Штабной автомобиль предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения и служит для доставки к месту пожара личного состава штаба и комплекта специального оборудования.
Штабной автомобиль смонтирован на шасси двухосного автомобиля-фургона УАЗ-452 повышенной проходимости с передними и задними ведущими мостами. Грузоподъемность шасси 800 кг.
Кузов автомобиля цельнометаллический, закрытый, вагонного типа с панорамным неоткрывающимся ветровым стеклом. Он разделен низкой перегородкой на два отсека: кабину водителя и рабочий отсек, который имеет боковую одностворчатую и заднюю двухстворчатую двери. Двери оборудованы замками, которые могут быть установлены изнутри на предохранители, Для отопления кузова и обдува ветрового стекла имеется отопитель, радиатор которого включен в систему охлаждения двигателя параллельно основному радиатору.
Рис. 10.22. Пожарный штабной автомобиль
Нагретый воздух поступает на отопление кузова и обдув ветрового стекла. Интенсивность потока воздуха можно регули-тельную работу, поэтому при работе на пожарах необходимо следить за насосом, коробкой отбора мощности и за карданной передачей. Варианты использования топливозаправщика даны на рис. 10.23.
Передвижные авторемонтные мастерские применяются для обслуживания и ремонта пожарной техники в подразделениях пожарной охраны, расположенных далеко от технических частей и отрядов технической службы. По назначению ремонтные мастерские разделяют на мастерские общего назначения и специальные. Передвижные ремонтные мастерские общего назначения осуществляют текущий ремонт на пожаре и проведение техосмотров, замену деталей и агрегатов при поломках и авариях, а также обеспечивают проведение техобслуживания пожарных машин. Специальные мастерские предназначены для обслуживания и ремонта пожарного оборудования и специальной техники (изолирующих аппаратов, пожарных рукавов, средств связи и др.) Примером передвижной ремонтной мастерской может служить автомобиль ВАРЭМ-3. Он монтируется на шасси автомобиля повышенной проходимости. В специальном унифицированном металлическом кузове размещается оборудование, приспособления, принадлежности и инструмент.
Рис. 10.23. Варианты использования автотопливозаправщика для тушения пожара:
а — подача воды из цистерны, с переходной головкой; б — подача воды g забором ее из водоема; в — заполнение цистерны из водоема: 1 — насос; 2 — напорный патрубок с переходной головкой
Рис. 10.24. Схема размещения оборудования на ВАРЭМ-3:
1 — механический домкрат; 2 — распределительный щит; 3 — аккумулятор; 4 — складной ствол; 5 — токарный станок; 6—передвижная компрессорная установка; 7—верстак; 8 — параллельные тиски; 9 — оправа для жестяницких работ; 10 — ствол; 11 — винтовой пресс; 12 — бак для воды; 13 — газосварочный аппарат; 14 — огнетушитель; 15 — кислородные баллоны; 16 — кузнечный походный горн; 17 — установка для дистилляции воды; 18 — маслораздаточный бак; 19 — заточной станок; 20 — бак с дистиллированной водой; 21 — штатив с электродрелью; 22 — выпрямитель; 23 — вешалка; 24 — шкаф; 25 — прибор для проверки жиклеров
Примером специальной ремонтной мастерской может служить передвижная мастерская по ремонту дыхательных аппаратов. Мастерская смонтирована на шасси автомобиля повышенной проходимости, ее кузов оборудуется по типу ВАРЭМ-3 (рис. 10.25). В качестве источника электроэнергии на автомобиле устанавливается генератор по типу АСО-5 с заземлением. Для обогрева кузова в холодное время года имеется отопитель, пуск которого осуществляется с панели щита управления, установленного в кузове. При помощи оборудования и инструмента, размещенного на ПМДА, можно производить следующие виды работ: проверки № 2 и № з ‘кИПов; зарядку патронов РП-8 химическим поглотителем; зарядку малолитражных баллончиков кислородом; мойку и дезинфекцию, а также сушку узлов дыхательных аппаратов; мелкую механическую обработку деталей.
К транспортным средствам относятся грузовые и легковые автомобили, автобусы.
Грузовые автомобили используются для доставки людей и пожарного оборудования на крупные пожары, запасных частей к пожарным автомобилям, перевозки строительных материалов и т. п.
Рис. 10.25. Схема размещения оборудования в кузове ПМДА:
1 — электрораспределительный щит; 2 — весы; 3 — ремонтный стол; 4 —- генератор; 5 — сушильный шкаф; 6 — токарный настольный станок; 7 — шкаф барабанов с хим-поглотителем; 8 — шкаф с транспортными баллонами; 9 — кислородный компрессор; 10 — ванна; 11 — ракоЕина; 12 — комплект запасных частей; 13 — сверлильный станок; 14 — точильный станок; 15 — слесарные тиски
Легковые и полугрузовые автомобили служат для укомплектования управлений (отделов), отрядов, частей и районных отделений и инспекций пожарной охраны с целью повышения оперативности подразделений. Легковые автомобили используются также в отдельных гарнизонах как оперативно-штабные. Для этого в кузове автомобиля располагают радиостанцию, пожарное оборудование (переносной стол, противогазы, фонари).
Автобусы применяются для доставки на пожар и с пожара личного состава, пожарного оборудования. При необходимости они переоборудуются под автомобиль агитации и пропаганды в частях и отрядах технической службы.
Автомобили (тракторы), приспососабливаемые для тушения пожаров. Анализ происходящих в стране пожаров показывает, что на долю сельской местности приходится около 70% пожаров
и более половины наносимого ими ущерба. Поэтому в связи с неуклонным ростом интенсификации сельскохозяйственного труда и его энерговооруженности, созданием значительных материальных ценностей, строительством и вводом в действие крупных животноводческих комплексов и других сельскохозяйственных предприятий, повышением их пожарной опасности стоит задача технического укрепления пожарных подразделений, ДПД и ПСО колхозов и совхозов. Успешно применяется техника народного хозяйства при тушении пожаров.
Опыт тушения пожаров в сельской местности показал целесообразность приспособления грузовых автомобилей для целей пожаротушения. На автомобиль устанавливается цистерна вместимостью 2200 л, навесной шестеренчатый насос НШН-600М. Автомобиль оборудуется разветвлением РТ-70, тремя стволами«Б», шестью рукавами диаметром 51 мм и двумя всасывающими рукавами. По бокам цистерны монтируются ящики для пожарных рукавов, стволов, боевой одежды. На рис. 10.26 показана схема прокладки рукавных линий от насоса НШН-600М, установленного на грузовом автомобиле.
Применяются также другие автомобили и агрегаты, оборудование которых небольшими съемными приспособлениями позволяет успешно использовать их при тушении пожаров.
Примером может служить приспособление для целей пожаротушения трактора К-700. На тракторной тележке ПГС-12 устанавливается сварная металлическая цистерна для воды вместимостью 11,5 м3, здесь же размещается пожарная мотопомпа МП-800Б с пожарным оборудованием. В другом варианте в передней части тележки установлен насос НШН-600М и гидромотор НШ-46У, который при помощи карданного вала приводит во вращение вал насоса. Гидромотор приводится в действие давлением масла, поступающего по шлангам от гидросистемы трактора К-700 (рис. 10.27).
На тележке смонтирована также катушка для напорных рукавов и установлен металлический ящик для пожарного оборудования. Такой прицеп за 2—3 мин может быть подсоединен к трактору К-700 и доставлен к месту пожара. Для приведения в действие на пожаре затрачивается не более 2 мин, ствол «А» от цистерны работает около 30 мин.
Рис. 10.26. Схема прокладки рукавных линий от насоса НШН-600М:
1 — автомобиль; 2 — всасывающая сетка; 3 — всасывающая линия; 4 — насос НШН-600М; 5 — напорная магистральная линия; 6 — разветвление; 7 — напорные рабочие линии; 8 — пожарные стволы
Рис. 10.27. Схема оборудования тракторной тележки ПГС-12 и трактора К-700:
1 — тряктор К-700: 2 — масляный бак; 3 — гндрошланги; 4 — гидромо-” тор НШ-46У; 5 — карданный вал; 6 — насос НШН-600М; 7 — всасывающий рукав; 8 — цистерна; 9 — ящик для пожарного оборудования; 10 — тракторная тележка ПГС-12; 11 — напорный рукав со стволом; 12 — рукавная катушка; 13 — коробка перемены передач; 14 —насос НШ-46
Специальные пожарные автомобили и их оборудование обеспечивают механизацию работ на пожаре по спасению людей и облегчают труд пожарного при ликвидации пожаров.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пожарный штабной автомобиль АШ-5 (452)-79Б"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы