Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Общие сведения о автомобильных кранах

Публикация:
   Правила техники безопасности при работе автомобильных кранов

Читать далее:




Правила техники безопасности при работе автомобильных кранов

К управлению автомобильным краном допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специальность шофера, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право работы на автомобильных кранах. Машинист крана перед назначением на работу должен пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия его физического состояния требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности.

Для строповки грузов и подвешиванию их к крюку крана назначаются стропальщики. К такелажным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение.

В тех случаях когда зона, обслуживаемая краном, полностью не обозревается из кабины крановщика, для передачи сигналов стропальщиков машинисту крана должен быть назначен сигнальщик. Сигнальщиками могут быть назначены лица, знающие сигнализацию и прошедшие специальный инструктаж.

Допуск к работе машинистов и стропальщиков оформляется приказом по предприятию после выдачи им на руки удостоверений об обучении. Удостоверение крановщика и стропальщика должно быть подписано представителем местного органа Госгортехнадзора. В удостоверении указывается тип крана, к управлению которым крановщик допущен. Во время работы крановщик и стропальщик должны иметь удостоверение при себе.

Периодически, не реже одного раза в год, проводится повторная проверка знаний лиц обслуживающего персонала (крановщиков, стропальщиков, слесарей, электромонтеров) квалификационной комиссией предприятия (стройки). Повторная проверка знаний проводится также при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое или по требованию ответственного по надзору.

В целях исключения аварий и несчастных случаев крановщикам, такелажникам и стропальщикам должны быть выданы производственная инструкция, определяющая их права, обязанности и порядок выполнения работ, а также памятки по технике безопасности.

Находящиеся в эксплуатации автомобильные краны должны иметь исправные указатели вылета стрелы и ограничители грузоподъемности, а также должны быть снабжены ясными обозначениями регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания. Вспомогательные грузозахватные приспособления должны находиться в исправном состоянии и иметь клейма с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты их изготовления. В темное время суток место работы крана должно быть хорошо освещено.

Производство работ. Перед началом работы машинист обязан внимательно осмотреть кран и убедиться в полной его исправности. Если во время осмотра и проверки работы механизмов обнаружены неисправности, которые препятствуют безопасной работе крана и не могут быть устранены силами обслуживающего персонала, машинист, не приступая к работе, делает в журнале запись об обнаруженной неисправности и докладывает об этом лицу, ответственному за исправное состояние крана. Работа на неисправном кране не разрешается.

Для работы кран должен быть установлен на ровной спланированной площадке, имеющей уклон не более 3°. Устанавливать кран на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на краю откоса выемки допускается только с разрешения лица, ответственного за безопасное перемещение грузов, после установления невозможности оползания грунта под краном. Чтобы проверить надежность установки крана, поднимают максимально допускаемый груз на высоту 5 см и поворачивают стрелу в обе стороны на 180—200°. Если при этом наблюдается просадка выносных опор или колес, площадку укрепляют настилом из плит или же изменяют место стоянки крана.

Устанавливать краны на краю откоса или канавы можно при соблюдении определенных расстояний от бровки канавы (откоса) до ближайшей опоры.

Перед подъемом груза крановщик должен дать предупредительный сигнал.

Груз, подвешиваемый к крюку крана, должен быть надежно обвязан стропами, конструкция которых соответствует весу поднимаемого груза. Груз обвязывают так, чтобы исключалась возможность соскальзывания с него чалочных приспособлений. При пользовании стропами с крюками груз подвешивают к стропу за специально предназначенные для этого устройства (петли, скобы, рымы). В случае если груз имеет острые выступы, между стропами и грузом помещают деревянные прокладки или мешковину. Для зачаливания грузов запрещается применять случайные закладки (куски дерева или металла), а также стропы, составленные из отдельных кусков каната. Если на поднимаемом грузе имеются какие-либо незакрепленные части (маховики, барабаны, шкивы), необходимо их снять или надежно закрепить.

Строповать грузы следует в рукавицах. Поправлять руками узлы и петли в натянутых грузом стропах запрещается, для этой цели груз должен быть опущен, а стропы ослаблены.

Включать механизм подъема груза крановщик имеет право только после того, как груз хорошо обвязан и надежно закреплен на крюке, а все рабочие отошли от груза. О начале подъема такелажник (стропальщик) подает машинисту сигнал.

Поднимать и перемещать грузы необходимо в строгом соответствии с сигналами, подаваемыми такелажником, стропальщиком или сигнальщиком. Их сигналы для машиниста обязательны. Сигнал «стоп» машинист обязан выполнить независимо от того, кем он подан.

Поднимать груз, близкий по весу к номинальному, следует в два приема: сначала поднять его на 200—300 мм, проверить устойчивость крана и надежность действия тормоза, осмотреть положение груза, убедиться в правильности натяжения стропов и исправности тормозов. Только после этого можно продолжать подъем. В случае обнаружения заедания стропов или других неисправностей груз следует немедленно опустить, устранить неисправность и только после этого продолжать подъем. Мелкоштучные грузы поднимают и перемещают в специальной таре, конструкция которой исключает возможность выпадания грузов.

Кран должен быть установлен так, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость его подтаскивания при наклонном положении грузового каната. Поднимать груз, засыпанный строительным мусором, землей, снегом или примерзший к земле, запрещается.

При подъеме груза вблизи стены, штабеля, оборудования и т. п. не разрешается пребывание людей между поднимаемым грузом и стеной, штабелем или оборудованием. Расстояние между поворотной частью крана в любом его положении и другими предметами должно быть не менее 1 м.

При подъеме, перемещении и опускании груза такелажнику (стропальщику) запрещается:
— оттягивать груз руками при его развороте; для этого следует применять специальные оттяжки (канаты, крючья);
— выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственным весом;
— освобождать при помощи крана защемленные грузом палочные канаты и стропы;
— находиться впереди перемещенного груза и в зове падения стрелы.

Перемещать груз в горизонтальном направлении разрешается при условии, если он поднят на высоту 50 см над самыми высокими предметами, расположенными на его пути. Необходимо соблюдать это правило в отношении крюка и захватных приспособлений при рабочем холостом (обратном) повороте стрелы.

Запрещается перемещать груз над людьми, а также поднимать и перемещать людей на грузе или грузозахватных приспособлениях. В тех случаях когда по производственным условиям перемещение груза над людьми неизбежно, оно может быть допущено лишь на основе письменного разрешения руководства строительной организации (предприятия) после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасную транспортировку грузов, и ознакомления с ними лиц, ответственных за исправное состояние крана и безопасное перемещение грузов.

Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, допускается при соблюдении следующих условий:
- машинисты и такелажники должны быть специально проинструктированы об условиях безопасного перемещения грузов над перекрытиями и иметь перечень этих грузов со схемами способов их обвязки;
— ежесменно должно проверяться состояние грузового или стрелового канатов крана, а также тары, чалочных канатов и других грузозахватных приспособлений.

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на специально подготовленное под него место, где исключается возможность его падения, опрокидывания и сползания. Груз следует устанавливать так, чтобы можно было освободить его от чалочных канатов и других захватных приспособлений без помощи крана.

При выполнении погрузо-разгрузочных или монтажных работ машинисту запрещается:
— допускать посторонних лиц на кран и передавать без разрешения механика кому-либо управление краном;
— работать на неисправном кране;
— поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше ее бортов;
— опускать стрелу с грузом (если это предусмотрено паспортом), вес которого превышает грузоподъемность крана на данном вылете крюка;
— вытаскивать канаты, находящиеся под грузом;
— при перерывах в работе оставлять груз в подвешенном состоянии;
— производить погрузку и разгрузку автомашин, если в кузове или кабине находятся люди;
— поднимать грузы, вес которых неизвестен.

Транспортирование крана с одного объекта на другой разрешается с номинальной (паспортной) скоростью, если этому не препятствует состояние пути.

Производство работ краном с электроприводом с питанием от внешней сети допускается только при условии надежного заземления крановой установки. Категорически запрещается продолжать работу при обнаружении повреждения заземляющих проводов. Также запрещается работа крана при повреждении или отсутствии ограждения токоведущих частей.

Устанавливать автомобильные краны и работать на них под проводами действующих линий электропередачи любого напряжения не разрешается. При необходимости производства работ краном на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи крановщику должен быть выдан наряд-допуск, определяющий безопасные условия такой работы. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером или главным энергетиком предприятия или организации — владельца крана.

Работа крана под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м и установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшать указанное расстояние при подъеме стрелы. В этом случае кран должен быть заземлен.

При установке крана на дополнительные опоры под них должны быть подложены прочные подкладки.

При аварии или несчастном случае, происшедших во время работы крана, крановщик должен сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное перемещение грузов, и до прибытия комиссии для расследования причин аварии или несчастного случая обеспечить сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если она не представляет опасности для жизни и здоровья людей. Расследование аварий и несчастных случаев, связанных с работой крана, проводится в порядке, установленном Г осгортехнадзором.

Техническое обслуживание и текущий ремонт крана. При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту кран должен быть установлен на горизонтальной площадке и надежно заторможен. Запрещается выполнять чистку механизмов, крепежные, смазочные, регулировочные и другие работы до тех пор, пока кран не остановлен и механизмы его не выключены.

Все ремонтные и наладочные работы на кранах с электроприводом следует производить только при отключенном напряжении. На время ремонтных работ для предупреждения случайного включения электрооборудования в кабине водителя и у пусковых автоматов необходимо вывесить таблички: «Не включать!— работают люди».

При выполнении ремонтных, регулировочных, крепежных и других работ в темное время суток или в затемненных местах следует пользоваться переносной лампой напряжением не выше 36 в. Пользоваться для освещения источниками света с открытым пламенем (факелами, свечами и т. и.) запрещается.

Перед выполнением ремонтных и регулировочных работ следует убедиться в исправности применяемого инструмента. Нельзя пользоваться молотками, плохо насаженными на рукояти или имеющими сбитую ударную часть, а также выкрошенными зубилами, напильниками без ручек, гаечными ключами со смятыми рабочими поверхностями.

Категорически запрещается производить какие-либо работы на автокранах, поднятых на домкратах, если под вывешенную часть не поставлены прочные подкладки, исключающие возможность опускания машины. При подъеме одного из мостов крана необходимо под колеса второго моста подложить упорные башмаки, а под поднятый мост установить козлы.

При выполнении работ под рамой базового автомобиля на видном месте крана необходимо повесить табличку «Двигатель не пускать: работаю!». Перед началом работы следует убедиться в отсутствии подтекания масла, топлива и электролита из аккумуляторной батареи. Во время работы нельзя класть инструменты и снятые детали на раму, подножки и другие части крана, расположенные выше работающего, так как при падении они могут нанести травму. Работающим под краном запрещается курить и зажигать огонь.

При техническом обслуживании и ремонте автокранов, двигатели которых работают на этилированном бензине, необходимо выполнять следующие указания:
— к работе по обслуживанию и ремонту допускаются только лица, прошедшие специальный медицинский осмотр; подростки до 18 лет к этой работе не допускаются;
— перед разборкой поверхности соприкасающихся с бензином деталей обмывают щелочным раствором или керосином, при этом руки рабочих должны быть защищены резиновыми перчатками;
— во время работы рекомендуется чаще мыть руки смесью керосина с мылом;
— работу выполняют в спецодежде, которую по окончании работы хранят в специальном шкафу; входить в этой одежде в жилые помещения запрещается;
— загрязненные этилированным бензином обтирочные материалы должны собираться в металлическую закрывающуюся тару, а затем сжигаться.

Противопожарные мероприятия

В целях исключения возможности воспламенения горючего или масла на кране необходимо систематически контролировать исправность и плотность соединений топливопроводов и маслопроводов.

При обнаружении даже незначительного подтекания следует немедленно принять меры к его устранению.

Нельзя хранить на кране бензин, дизельное топливо, керосин, пропитанные маслом и горючим тряпки, ветошь и другие легковоспламеняющиеся материалы.

Необходимый запас масла следует хранить в металлической таре с крышкой. Также в металлических ящиках следует хранить сухие обтирочные материалы.

Запрещается пользоваться открытым пламенем (факелами, паяльными лампами) для прогрева картеров двигателя и передач, агрегатов системы пневмоуправления и других узлов и механизмов. При необходимости рекомендуется прогревать их горячей водой или паром.

При заправке топливных баков горючим, а также при контрольном осмотре их нельзя курить и пользоваться открытым пламенем для освещения.

Производство на автокране паяльных, сварочных и других работ, связанных с образованием пламени или применением открытого огня, допускается только в исключительных случаях, когда оказывается невозможным демонтировать и вынести деталь для производства этих работ в специально отведенные места. При этом должны быть приняты все меры, исключающие возможность возникновения пожара.

В случае воспламенения горючего, масла и других материалов тушить их следует, пользуясь огнетушителем или засыпая пламя песком (землей).

На каждом автокране на легко доступном месте должен находиться огнетушитель.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Общие сведения о автомобильных кранах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Правила техники безопасности при работе автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства