Пожарные автомобили порошкового тушения используются для тушения пожаров на промышленных объектах при ликвидации горения щелочных металлов, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. В последнее время автомобили порошкового тушения начинают применять для ликвидации горения нефтяных и газовых фонтанов. Огнетушащим средством на этих автомобилях являются порошки, в состав которых входят в зависимости от марки кальцинированная сода, бикарбонат натрия, графит, стеариты железа и алюминия. Некоторые порошки состоят из мелкоразмельченного селикагеля, насыщенного легкоиспаря-ющимся фреоном.
Огнетушащий порошок на автомобилях хранится в герметичных резервуарах, которые при помощи трубопроводов и запорной арматуры соединены с лафетными или ручными стволами. Транспортирование порошка по трубопроводам осуществляется сжатым газом, который подается в емкость с порошком от компрессора или баллонов.
На вооружении пожарной охраны наибольшее распространение получил пожарный порошковый автомобиль АП-3(130)-148, который в настоящее время заменен модернизированной моделью АП-3(130)-148А. В отличие от ранее выпускавшегося автомобиля модернизированный автомобиль не имеет компрессора, а вместо него установлено пять баллонов с воздухом вместимостью 50 л и давлением 15—16 МПа, что дало возможность увеличить рабочее давление транспортирования порошка до 0,39—0,41 МПа и улучшить тактические свойства автомобиля.
Автомобиль порошкового тушения смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Кабина водителя и боевого расчета имеет три места, а в крыше ее два вентиляционных люка с крышками. На раме автомобиля закреплены стремянками два ложемента для крепления цистерны и кузова. Цистерна представляет собой сварную конструкцию из обечаек и эллиптических днищ. Внутри цистерны установлены аэродннща, улучшающие аэрацию порошковых составов; воздухопроводы, подводящие сжатый воздух под аэроднище, и сифонные трубы для транспортирования порошков к лафетному и ручным стволам. Огнетушащие порошковые составы засыпаются в цистерну через верхний люк, имеющий сетку. В нижней части цистерны имеются люк для очистки цистерны и два отверстия с пробками для слива конденсата из-под аэроднища. С левой и правой сторон цистерны на кронштейнах, выполненных заодно с ложементами, установлен кузов, имеющий отсеки, в которых размещается пожарное оборудование, запасное колесо и щит управления.
Щит управления порошковой установкой размещен в переднем отсеке кузова с левой стороны. Рычаги управления и краны щита управления предназначены для подачи сжатого воздуха в цистерну с огнетушащим порошком, подачи порошка в лафетный и ручные стволы и продувки рукавов и стволов сжатым воздухом от остатков порошка после окончания работы.
Общая схема установки для подачи огнетушащего порошкового состава показана на рис. 9.7. Порошковый состав подается в очаг пожара через лафетный ствол или ручные стволы. При открытых вентилях баллонов сжатый воздух с давлением до 15—16 МПа по трубопроводу через открытый вентиль поступает в редуктор, который понижает давление воздуха до 0,39— 0,41 МПа. Далее сжатый воздух поступает под аэроднище. Проникая через поры аэроднища, имеющего угол наклона больше, чем угол откоса для порошка, сжатый воздух приводит порошковый состав в состояние движения. Это происходит в том случае, когда кинетическая энергия сжатого воздуха больше силы тяжести частичек порошка. Угол наклона аэроднища способствует движению порошка и его распылению. Такое состояние порошка называется псевдосжиженным. Если открыть кран лафетного ствола, то псевдосжиженный порошковый состав через заборник сифонной трубы поступит в лафетный ствол. Если открыть кран, то порошковый состав поступит в ручные стволы (пистолеты). Для продувки трубопроводов, рукавов и стволов от порошка после работы необходимо закрыть краны и открыть краны. При этом сжатый воздух выдавит из трубопроводов оставшийся порошок.
Рис. 9.7. Схема коммуникаций:
I — клапан предохранительный высокого давления; 2 — манометр; 3 — вентиль запорный Ду-8; 4 — баллон; 5 — кран Ду-25; 6 — ствол лафетный; 7 — мановакуумметр; 8 — штуцер; 9 — клапан предохранительный низкого давления; 10 — кран Ду-100;
II — цистерна; 12 — заборник; 13 — кран Ду-40; 14 — пистолет для распыления порошка (ствол ручной); 15 — рукав; 16 — редуктор давления; 17 — вентиль баллонный
Рис. 9.8. Принципиальная схема автомобиля порошкового тушения АП-0,7 (66)-122:
1 — баллон; 2 — манометр; 3 — понижающий редуктор; 4 — тройник; 5 — предохранительный клапан; 6 — кран; 7 — форсунка; в — сифонная труба; 9 — ре-эервуар; 10 — иран для создания разрежения в резервуаре; 11, 12, 15 и 16 — Краны; 13, 14 — трубопроводы; 17 — катушка для рукава; 18 — ствол; 19 — успокоитель
Для тушения пожаров на промышленных объектах применяется пожарный автомобиль порошкового тушения АП-0,7(66)-122. На базовом шасси ГАЗ-66 вертикально установлены два стальных резервуара -вместимостью по 560 л каждый, рассчитанные на рабочее давление 1500 кПа. На рис. 9.8 показана принципиальная схема порошковой установки этого автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пожарные автомобили порошкового тушения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы