартера:
1 — дистанционный выключатель «массы»; 2 — аккумуляторные батареи; 3—стартер; 4 — тяговое реле включения стартера; 5 — реле стартера; 6 — выключатель приборов и стартера; 7 — ампер-метр; 8 — биметаллический предохранитель; 9 — кнопка включения «массы»
При стоянке автомобиля цепь стартер — аккумулятор необходимо отключить, пользуясь выключателем массы аккумуляторных батарей.
Техническое обслуживание стартера
Для обеспечения надежной и безотказной работы стартера в условиях эксплуатации необходимо содержать его в чистоте и выполнять основные правила технического обслуживания.
При каждом втором техническом обслуживании (ТО-2) необходимо проверить:
— затяжку болтов крепления стартера к двигателю и при необходимости подтянуть их;
— плотность и чистоту присоединений наконечников проводов к выводам стартера к аккумуляторной батарее.
Через каждые 50 000 км пробега, но не реже одного раза в год, дополнительно выполнить следующие операции:
— снять стартер с двигателя;
— снять крышку со стороны коллектора;
— осмотреть коллектор. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания. В случае загрязнения или значительного подгорания рабочую поверхность надо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы подгорания не удается устранить, то коллектор следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой. Если и при этом следы подгорания не будут устранены, то стартер необходимо разобрать и коллектор проточить на станке. Чистота обработки должна быть не ниже 7-го класса. Минимальный диаметр коллектора 53 мм. Щетки должны свободно и без заеданий перемещаться в щеткодержателях и не должны иметь чрезмерного износа. Щетки, изношенные до высоты 13 мм, следует заменить;
— проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеток, и при необходимости подтянуть;
— продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом;
— установить крышку со стороны коллектора на место;
— снять крышку реле;
— проверить состояние контактной системы реле стартера. Контактную коробку очистить от пыли. В случае значительного подгорания контактов следует зачистить контактные болты и диск мелкой стеклянной шкуркой или напильником, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. Если контактные болты имеют значительный износ в месте соприкосновения с кон^ тактным диском, их следует повернуть на 180°, а контактный диск перевернуть на другую сторону;
— закрепить контактные болты в крышке реле;
— установить крышку реле на место;
— проверить регулировку реле стартера.
Проверка производится следующим образом: к выводной клемме обмоток реле подводится напряжение «» аккумуляторной батареи, а к корпусу стартера подводится «—» аккумуляторной батареи. Для контроля замыкания контактов между «» аккумуляторной батареи и выводным болтом реле стартера (отсоединенным от «+» аккумуляторной батареи) подсоединяется лампа 24 В. При замыкании контактов лампочка должна гореть.
При подаче напряжения 24 В контакты реле должны замкнуться (лампочка горит), при этом зазор между шайбой на валу якоря и втулкой привода должен быть в пределах 1—1,25 мм.
Между шестерней и шайбой на валу стартера устанавливается прокладка толщиной 23 мм. Реле стартера включается на номинальное напряжение 24 В, а шестерня прижимается к прокладке. При этом контакты реле не должны замыкаться (лампочка не горит). Если лампочка загорится, то производится подрегулировка стартера. Для подрегулировки необходимо отвернуть два винта, крепящие фланец к крышке со стороны привода, повернуть фланец до совпадения отверстий фланца с двумя другими резьбовыми отверстиями в крышке со стороны привода и проверить регулировку, как было указано ранее;
— проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря. При затрудненном перемещении привода доступную часть вала очистить от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-201, 202, 203, если после этого заедание не устраняется, необходимо разобрать стартер и устранить причину заедания.
Через каждые 100 000 км пробега дополнительно необходимо проделать следующие операции:
— разобрать стартер;
— заменить смазку (ЦИАТИМ-201, 202, 203) шлицевой части вала и привода;
— вынуть заглушки и добавить турбинное масло 22 (допускается применение моторного масла) в масляные резервуары крышек со стороны коллектора, привода и промежуточного подшипника;
— установить заглушки на место;
— очистить привод от грязи и добавить смазку. Для чего вдвинуть шестерню в привод, залить в корпус привода моторное масло и сделать 5—10 движений шестерни вдоль оси привода, после чего масло вылить. Указанную операцию повторить 2—3 раза, затем залить масло в корпус привода;
— осмотреть состояние резиновых деталей — сильфона, манжет, колец, шайб; при ненормальных износах и разрывах их заменить;
— добавить смазку ЦИАТИМ-201, 202, 203 во внутреннюю полость манжеты;
— осмотреть состояние вкладышей в крышках со стороны коллектора и привода.
В случае износа вкладышей в крышке со стороны привода до размера 19,4 мм, а в крышке со стороны коллектора до размера 16,3 мм вкладыши заменить.
Для этого:
а) выпрессовать изношенный вкладыш;
б) запрессовать новый вкладыш;
в) расточить после запрессовки новый вкладыш относительно посадочных диаметров крышек.
Внутренний диаметр расточенного нового вкладыша должен быть: в крышке со стороны привода 19+0’045 мм; в крышке со стороны коллектора I6+0’035 мм.
Порядок разборки и сборки стартера. Разборка стартера производится в специализированной мастерской. Для разборки необходимо:
— отвернуть гайки и снять перемычку, соединяющую реле и корпус;
— отвернуть четыре гайки на крышке со стороны коллектора, крепящие траверзу;
— отогнуть замковые шайбы, отвернуть четыре болта и снять крышку со стороны коллектора;
— отвернуть винты, крепящие выводы обмотки и щетки к траверзе, и снять щетки и траверзу;
— отвернуть два винта с фланца и вынуть ось рычага;
— отвернуть четыре винта и снять с крышки со стороны привода реле вместе с якорем реле;
— отогнуть замковые шайбы, отвернуть пять болтов и снять крышку со стороны привода;
— вынуть из крышек привод и рычаг;
— снять промежуточный подшипник и вынуть из корпуса якорь стартера;
— произвести сборку в обратном порядке;
— проверить стартер после сборки по пунктам на соответствие технической характеристике, провести регулировку и проверить на герметичность.
Проверка стартера на герметичность:
— привернуть к фланцу приводной крышки стартера через резиновую прокладку специальный уплотнительный кожух;
— подать через уплотнительный кожух сжатый воздух внутрь стартера для создания избыточного давления 0,1—0,2 атм;
— опустить стартер с кожухом в пресную воду комнатной температуры так, чтобы все части стартера находились в воде, а столб жидкости над стартером не превышал 50 мм;
— произвести испытание в течение 1 мин с момента погружения;
— включить в начале испытания стартер 3 раза на холостом ходу в погруженном состоянии, по 5 с каждое включение. Стартер считается выдержавшим испытание на герметичность, если отсутствует систематическое выделение видимых пузырьков воздуха из одного и того же места стартера и реле. Выделение пузырьков газа, возникающих на клеммах в результате электролиза воды, не является недостатком;
— сменить резиновое уплотнение, если при проверке на герметичность постоянно выделяются пузырьки воздуха из одного и того же места — это свидетельствует о нарушении герметичности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Потребителя электроэнергии КамАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы