У экскаватора с оборудованием прямая лопата ковш имеет небольшой вылет относительно самой машины. Этот экскаватор копает грунт с уровня своей стоянки.
Прямую лопату выгодно применять при разработке выемок, котлованов и др., когда экскаватор располагается на их дне. Такая разработка требует вывоза откопанного грунта в отвал с использованием автотранспортных средств (автосамосвалов). В этом случае размеры забоя рекомендуется принимать по табл. 1.
Максимальная высота забоя при работе экскаватора с прямой лопатой принимается равной максимальной высоте копания. Однако при этом учитывается и безопасность работ, так как если высота забоя будет слишком велика, то ковш подрежет стенку забоя, и может образоваться козырек, нависающий над машиной. Это небезопасно из-за возможного его обрушения.
Нужно также следить за тем, чтобы с верхней поверхности забоя до начала работ были удалены камни, пни и другие крупные предметы, которые при работе экскаватора могут упасть вниз и либо повредить машину, либо перегородить пути движения экскаватора и автотранспорта.
Для высокопроизводительной работы экскаватора с прямой лопатой машинист должен выполнять следующие специфические приемы, проверенные на практике:
вести разработку забоя, начиная с его части, наиболее близкой к автотранспорту, и в дальнейшем захватывая последующие зоны забоя; копать грунт с вылетом рабочего оборудования, составляющим 3/4 максимального;
чисто срезать грунт на уровне дна забоя с тем, чтобы избежать применения для планировки поверхности вспомогательных механизмов (бульдозера и др.), так как это приводит к непроизводительным потерям времени;
передвигать экскаватор вдоль забоя по мере его разработки на расстояние, не превышающее половины возможного вылета рукояти с ковшом относительно стрелы.
Погружая грунт в автосамосвалы, очень важно так расположить транспортное средство, чтобы экскаватор мог работать с наименьшими углами поворота. Уменьшение угла поворота платформы, как известно, прямо сказывается на увеличении производительности экскаватора из-за сокращения рабочего цикла. Опыт показывает, что время,затрачиваемое на поворот платформы к месту выгрузки, и время возвратного поворота платформы составляет до 50% полного рабочего цикла. Значит, чем удобнее для экскаватора расположен автосамосвал, тем выше производительность экскаватора. Наиболее рациональны углы поворота до 70°. Однако их величина зависит от возможностей забоя.
Наиболее выгодно использовать транспортные средства с объемом кузова, в 6 раз большим вместимости ковша.
Экскаватор с оборудованием прямая лопата может работать в забоях двух типов: лобовом (тупиковом) и боковом (рис.38). Лобовым называется такой забой, который образует в массиве грунта замкнутое с трех сторон пространство.
Рис. 38. Схемы работы экскаватора с оборудованием прямая лопата
а – в лобовом глубоком забое; б – в лобовом мелком забое; в – в боковом глубоком забое; г – в боковом мелком забое
Выход из такого забоя только назад, в направлении начала движения экскаватора. Боковым называется забой, который замкнут спереди и сбоку от машины. Выход из такого забоя для экскаватора возможен и вбок.
Лобовые забои могут различаться по высоте. Если высота забоя обеспечивает заполнение ковша “с шапкой” за один проход ковша от подошвы забоя до его верхней кромки, то такой забой считается глубоким. Если же высота забоя не превышает 1,5-2 м забой считается мелким.
Лобовые забои применяются реже, чем боковые, так как в них не всегда удобно работать автосамосвалам и ниже производительность экскаваторов.
При работе в глубоком лобовом забое экскаватор располагается вдоль оси забоя и по мере копания передвигается вперед. Водители автосамосвалов при этом вынуждены подавать транспорт под нагрузку задним ходом, а машинист экскаватора должен поворачивать платформу на довольно большой угол, до 150-170°. По этой схеме во время того, как машинист загружает один автосамосвал, задним ходом к месту погрузки подается другой. Недостаток этой схемы еще и в том, что автотранспорт передвигается по дну забоя иногда в неудовлетворительных грунтовых условиях (особенно после дождей).
Однако такая схема работы может быть целесообразна, если требуется прорыть неширокую, но глубокую выемку небольшой протяженности.
Более рациональная схема работы экскаватора возможна в лобовых неглубоких забоях (рис. 38,б), так как в них машинист имеет возможность загружать автосамосвалы, подъезжающие к месту загрузки по верху забоя. В этом случае сбоку от себя экскаватор копает грунт не на весь вылет ковша. При этом угол поворота платформы может не превышать 70° — вдвое меньше, чем в лобовом глубоком забое.
Проще работать и водителю автосамосвала, так как автомашина подъезжает передним ходом и не требуется ее сложного маневрирования, а кроме того, проезд по нетронутой поверхности грунта легче, чем по копаной.
По этой схеме работы автосамосвалы могут подаваться как с одной, так и с двух сторон от забоя. Направление их подъезда зависит от желания водителя. Однако следует иметь в виду, что с точки зрения безопасности работ лучше, когда ковш подносится к кузову не со стороны кабины автомобиля, а с противоположной ей стороны, поэтому можно считать более целесообразным направление движения автосамосвалов как показано на рис. 38, б.
Боковой забой (см.рис.38,в) более удобен для работы экскаватора с автосамосвалами, так как в нем легко организовать подъезд любого количества транспортных средств сбоку от забоя по его дну. Экскаватор располагается в забое так, что с одной стороны от него находится стенка забоя, а с другой открытое пространство, где проходит путь автосамосвалов. По мере разработки забоя перед собой экскаватор перемещается на новое место, освобожденное от грунта.
Несмотря на то, что путь транспорта идет по дну забоя, свободное пространство сбоку способствует удалению с поверхности грунта влаги, затрудняющей движение колесных .машин. Угол поворота платформы экскаватора на выгрузку при данной схеме работы не превышает 70°, поэтому производительность экскаватора достаточно высока.
Автосамосвалы могут меняться местами в тот момент, когда экскаватор набирает грунт, и таким образом потери времени на смену транспортных средств исключены. Производительность экскаватора с прямой лопатой в боковом забое выше, чем в лобовом.
Если боковой забой неглубок (рис.38,?), т.е. не превышает по высоте 1,5-2 м, экскаватор может располагаться так же как в глубоком, а автосамосвалы двигаться как по дну забоя (слева), так и по поверхности грунта (справа). Небольшая высота забоя позволяет вести их бесперебойную загрузку справа от экскаватора, но при этом он работает не на полном радиусе копания. Угол поворота платформы экскаватора в обе стороны в этом случае может не превышать 70°, что позволяет достичь высокой производительности машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Применение экскаваторов с рабочим оборудованием прямая лопата"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы