Компрессор, регулятор давления, предохранитель от замерзания конденсата в сжатом воздухе, конденсационный и воздушные баллоны составляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в необходимом количестве в тормозные приводы и к другим потребителям сжатого воздуха (рис. 98).
Компрессор служит для обеспечения пневмосистемы автомобиля сжатым воздухом. Он поршневого типа, двухцилиндровый одноступенчатого сжатия, с водяным охлаждением и комбинированной смазочной системой.
Производительность 220 л/мин при п = 2000 мин-1 и противодавлении 700 кПа (7 кгс/см2). Привод компрессора шестеренчатый.
Компрессор (рис. 99) размещен и крепится в развале двигателя, на переднем торце картера блока распределительных шестерен.
Он состоит из картера с крышками, блока цилиндров, головки блока, коленчатого вала, двух шатунов, двух поршней с пальцами и кольцами.
Картер, блок цилиндров, головка блока чугунные, соединены между собой шпильками и гайками. Уплотнены с помощью уплотнительных прокладок. В верхней части блока установлены два пластинчатых впускных клапана. В головке блока выполнены седла, в которых устанавливаются два пластинчатых нагнетательных (выпускных) клапана.
Поршни алюминиевые, с плавающими пальцами, имеют два компрессионных и одно маслосъемное кольцо.
Коленчатый вал стальной. На носке коленчатого вала устанавливается шестерня привода компрессора. В валу выполнены каналы для подвода смазки к шатунным подшипникам.
Шатун стальной, кованый, двутаврового сечения. Имеет две головки. Нижняя разъемная с вкладышем, верхняя с бронзовой втулкой. Блок и головка охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя.
Смазка комбинированная. Масло к трущимся поверхностям под давлением подается из масляной магистрали двигателя к заднему торцу коленчатого вала компрессора и через уплотнитель по каналам коленчатого вала к шатунным подшипникам. Разбрызгиванием смазываются коренные шарикоподшипники, поршневые пальцы и стенки цилиндров.
Воздух через воздухоочиститель и впускной трубопровод двигателя поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны. Сжатый поршнями воздух вытесняется к регулятору давления через пластинчатые нагнетательные клапаны.
Регулятор давления поршневой, предназначен для автоматического регулирования давления в системе пневматического при-
вода тормозов в пределах 620…750 кПа (6,2…7,5 кгс/см2), предохранения пневмосистемы от повышения давления более 1000… 1350 кПа (10…13,5 кгс/см2) при несрабатывании автоматического регулятора и защиты пневмосистемы от загрязнения.
Подача сжатого воздуха в воздушные баллоны прекращается при давлении 700…750 кПа (7,0…7,5 кгс/см2) и начинается снова при давлении 620…650 кПа (6,2…6,5 кгс/см2).
Регулятор (рис. 100) установлен и крепится на правом лонжероне рамы за передним колесом.
Он состоит из корпуса с верхней и нижней крышкой, разгрузочного клапана, разгрузочного поршня, фильтра, следящего поршня, сдвоенного (впускного и выпускного) клапана, уравновешивающей пружины, обратного клапана.
Корпус с крышками отлит из алюминиевого сплава и имеет четыре вывода: один соединяется с трубопроводом компрессора, второй — с отводящим трубопроводом, третий закрыт резьбовой пробкой (резервный) — для отбора сжатого воздуха, четвертый— для накачки шин (клапан, закрытый колпачком). Во втором выводе установлен обратный клапан, предназначенный для предотвращения выхода воздуха из пневмосистемы при открытом разгрузочном клапане. Внутри корпуса установлен металло-керамический фильтр. В верхней части корпуса — следящий поршень в сборе со сдвоенным (впускным и выпускным) клапаном.
Подпоршневое пространство соединено клапаном с выводом в пневмосистему. Верхняя крышка имеет регулировочный болт с контргайкой и отверстие для сообщения полости крышки с атмосферой. Нижняя крышка имеет вывод для сообщения с атмосферой.
Разгрузочный клапан предназначен для выпуска воздуха в атмосферу при достижении давления в пневмосистеме 700…750 кПа (7,0…7,5 кгс/см2). Он выполняет также роль предохранительного клапана. Корпус клапана крепится на штоке разгрузочного поршня и прижимается к седлу пружиной. Разгрузочный поршень установлен внутри корпуса. Шток прижимается к поршню пружиной.
Рис. 98. Схемы пневматического привода тормозных механизмов (а) и пневматического привода третьего контура после усовершенствования (б):
1 — кран аварийного растормаживания; 2 — двухстрелочный манометр; 3 — контрольные лампы и зуммер; 4— клапан контрольного вывода; 5 — тормозная камера типа 24; 6, 48 — кран управления стояночным тормозом; 7 — кран управления вспомогательным тормозом; 8 — пневматический цилиндр привода рычага останова двигателя; 9, 49 — компрессор; 10, 46 — регулятор давления; 11 — пневмоэлектрический датчик электромагнитного клапана прицепа; 12 — пневматический цилиндр привода механизма вспомогательного тормоза; 13 — предохранитель от замерзания; 14 — двухсекционный тормозной кран; 15 — конденсационный баллон; 16 — тройной защитный клапан; 17, 21, 22 — датчики падения давления; 18 — воздушный баллон первого контура; 19, 44 — воздушный баллон третьего контура; 20, 31, 39, 45 — одинарные защитные клапаны; 23 — воздушный баллон второго контура; 24 — кран слива конденсата; 25—пружинный энергоаккумулятор; 26, 40 — датчик включения стояночного тормоза; 27, 41 — ускорительный клапан; 28, 43 — двухмаги-стральный перепускной клапан; 29, 38 — тормозная камера типа 24/24; 30 — клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 32 — датчик включения сигнала торможения; 33 — клапан управления тормозами с однопроводным приводом; 34 — разобщительный кран; 35 — задний фонарь; 36 — соединительная головка типа «Палм»: 37 — соединительная головка типа «А»; 42 — двухмагистральный клапан экстренного растормаживания^ 47 влагоотделитель; А, В, С, Е, D — клапаны контрольных выводов; R — к питающей магистрали двухпроводного привода; Р — к соединительной магистрали одно-проводного привода; N — к тормозной (управляющей) магистрали двухпроводного привода
Следящий поршень уплотнен снизу резиновым кольцом, на него давит уравновешивающая пружина, которая сверху упирается в шайбу верхней крышки и регулировочный болт.
Сдвоенный клапан собран в следящем поршне и состоит из стального стержня, на который надеты резиновые колпачки. Нижний клапан впускной, верхний — выпускной. Впускной клапан постоянно прижимается к седлу в корпусе уравновешивающей пружиной. Седло впускного клапана сверлением соединяется с выводом корлуса, подводящим воздух от компрессора.
Рис. 99. Компрессор:
1 — коленчатый вал; 2 — шестерня привода; 3 — картер; 4 — шатун; 5 — маслосъемное кольцо; 6 — палец поршня; 7 — компрессионное кольцо; 8 — поршень; 9 — головка цилиндров; 10 — блок цилиндров; 11— угольник подвода охлаждающей жидкости
Рис. 100. Регулятор давления:
а — конструкция; б — схема работы при давлении в системе менее 700 кПа (7 кгс/см2); в — схема работы при давлении в системе 700—750 кПа (7…7,5 кгс/см2); 1 — разгрузочный клапан; 2 — фильтр; 3 — пробка канала отбора воздуха; 4 — выпускной клапан; 5 — уравновешивающая пружина; 6 — следящий поршень; 7, 11 — каналы; 8 — кольцевой канал; 9 — обратный клапан; 10 — впускной клапан; 12 — разгрузочный поршень; 13 — седло разгрузочного клапана; 14 — клапан для накачивания шин; 15 — колпачок; А — полость под следящим поршнем; Б — полость над разгрузочным поршнем; / — вывод от компрессора; II и IV — выводы в атмосферу; III — вывод в пневматику
В работе регулятора можно рассмотреть четыре режима: наполнение, разгрузочный режим, предохранительный режим, отбор сжатого воздуха.
Наполнение — давление воздуха в пневмосистеме меньше 700…750 кПа (7,0…7,5 кгс/см2).
Сжатый воздух от компрессора подводится к выводу корпуса регулятора, пройдя через фильтр и кольцевую полость; отжав обратный клапан, заполняет пневмосистему автомобиля. Одновременно он по каналу поступает в полость под следящий поршень. Поршень находится под воздействием силы давления воздуха снизу и силы сопротивления уравновешивающей пружины сверху. Давление пружины устанавливается регулировочным болтом и равно 700…750 кПа (7,0…7,5 кгс/см2). Поршень находится в крайнем нижнем положении (давление пружины больше давления воздуха). Сдвоенный клапан находится: нижний (впускной) прижат к седлу корпуса и не дает возможности сжатому воздуху поступать в полость над разгрузочным поршнем; верхний (выпускной) находится в верхйем положении и соединяет полость над разгрузочным поршнем с атмосферой.
Разгрузочный клапан под действием своей пружины прижат к седлу и предотвращает выход сжатого воздуха в атмосферу.
Разгрузочный режим — давление воздуха в пневмосистеме достигло 700…750 кПа (7,0…7,5 кгс/см2).
Следящий поршень под давлением сжатого воздуха, сжимая уравновешивающую пружину, поднимается вверх и перемещает сдвоенный клапан. Верхний (выпускной) клапан садится на свое седло в поршне и закрывает выход воздуха из полости над разгрузочным поршнем в атмосферу. Нижний (впускной) отрывается от седла, и сжатый воздух попадает в полость над разгрузочным поршнем. Поршень перемещается вниз, через шток отрывает разгрузочный клапан от седла. Сжатый воздух идет через вывод нижней крышки в атмосферу вместе со скопившимся конденсатом.
Так как давление в кольцевой полости упало, обратный клапан под действием своей пружины закрывается и предотвращает выпуск воздуха из пневмосистемы в атмосферу.
Предохранительный режим. Разгрузочный клапан может выполнять роль предохранительного клапана. Если регулятор давления не срабатывает при давлении 700…750 кПа (7,0…7,5 кгс/см2) вследствие загрязнения фильтра, забивания одного из клапанов посторонними частицами, деформации корпуса, то при давлении в пневмосистеме 1000…1350 кПа (10… 13,5 кгс/см2) клапан открывается, преодолевая сопротивление пружины клапана и пружины разгрузочного поршня. При этом воздух, подаваемый из компрессора, выходит через атмосферный вывод нижней крышки.
Давление воздуха, при котором открывается разгрузочный (он же предохранительный) клапан, регулируется числом прокладок, устанавливаемых под пружину клапана.
Для отбора сжатого воздуха из компрессора, например для накачки шин, отвернуть защитный колпачок клапана отбора воздуха и навернуть на штуцер наконечник шланга. При этом шток клапана перемещается и закрывает проход воздуха от компрессора в пневмосистему, открывая проход в подсоединенный шланг.
Перед отбором сжатого воздуха давление в пневмосистеме нужно понизить до давления включения регулятора 620… 650 кПа (6,2…6,5 кгс/см2), так как при предельном давлении воздух будет уходить в атмосферу через разгрузочный клапан. Понижать давление клапаном слива конденсата в конденсационном баллоне, потянув кольцо в сторону.
Предохранитель от замерзания испарительный, предназначен для предотвращения замерзания конденсата в трубопроводах и приборах пневматического привода тормозов. Емкость предохранителя 200 см3. Рабочая жидкость — этиловый спирт.
Он размещен рядом с регулятором давления и крепится на кронштейне к правому лонжерону рамы.
Предохранитель от замерзания (рис. 101) состоит из корпуса, стакана, штока с рукояткой, фитиля, пружины, жиклера, указателя уровня жидкости.
Принцип действия основан на испарении и смешении частиц спирта с воздухом при прохождении через предохранитель, вследствие чего понижается температура замерзания конденсата.
Предохранитель включается при температуре +5°С и ниже. Для включения нажать на рукоятку тяги, повернуть ее, и под действием пружины шток поднимается вверх. Фитиль также поднимается вверх. Воздух, нагнетаемый компрессором в воздушные баллоны, проходит мимо фитиля испарителя, насыщается парами спирта. Спирт поглощает из воздуха влагу и превращает ее в незамерзающий конденсат.
На последних выпусках автомобилей вместо предохранителя от замерзания применяется влагоотделитель. Влагоотделитель (рис. 102) предназначен для отделения из сжатого воздуха конденсата и удаления его из питающей части привода. Сжатый воздух от компрессора через ввод II подается в радиатор, где охлаждается потоком встречного воздуха. Затем воздух проходит по центробежному аппарату через пустотелый винт в корпус к выводу I и далее в пневматический, тормозной привод. Выделившаяся за счет термодинамического эффекта влага, стекая через фильтр, скапливается в нижней крышке. При срабатывании регулятора давление в воздухоотделителе падает, при этом мембрана перемещается вверх. Клапан слива конденсата открывается, скопившаяся смесь воды и масла через вывод III удаляется в атмосферу.
Рис. 101. Предохранитель от замерзания: а — общий вид; б — положение ЗИМА (ниже +5°С); в — положение ЛЕТО (выше +5°С); 1 — стакан; 2 — шток; 3 — фитиль; 4 — пружина; 5, 8. 12 — уплотнительные прокладки; 6 — жиклер; 7— уплотнитель; 9 — пробка; 10 — корпус; 11 — указатель уровня жидкости; 13 — стопорное кольцо; 14 — втулка; 15 — тарелка пружины; 16 — пробка
Воздушные баллоны предназначены для накопления сжатого воздуха, поступающего от компрессора, питания им приборов пневматического тормозного привода, пневмосигнала, пневматического усилителя привода сцепления, а также для питания других потребителей.
Воздушные баллоны (6 шт.) сварные, стальные, емкость 20 л. Установлены по три с каждой стороны на кронштейнах рамы и крепятся хомутами.
Сжатый воздух поступает от компрессора и приборов питающей магистрали в конденсационный баллон (нижний справа). Два других правых баллона питают приборы стояночной тормозной системы. Они соединены между собой.
Левый передний баллон питает приборы привода первого контура рабочей тормозной системы. Левые задний и нижний соединены между собой и питают второй контур рабочей тормозной системы.
Конденсационный баллон имеет клапан контрольного вывода и клапан слива конденсата. Клапан контрольного вывода предназначен для присоединения к приводу контрольно-измерительных приборов в целях проверки давления, а также отбора сжатого воздуха. На автомобилях КамАЗ установлено пять клапанов всех контурах пневматического тормозного привода.
Для присоединения к клапану применять шланги и измерительные приборы с накидной гайкой М16х1,5.
Клапан слива конденсата предназначен для слива конденсата, а также при необходимости для выпуска сжатого воздуха из воздушного баллона. Он открывается при легком отведении толкателя клапана за кольцо в любую сторону. Нельзя тянуть толкатель вниз, так как это может привести к разрушению клапана.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приборы питания сжатым воздухом"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы