Выполняя упражнения, учащиеся развивают и закрепляют навыки вождения трактора по прямой на всех передачах, изучают и осваивают приемы управления трактором при движении передним ходом по кругу, овалу, «змейке», «зигзагу» указанным ориентирам, «восьмерке», а также при крутых поворотах трактора на I различные углы.
Эти упражнения имеют важное значение для привития учащимся навыков маневрирования трактором в заданных условиях. Они приближают условия обучения работе на тракторе к условиям производства.
В процессе обучения учащиеся должны неуклонно выполнять правила безопасности, плавно трогать трактор с места на всех передачах, правильно пользоваться рычагом подачи топлива в зависимости от нагрузки, дорожных условий и рельефа местности, умело пользоваться рычагами управления, тормозными педалями и выдерживать заданное направление движения, своевременно снижать скорость движения и переходить на низшую передачу перед крутым поворотом.
Совершая крутой поворот, следует помнить, что радиус поворота зависит от силы нажима на тормозную педаль.
Окончив поворот, надо отпускать сначала педаль тормоза, сняв с нее ногу, а затем плавно, но быстро включить бортовой фрикцион. Нельзя пользоваться тормозными педалями, не выключив рычагом управления соответствующий бортовой фрикцион.
Рис. 1. Положение рычагов управления бортовыми фрикционами (муфтами поворота) трактора ДТ-54:
а — при плавном повороте; б — при крутом повороте
Крутые повороты, как правило, следует совершать на низшей передаче. Следует учитывать, что крутые повороты вызывают большое напряжение в узлах машин и вредно отражаются на них. Поэтому в целях сохранности машин по возможности следует избегать крутых поворотов.
Учащийся выполняет упражнение по движению трактора в такой последовательности: по прямой, по кругу, повороты налево и направо; попеременное движение налево и направо (зигзагом), по «восьмерке».
Выполнение упражнения на гусеничном тракторе:
Движение по кругу. Учащийся управляет движением трактора по обозначенному кругу или овалу без торможения гусеницы в правую и левую стороны, соблюдая правила, приведенные выше.
Повороты налево и направо. Учащийся управляет движением трактора по прямой на низшей передаче, а затем поворачивает трактор по указанию инструктора налево и направо, перемещением рычага управления «на себя» без торможения гусеницы и с торможением.
Попеременное движение налево и направо (зигзагом) под углом 45 или 90°. Учащийся управляет движением трактора по прямой на Ш или IV передаче, а затем, подъехав к первому указателю, поворачивает трактор под углом 45°, выдерживая заданное направление движения; подъехав к следующему указателю повторяет прием, поворачивая трактор .в другую сторону до полного проезда всего цикла «зигзага».
Попеременное движение налево и направо по «восьмерке». Учащийся управляет движением трактора по прямой на III или IV передаче, выполняет первый полуоборот, выполняет полный оборот, затем завершает второй полуоборот и выезжает на прямую линию.
При выполнении аналогичного упражнения на тракторе «Беларусь» МТЗ-5М необходимо правильно действовать рулевым колесом при поворотах трактора. При выполнении крутого поворота и разворота трактора необходимо учесть, что полное торможение в этих случаях производится после поворота передних колес до упора ограничителя. Невыполнение этих правил приводит к быстрому износу шин передних колес или повреждению их. Крутой поворот можно производить на всех передачах, кроме транспортной.
Указания инструктору. Занятия проводят на учебно-тренировочной площадке с обозначенными линиями движения и. поворотными полосами. Поэтому к занятиям необходимо подготовить переносные указатели, ограничители и флажки и расставить их.
При проведении занятия инструктор должен постепенно прививать учащимся навыки в определении и устранении неисправностей трактора в процессе работы на нем. Учащиеся должны внимательно прислушиваться к работе двигателя и прочих механизмов и своевременно улавливать на слух все отклонения от нормальной работы (характерные шумы, стуки, перебои). Необходимо, чтобы учащиеся определяли по внешним признакам характер и причину неисправности и устраняли ее.
В процессе обучения инструктор знакомит учащихся с маршрутами движения трактора и объясняет последовательность выполнения упражнения, объясняет и показывает учащимся приемы поворота трактора при движении по овалу или кругу в левую и правую сторону, попеременно налево и направо, под углом 45 и 90° по «змейке» и «зигзагу», попеременно налево и направо по «восьмерке», а также приемы крутого поворота трактора.
После объяснения и показа приемов и элементов упражнения, инструктор выполняет полностью все упражнения в той последовательности, в которой должен их выполнить учащийся. Особое внимание необходимо обратить на последовательность в пользовании рычагами управления и тормозными педалями при Движении «зигзагом»; нужно объяснить учащемуся от чего зависит радиус поворота трактора.
Инструктор должен научить учащихся правильно пользоваться рычагами и педалями в соответствии с заданной кривой, показать приемы крутого поворота трактора на мягкой почве при буксовании одной гусеницы; разъяснить, что при перегрузках трактора, когда двигатель начинает уменьшать число оборотов (глохнуть), нужно переходить на низшую передачу.
При пользовании правым тормозом необходимо следить, чтобы учащийся случайно не нажал на защелку горного тормоза.
Учащийся не должен пользоваться тормозными педалями, не выключив соответствующий рычаг управления бортовым фрикционом.
Последовательность выполнения упражнения определяется инструктором.
При выполнении аналогичного упражнения на колесном тракторе следует обратить внимание на правильность действия рулевым колесом при поворотах трактора, объяснить и показать учащимся приемы крутого поворота трактора.
Степень усвоения упражнения определяется умением учащегося: выполнять плавные и крутые повороты трактора налево, направо и в обратном направлении; правильно пользоваться рычагом подачи топлива в зависимости от нагрузки, дорожных условий и рельефа местности; пользоваться рычагами управления, тормозными педалями и выдерживать заданное направление движения; применять установленную сигнализацию и выполнять правила техники безопасности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Повороты трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы