В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов все стреловые самоходные краны оборудованы системой приборов и устройств, обеспечивающей их безопасную эксплуатацию. К таким устройствам относят указатели, ограничители и различные сигнальные устройства.
Указателем грузоподъемности (указателем вылетов и грузуподъемностей) называется прибор, указывающий грузоподъемность крана в зависимости от вылета. Указатель устанавливают в нижней части стрелового оборудования в поле зрения машиниста. Он позволяет визуально определить возможную грузоподъемность крана.
Рис. 92. Указатели грузоподъемности крана, оборудованного основной или выдвижной стрелой (а) и крана с башенно-стреловым оборудованием (б):
1 и 7 — болты; 2 — шкала; 3 — метка; 4 — раз; 5 – стрелка; 6 — стрела; 8 .—. блок; 9 – тросик; 10 – пружина; 11 – башня
Указатель грузоподъемности стрелового оборудования с основной и выдвижной стрелами приведен на рис. 92, о, а указатель грузоподъемности башенно-стрелового оборудования — на рис. 92, б. Закрепляемая на стреле шкала должна соответствовать данном^ виду стрелового оборудования.
Креномером называют прибор, указывающий крен крана по отношению к горизонту.
Рис. 93 Креномер:
1 – кронштейн; 2 — шнур; 3 —- грузик; 4 — шкала
Рис. 94. Жидкостный креномер:
1 — корпус; 2 и 4 — прокладки; 3 — шкала; 5 — кольцо; 6 —винт; 7 — гайка; 8 —- крышка
На стреловых самоходных кранах установлены ограничители высоты подъема, вылета и грузоподъемности. При смене рабочего оборудования ограничители должны быть настроены на работу с новым видом оборудования.
Ограничителем высоты подъема крюка называют устройство, автоматически отключающее грузовую (вспомогательную) лебедку при подходе груза к головке стрелы. Ограничитель устанавливают на головке стрелы (рис. 95, а) или на барабане лебедки (рис. 95, б). При подъеме крюка в крайнее верхнее положение толкатель, укрепленный на крюковой обойме, поворачивает скобу, которая рычагом нажимает на шток конечного выключателя. Контакты выключателя разрываются, и система управления обеспечивает остановку лебедки. Ограничители высоты подъема, устанавливаемые у барабанов грузовых лебедок разных моделей, однотипны по конструкции и отличаются лишь формой и размерами узлов для отключения цепи управления конечными выключателями. Принцип работы ограничителя основан на отсчете числа оборотов барабана при навивке на него каната.
При подъеме груза барабан вращается и пальцами проворачивает звездочку. Звездочка поворачивает винт, и гайка перемещается по направлению к конечному выключателю. В тот момент, когда крюк поднят в крайнее верхнее положение, гайка нажимает на шток конечного выключателя. Контакты выключателя размыкаются и система управления обеспечивает остановку лебедки.
Рис. 95. Ограничители высоты подъема крюка, устанавливаемые на головке стрелы (а) и у барабана грузовой лебедки (б):
1 — толкатель; 2 — скоба; 3 и 13 — конечные выключатели; 4 — головка стрелы; 5 — фиксатор; 6 — пальцы; 7 — звездочка; 8 — основание; 9 — барабан грузовой лебедки; 10 — подшипник; 11 — винт; 12 — гайка
Ограничителем вылета (подъема стрелы, угла подъема стрелы) называют устройство, автоматически отключающее стреловую лебедку при подходе стрелы к крайнему положению. Ограничитель устанавливают в нижней части основания стрелы или башни (при башенно-стреловом оборудовании). Ограничитель вылета стрел и башенно-стрелового оборудования показан на рис. 96. При подъеме стрелы (башни) в крайнее положение упор нажимает на шток конечного выключателя, включенного в цепь управления краном. Контакты выключателя размыкаются и система управления обеспечивает остановку лебедки. Ограничитель взлета стрелы башенно-стрелового оборудования установлен у пяты стрелы на башне, и при подъеме стрелы в крайнее положение упор нажимает на шток конечного выключателя, включенного в цепь управления краном.
Рис. 96. Ограничитель вылета стрелового и башенного стрелового оборудования крана:
1 — стрела (башня); 2 — конечный выключатель; 3 — пята крепления стрелы (башни); 4 —упор конечного выключателя; 5 — шкала указателя грузоподъемности; 6 — стрелка; 7 — упор от запрокидывания стрелы (башни)
Эти системы ограничителей применяют при электрической, электрогидравлической и электропневматической системах управления краном. При механической системе управления ограничитель представляет собой систему рычагов и тяг, действующих на сцепление двигателя.
Ограничителем грузоподъемностк называют устройство, автоматически выключающее механизмы крана при превышении грузоподъемности. На стреловых самоходных кранах применяют специальные механические и универсальный электромеханический (ОГП-1) ограничители. Специальный механический ограничитель грузоподъемности показан на рис. 97. Принцип его работы основан на том, что натяжение ветви каната, закрепленного в клиновом зажиме, уравновешивается усилием пружины через упор и рычаг, закрепленный на валу. При увеличении натяжения ветви каната клиновыи зажим проворачивает вал, и рычаг поворачивается, отжимая пружину вверх. При этом упор нажимает на шток конечного выключателя, включенного в цепь управления краном. Контакты выключателя размыкаются, и система управления обеспечивает остановку механизмов. Ограничитель срабатывает при превышении номинальной грузоподъемности на 10%.
Рис. 97. Специальный механический ограничитель грузоподъемности: Принцип действия универсального электромеханического ограничителя ОГП-1 основан на сравнении усилия, возникающего при подъеме груза в каком-либо элементе конструкции, с усилием, возникающим в этом же элементе при подъеме груза, соответствующего безопасной работе крана. Если первое превышает второе, то ограничитель срабатывает. Ограничитель ОГП-1 состоит из датчика усилия (ДУС), датчика угла (ДУГ), релейного блока и панели сигнализации. Датчик ДУС измеряет усилия, возникающие при подъеме груза, которые сравниваются с предельно допустимым усилием, задаваемого датчиком ДУГ (рис. 98, а).
Измеряемое и допустимое усилия преобразуются в электрические сигналы (напряжения), которые сравниваются между собой при помощи измерительного моста, состоящего из потенциометров датчиков.
Рис. 98. Ограничитель грузоподъемности ОГП-1: На стреловых самоходных кранах датчик усилия ДУС (рис. 99, б и г) устанавливают в полиспасте подъема стрелы между оттяжками. Датчик закрепляют на оттяжках с помощью захватов. Датчик угла ДУГ (рис. 99, в и д) устанавливают у пяты стрелы соосно с ней. К датчику на болтах крепят рычаг, который отклоняется вверх или вниз стрелой.
На стреловых самоходных кранах устанавливают автоматические сигнализаторы опасного напряжения АСОН-1 и маятниковые сигнализаторы крена СКМ-3, Сигнализатор АСОН-1 предупреждает крановщика включением аварийной световой и звуковой сигнализации о приближении стрелы крана на опасное расстояние к линии электропередач напряжением 220/380 В и частотой 50 Гц. Прибор состоит из антенны, усилительно-исполнительного блока и блока сигнализации. Питание осуществляется от бортовой сети напряжением 12 и 24 В. Сигнализатор СКМ-3 предупреждает машиниста включением аварийной световой сигнализации о превышении крена крана более допустимого. Прибор состоит из датчика крена и панели сигнализации. Питание осуществляется от бортовой сети напряжением 12 и 24 В.
1 — клиповая втулка; 2 — скоба; 3 — пружина; 4, 7, ю, 12, 15 и 16 — рычаги; 5, 8 — тяги; 13, 19, 23 и 27 — оси; 9 — кулачок; 11, 25 и 26 — пальцы; 6 /del>- конечный выключатель; 16 и 17 — упоры; 18 и 21 — подшипники; 20 – вал; 22 и 24 — масленки; 28 — ролик
а — принципиальная электросхема; 6 и г — ДУС; в и д —- ДУГ; -Т — тумблер; ПП — предохранитель; ДУС — датчик усилия; РИ — реле нагрузка; МА — миллиамперметр; ДУГ — датчик угла; Ш — шунтирующее сопротивление; ПС-1, ПС-2 — подстроенные сопротивления: PBO-1 и РВО-2 — реле задержки времени; РП — промежуточное реле; ЛСК. и ЛСЗ — красная и зеленая сигнальные лампы; ЗС — звукопои сигнал; ЦУ — цепи управления; 1 — контакт реле РН; 2 — перекидной контакт; 3 и 6 — контакты реле РВО-Х; 4 и 5 — контакты реле РВО-2; 7 — 10 — контакты реле РП; 11 — траверса; 12 — распорка; 13 — оттяжка; 14 — захват; 15 — датчик усилия ДУС; 16 — датчик угла ДУГ; 17 — стойка опоры стрелы; 18 — ось; 19 —стрела; 20, 25, 45 и 47 — рычаги; 21 к 44 — катушки потенциометра; 22 — кольцо; 23 и 48 — потенциометр и чес кие преобразователи; 24 — пружина; 26 и 49 — корпуса; 27 и 33 — крышки; 28 — толкатель; 29 — сухарь; 30 — кронштейн; 31 и 37 — неподвижная и подвижная проушины; 32 и 45 — контактные ламели; 34 — уплотнительное кольцо; 35 — шпилька; 36 — манжета; 38 – серьга; 39 — фланец; 40 — подшипник; 41 — плата; 42 — кожух; 43 – кулачок; 50 — валик
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приборы обеспечения безопасности эксплуатации кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы