Ликвидация аварий, возникающих при бурении, осложняется невозможностью их визуального, то есть непосредственного, исследования. Поэтому главное внимание буровой мастер должен уделять предупреждению аварий, так как предотвратить их значительно легче, чем ликвидировать.
Для предупреждения аварий необходимо:
— соблюдать технологический режим бурения в точном соответствии с геолого-технологическим нарядом и фактическими геологическими и гидрогеологическими условиями бурения;
— поддерживать высокую производственную дисциплину персонала;
— правильно подбирать и расставлять работников буровой бригады;
— оснащать буровую установку требуемыми контрольно-измерительными приборами;
— поддерживать механизмы буровой установки в исправном и работоспособном состоянии;
— своевременно проводить планово-предупредительный и текущий ремонты бурового оборудования, механизмов и инструмента;
— полностью обеспечивать буровую инструментами и материалами (долотами, бурильными трубами, цементом, реагентами для глинистого раствора и др.);
— механизировать все трудоемкие операции, облегчающие труд буровиков; быстро устранять простои и перерывы в работе; четко и своевременно оформлять документацию о процессе бурения и освоения скважины.
Аварии с бурильными трубами. Во избежание обрыва бурильных труб необходимо: правильно их отрабатывать, не смешивать трубы разного качества, следить за износом и вовремя заменять; подбирать диаметр бурильных труб ближе к диаметру скважины, а также применять резиновые кольца-протекторы, защищающие трубы от трения по поверхности ствола скважины и снижающие напряжение изгиба бурильной колонны; тщательно следить за состоянием резьбовых соединений, очищать и смазывать резьбу графитовой смазкой, использовать для герметизации подмотку из пеньки; свинчивать трубы машинными ключами при спуске их в скважину до отказа (оставлять зазоры в замковых соединениях категорически запрещается); применять утяжеленные бурильные трубы (УБТ) для улучшения работы нижней части бурильной колонны.
При обрыве бурильных труб мастер прекращает бурение и поднимает на поверхность верхнюю оборвавшуюся часть бурильной колонны. По длине поднятых бурильных труб устанавливают местонахождение верхнего конца оставленного в скважине снаряда, а по нижнему концу поднятой части — характер обрыва, и подбирают ловильный инструмент.
При выборе ловильного инструмента нужно знать, что при работе овершотом нельзя восстановить циркуляцию промывочной жидкости через долото, а при работе метчиком и колоколом нельзя освободиться от захваченного снаряда. Поэтому лучше всего применять шлипс с промывкой, при помощи которого можно восстановить циркуляцию промывочной жидкости и освободить его от оставшегося в скважине снаряда.
Опускают ловильный инструмент в скважину на бурильных трубах. Не доходя 1… 1,5 м до места обрыва, включают буровой насос и промывают ловильный инструмент от грязи, попавшей в него при спуске. Окончив промывку, медленно опускают ловильный инструмент (метчик или колокол) и осторожно на 3…4 витка резьбы соединяют его с верхним концом находящегося в скважине снаряда или накрывают оборвавшийся конец шлипсом или овершотом. Затем, закачивая в скважину промывочную жидкость для удаления осевшего шлама, начинают приподнимать снаряд и, если это удалось, ввертывают до отказа ловильный инструмент и извлекают снаряд из скважины.
Если оборвавшийся конец бурильной колонны сдвинут к стенке скважины и деформирован, то по отпечатку конца оборванной трубы выбирают ловильный инструмент и опускают его с направляющими воронками (а иногда в комбинации с отводными крючками) в скважину для извлечения бурового снаряда.
Прихват бурового снаряда. Для предупреждения прихватов бурового снаряда в скважине необходимо: обеспечить высокое качество глинистого раствора при бурении в рыхлых, неустойчивых породах и проводить постоянный контроль за его параметрами в процессе бурения; промывку скважины при спуске бурового снаряда начинать, не доходя 3…5 м до забоя; при внезапном прекращении циркуляции промывочной жидкости приподнять снаряд над забоем на длину ведущей трубы; при бурении в пучащихся породах применять глинистый раствор с повышенной плотностью и с малой водоотдачей; перед подъемом бурового снаряда обязательно промыть скважину без углубки для полной очистки ствола скважины от шлама, при роторном бурении промывку провести также перед наращиванием бурового снаряда; при замене изношенного долота новым, не доходя до забоя 15…20 м, проработать ствол скважины на первой скорости при медленном спуске; при дробовом бурении соблюдать режим промывки, подавая в скважину строго определенное количество промывочной жидкости, соответствующее применяемому способу питания забоя дробью и размеру дроби; перед заклиниванием керна и подъемом его скважину тщательно промыть (заклинивают керн как можно быстрее); затирку «всухую» для подъема керна в рыхлых породах осуществлять на глубину не более 3…5 см во избежание прижога коронки; при ударно-канатном способе бурения долото выбирать в зависимости от характера и состояния пород забоя, систематически проверять длину лезвий долота и их боковых перьев (сузившийся ствол скважины обработать округляющим долотом).
При прихвате бурового снаряда расхаживают его с помощью лебедки или гидравлической системы станка и восстанавливают нарушившуюся циркуляцию промывочной жидкости.
При заклинивании снаряда во время продвижения его к забою или бурения скважины быстро увеличивают подачу промывочной жидкости, а снаряд пока не расхаживают. После 2…5 мин промывки пытаются поднять снаряд, если это не удается, продолжают промывку и начинают расхаживать снаряд с одновременным вращением его.
Если эти мероприятия не дают положительных результатов, снаряд выбивают забивным снарядом или поднимают домкратами.
В случае прихвата снаряда осевшим на него сверху шламом или обвалившейся породой сначала восстанавливают циркуляцию, а затем размывают шламовую пробку.
Если циркуляция полностью нарушена и восстановить ее нельзя, размывают завал сверху через дополнительно спущенную бурильную колонну.
При прихвате снаряда шламом в известковых породах эффективно применять ванны из раствора соляной кислоты.
Аварии с породоразрушающим инструментом. Для предупреждения аварий с породоразрушающим инструментом необходимо: тщательно проверять исправность долот, особенно в сварочных швах (шарошки долот должны легко вращаться от руки); обеспечивать прочное крепление резьбовых соединений породоразрушающего инструмента (долот, коронок); подавать долото на забой скважины плавно, без рывков; не допускать чрезмерной нагрузки на породоразрушающий инструмент.
При обрыве или отвинчивании долота, если оно не прихвачено на забое и расположено вертикально по оси скважины, извлекают его колоколом, метчиком или шлипсом.
При спуске колокола в скважину, не доходя 2…3 м до долота, начинают промывку и, вращая инструмент вручную, пытаются захватить долото за резьбовую часть. При удачном -захвате давление на манометре насоса сразу же увеличивается. Тогда колокол закрепляют вращением ротора и приступают к подъему долота. При ловле корпусного долота вместо колокола используют метчик.
Если долото лежит на забое боком или отклонилось от оси скважины, его сначала ставят вертикально, используя для этой цели отводной крючок, а затем применяют колокол или метчик.
Захват долота шлипсом проводят так же, как захват замка бурильной трубы. Если долото лежит на забое боком и прихвачено так сильно, что не удается поднять, долото разбуривают сплошным фрезером, но это очень трудоемкая и длительная операция. Значительно быстрее можно разрушить долото, применяя кумулятивное (направленное) торпедирование, а затем поднять его разрушенные части магнитным фрезером или пауком. Отдельные части долота (шарошки, лапы и др.) поднимают из скважины также магнитным фрезером или пауком.
При спуске магнитного фрезера, не доходя до забоя 2…3 м, начинают промывку и вращение фрезера с частотой не более 1,3 с-1. При захвате фрезером оставшейся
части долота промывку прекращают и фрезер осторожно поднимают на поверхность.
При обрыве дробовой коронки прежде всего тщательно промывают скважину. Затем разбуривают керн в коронке крестовым долотом и опускают в скважину метчик, с помощью которого извлекают коронку.
Обрыв колонковых и обсадных труб. Оборвавшуюся колонковую, или шламовую трубу, если она не прихвачена породой, поднимают из скважины при помощи труболовки или метчика.
Аварии с обсадными трубами при бурении скважин на воду относительно редки. Наиболее сложной аварией считают отвинчивание и уход нижней части обсадной колонны. В этом случае извлекают на поверхность верхнюю часть ее, а нижнюю ловят с помощью метчика или труболовки, но иногда бывает целесообразнее скважину перебурить. Изогнутые и измятые обсадные трубы выпрямляют различными оправками, развертками и специальными оправочными долотами.
Документация аварий. Об аварии, происшедшей на скважине, составляют акт, в котором дают краткое описание аварии, а также заключение комиссии, составившей акт, о причинах аварии и конкретном ее виновнике. Акт должен быть подписан прорабом буровых работ и мастером-бурильщиком.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Предупреждение и ликвидация аварий при бурении"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы