Профилировщики основания ДС-502А(Б) предназначены для окончательного профилирования и уплотнения песчаных оснований толщиной до 300 мм под цементобетонные покрытия автомобильных дорог III категории и отдельных участков дорог II категории. Профилировщики отличаются один от другого только шириной обрабатываемой полосы.
На раме (рис. 81) профилировщика основания ДС-502А(Б) размещены дизель, коробка передач, механизмы передвижения, профилирующий отвал, уплотняющий вибробрус, привод вибраторов, механизмы подъема с электродвигателем, рычаги управления I—VI.
Рама представляет собой разъемную металлоконструкцию, состоящую из двух секций (правой и левой) и вставки. Все основные сборочные единицы и агрегаты машины расположены на крайних секциях. Так, на левой по ходу машины секции установлены двигатель, коробка передач, механизм привода вибраторов. Здесь же находится сиденье машиниста и размещены рычаги управления. К крайним секциям крепят рабочие органы, механизмы их подъема и детали механизма передвижения машины.
Рис. 81. Профилировщик основания ДС-502А (Б):
1 — профилирующий отвал. 2— механизм передвижения, 3 — рама, 4 — дизель. 5 — привод вибраторов уплотняющего вибробруса. 6 — коробка передач, 7 —механизм подъема профилирующего отвала, 8 — ползун, S— секционный нож, 10 — электродвигатель механизма подъема уплотняющего вибробруса. 11 — уплотняющий вибробрус; рычаги управления: / — подачей топлива, // — переключением скорости передвижения машины, 111 — изменением направления движения, IV — кулачковыми муфтами, V — отключением привода вибраторов, VI — муфтой сцепления двигателя
Машину перестраивают на различную ширину захвата путем удаления, замены или добавления вставки. При непосредственном соединении с помощью болтов крайних секций получают захват 3,5 м. У профилировщика основания ДС-502А предусмотрены две вставки: длиной 1,5 м для обработки основания плоского профиля шириной 5 м и длиной 3,5 м для обработки полосы основания плоского и двускатного профилей шириной 7 м. Профилировщик ДС-502Б снабжен вставкой длиной 0,25 м для ширины полосы 3,75 м плоского профиля и вставкой длиной 4 м для ширины полосы 7,5 м плоского и двускатного профилей.
Рис. 82. Уплотняющий вибробрус профилировщика основания ДС-502А (Б):
1 — эластичная муфта, 2 —вал, Л —балка, 4— опора, 5 — шкив, 6 — вибратор, 7 — подвеска, 8 — винт, 9 — резиновый амортизатор, 10 — шарнир
Профилирующий отвал расположен в передней части машины. При движении машины он окончательно профилирует основание путем срезания излишка песка и его частичного перераспределения. Конструктивно отвал выполнен в виде сварной балки коробчатого сечения, к нижней части которой болтами крепят секционный нож. Левый и правый концы отвала соединены с ползунами, которые могут перемещаться по вертикальным направляющим. Движение сообщается отвалу от электродвигателя через червячный и конический редукторы. Системой рычагов и тяг равномерно поднимают оба конца отвала. Максимальное заглубление отвала относительно головок рельсформ — 300 мм. При перестройке машины на другую ширину захвата устанавливают отвал соответствующей длины. При изменении профиля песчаного основания шириной 7 и 7,5 м заменяют только секционный нож без замены всего отвала.
Уплотняющий вибробрус (рис.82) расположен позади отвала под рамой профилировщика. При движении машины вибробрус перемещается по поверхности песчаного основания и уплотняет его методом вибрационного воздействия. Уплотняющий вибробрус представляет собой балку шириной 500 мм, к которой крепят комплект механических вибраторов. При длине вибробруса, соответствующей ширине обрабатываемой полосы 7 или 7,5 м, на нем устанавливают шесть вибраторов; при ширине полосы 5 м — четыре вибратора; при ширине полосы 3,5 или 3,75 м —три вибратора.
На рис. 83 показан вибратор, который состоит из дебаланса, опирающегося на два шарикоподшипника. Подшипники расположены в чугунном корпусе, который в свою очередь помещен в литой стальной корпус. Подшипники смазывают через масленки. Все вибраторы соединены между собой валами (см. рис. 82) и эластичными муфтами и приводятся в действие клиноременной передачей через шкив, поддерживаемый опорой. Валы вращаются с частотой 2575 1/мин. Для лучшего уплотнения песчаного основания у рельсформ крайние вибраторы работают с большим кинетическим моментом (11,05 кН-м), чем средние, у которых кинетический момент равен 7,4 кН-м.
На концах балки вибробруса закреплены болтами через резиновые амортизаторы подвески. Каждая подвеска задней частью на шарнире и передней на винте подвешена к кареткам механизма подъема — опускания вибробруса, которые могут перемещаться в направляющих рамы машины.
Механизм подъема — опускания вибробруса представляет собой рычажно-винтовую систему с редукторами и электродвигателем, аналогичную системе подъема профилирующего отвала. Необходимый угол атаки (угол установки подошвы вибробруса к горизонту) можно задавать, поднимая переднюю часть бруса с помощью винтов.
Механизм передвижения профилировщика (рис. 84) включает в себя трансмиссионные валы, систему передаточных звездочек со втулочно-роликовыми цепями и ходовые катки, которыми машина опирается на рельсформы.
Трансмиссионные валы состоят из нескольких секций, каждая из которых опирается на подшипники скольжения, и соединены между собой цепными муфтами. При перестройке машины с одной ширины полосы основания на другую заменяют, добавляют или удаляют отдельные секции трансмиссионных валов.
Трансмиссионные валы получают вращение от коробки передач через кулачковые муфты, которые выравнивают ход машины в случае перекосов и позволяют перемещаться профилировщику на криволинейных участках. При работе машины кулачковые муфты привода правых и левых ходовых катков находятся в постоянном зацеплении. Каждой из этих муфт управляют с помощью отдельных рычагов. Если одна сторона машины уходит вперед, то для выравнивания хода необходимо выключить кулачковую муфту этой стороны, выводя рычагом из зацепления подвижную полумуфту.
Рис. 83. Вибратор уплотняющего вибробруса:
1 — масленка, 2 — корпус вибратора, 3 — корпус подшипника. 4 — дебаланс, 5 — шарикоподшипник
Рис. 84. Механизм передвижения профилировщика основания ДС-502А(Б): 1 — двухребордный каток, 2 — вал ходового катка, 3— блок звездочек, 4 — цепные муфты, 5, 11 — трансмиссионные валы, 6, 7 — кулачковые муфты, 8, 9 — рычаги управления кулачковыми муфтами, 10— подшипники скольжения, 12 — регулировочные шайбы, 13 — одноребордный каток, 14 — подвижная полумуфта, 15 — плита, 16, 18 — втулочно-роликовые цепи, 17 — регулировочные винты
На концевых секциях трансмиссионных валов на шпонках насажены блоки звездочек, передающие с помощью втулочно-ролико-вых цепей вращение звездочкам, закрепленным на валах ходовых катков. Цепи ходовых катков натягивают регулировочными винтами, которые перемещают плиты с опорными подшипниками валов относительно рамы машины.
При передвижении по рельсформам с одной стороны машины устанавливают двухребордные катки а с другой — одноребордные. При устройстве покрытия в несколько полос и передвижении машины одной стороной по рельсформам, а другой —по ранее построенному покрытию со стороны рельсформ устанавливают двухребордные катки, а со стороны покрытия — гладкие. Катки с ребордами устанавливают на внутренних квадратных концах валов, а гладкие катки — на внешних. При устройстве промежуточных полос между двумя ранее построенными полосами покрытия на обеих сторонах устанавливают гладкие катки. Ширину колеи в пределах 40 мм регулируют перестановкой шайб с одной стороны ступиц катков на другую.
На рис. 85 показана кинематическая схема профилировщика ДС-502А(Б). От двигателя через муфту сцепления, промежуточный вал и зубчатую соединительную муфту вращение передается на ведущий вал коробки передач. На промежуточном валу закреплен шкив привода генератора высокого напряжения. Переключением шестерен и зубчатых муфт в коробке передач можно получать две скорости передвижения машины вперед (0,81 и 7,62 м/мин) и две назад (1,82 и 17 м/мин). Вращение от коробки передач через кулачковые муфты выравнивания хода передается правому и левому трансмиссионным валам и далее втулочно-роликовыми цепями на ходовые катки. У профилировщика все катки ведущие.
Шкив привода вибраторов уплотняющего вибробруса устанавливают на ведущем валу коробки передач. От шкива через контрпривод клиновыми ремнями вращение передается вибраторам. Шкив привода вибраторов установлен на ведущем валу коробки передач свободно и соединяется с ним фрикционной муфтой, управляемой отдельным рычагом. Генератор 6 обеспечивает электроэнергией электродвигатели механизмов, подъема — опускания рабочих органов.
Муфта включения (рис. 86) привода вибраторов относится к од-нодисковым непостоянно замкнутым муфтам сцепления, которые находятся в выключенном или включенном состоянии в зависимости от положения рычага и могут оставаться в том или ином положении после прекращения воздействия машиниста на рычаг.
Рис. 85. Кинематическая схема профилировщика основания ДС-502А(Б):
1 — ходовые валы, 2 — ходовые катки, 3— вибраторы, 4 — двигатель, о— муфта сцепления двигателя, 6— генератор, 7— контрпривод вибраторов, в — уплотняющий вибробрус, 9 — коробка передач, 10— муфта выравнивания хода, 11 — трансмиссионные валы, 12 — втулочно-роликовые цепи привода передвижения машины, 13 — механизм подъема — опускания уплотняющего вибробруса, 14 — механизм подъема — опускания профилирующего отвала, 16 — шкив, 16 — профилирующий отвал
Шкив клиноременной передачи привода вибраторов опирается на шарикоподшипники, установленные на ведущем валу коробки передач. Ведущий диск с фрикционными накладками связан со шкивом пальцами. Нажимной диск, в свою очередь, связан с ведущим диском, и оба они могут перемещаться вдоль оси вала, прижимая поверхности трения дисков одну к другой. Ведомый диск закреплен с помощью шпонки на валу коробки передач и вместе с ним вращается. Ступица ведомого диска резьбовым соединением связана с регулировочной гайкой, к которой шарнирно крепят нажимные кулачки.
При перемещении рычагом (на рисунке не показан) нажимной муфты, связанной с валом скользящей шпонкой, вправо, нажимные кулачки поворачиваются вокруг осей и прижимают поверхности трения всех дисков одну к другой и тем самым включают муфту привода вибраторов уплотняющего вибробруса. При перемещении нажимной муфты влево поверхности трения дисков под действием пружин, упирающихся своими концами в ведомый и нажимной диски, разъединяются. Усилие нажатия кулачков, а следовательно, и усилие прижатия поверхностей трения дисков между собой регулируют изменением положения гайки.
Контрпривод вибраторов уплотняющего бруса (рис. 87) состоит из вала, установленного в корпусе на шарикоподшипниках. С обоих концов вала на шпонках крепят два шкива, один из которых связан горизонтальной клиноременной передачей со шкивом муфты включения привода вибраторов, а другой — вертикальной клиноременной передачей со шкивом на валу уплотняющего вибробруса. Кроме передачи крутящего момента контрпривод создает натяжение как горизонтальных клиновых ремней, так и вертикальных. Корпус вала крепят к двум подвижным рычагам.
Для натяжения вертикальных ремней необходимо ослабить гайки болтов крепления подвижного рычага к кронштейну, переместить с помощью регулировочного винта рычаг вверх и закрепить его в новом положении. Таким же образом натягивают горизонтальные ремни. Для перемещения подвижных рычагов относительно кронштейнов в них сделаны продольные прорези под болты крепления.
Рис. 86. Муфта включения привода вибраторов профилировщика основания ДС-502А(Б);
1 — регулировочная гайка, 2 — нажимной диск, Я — пружина, 4, 8 — ведомый и ведущий диски, 5 — шкив, 6 — палец, 7 — шарикоподшипник, 9 — нажимные кулачки, 10 — ось, 11 — нажимная муфта, 12 — ведущий вал коробки передач
Коробка передач профилировщика основания ДС-502А(Б) (рис. 88) унифицирована с коробкой передач бетоноотделочной машины ДС-504А(Б). В литом чугунном корпусе коробки передач расположены четыре вала, установленные в подшипниках качения. Первичный вал-шестерня с одной стороны опирается на шарикоподшипник, установленный в корпусе коробки, а с другой — на шарикоподшипник, вмонтированный в ступицу шестерни, которая насажена на шлицы вала. Вращение с первичного вала-шестерни передается на соосно расположенный с ним вал через находящиеся в постоянном зацеплении шестерни. В совокупности эти шестерни образуют двухступенчатый редуктор. Вал шестерни опирается на шарикоподшипник, покоящийся в корпусе коробки, и игольчатый подшипник, установленный в гнезде вала привода рабочих органов.
На валу на шлицах насажена шестерня, от которой вращение передается на шестерню, а от нее через промежуточную шестерню, опирающуюся на биметаллическую втулку оси, и сблокированные шестерни на шестерню. Все эти шестерни находятся в постоянном зацеплении.
Шестерни свободно установлены на ступице шлицевой втулки и вращаются в разные стороны. Шлицевая втулка надета на шлицы вала. На наружной части шлицевой втулки имеются зубья, которые связаны с зубьями надетой на нее зубчатой муфты. Такие же зубья имеются на ступицах шестерен. При перемещении вилкой зубчатой муфты в одну или другую сторону она входит в зацепление с зубьями ступиц шестерен. Получив вращение, шлицевая втулка передает его на вал.
Рис. 87. Контрпривод вибраторов уплотняющего бруса профилировщика основания ДС-502А(Б):
1 — кронштейн, 2, 10 — клиновые ремни, 3, 4— подвижные рычаги, 5 — корпус, 6 — шарикоподшипник, 7, S — шкивы, 9 — вал, 11 — болты, 12 — регулировочный винт
Рис. 88. Коробка передач профилировщика основания ДС-502А(Б):
1— первичный вал-шестерня, 2, 3, 13 — шарикоподшипники, 4 — рычаг, 5— вал, 6, 7—вилки, 8 — зубчатая муфта, 9 — шлицевая втулка, 10 — вал привода рабочих органов бетоноотде-лочной машины ДС-504А(Б), 11 — вал привода ходовых катков, 12 — игольчатый подшипник, 14 — биметаллическая втулка, 15 — ось
Так как шестерни вращаются в разные стороны, то при соединении с шестерней шлицевой втулки обеспечивается движение машины вперед, а при соединении с шестерней — движение назад. Шестерня вращается с большим числом оборотов, чем шестерня, поэтому скорости назад выше, чем скорости вперед.
На валу свободно установлен блок шестерен, который может приводиться во вращение при введении в зацепление вилкой 6 зубьев шестерни-муфты ею с зубьями ступицы шестерни или при зацеплении шестерни-муфты гю с шестерней блока шестерен, свободно сидящего на валу. Таким образом обеспечиваются две скорости движения машины. Шестерня приводит во вращение находящуюся с ней в постоянном зацеплении шестерню, которая через шлицы приводит во вращение вал привода ходовых катков. Коробкой передач управляют двумя рычагами, один из которых связан с муфтой 8, а другой — с муфтой zю-
Электрооборудование машины состоит из двух электродвигателей АО-41-6 мощностью 1 кВт привода механизмов подъема — опускания рабочих органов, осветительной сети и электроагрегатов двигателя Д-37Е. Электрооборудование получает питание от синхронного генератора СГР-4,5 мощностью 4,5 кВт, устанавливаемого на машине и приводимого в действие от двигателя Д-37Е через клино-ременную передачу.
Электродвигатель механизма подъема — опускания рабочего органа включают поворотом универсального переключателя, установленного на пульте управления, на 45° направо или налево. Ручку переключателя машинист должен удерживать в этом положении столько времени, сколько требуется для подъема или опускания рабочего органа. По достижении заданной высоты установки рабочего органа необходимо отпустить ручку переключателя, которая автоматически займет нейтральное положение.
Перед началом работы профилирующий отвал и впбробрус необходимо установить так, чтобы режущая кромка отвала и нижняя плоскость бруса были строго параллельны горизонтальной плоскости рамы машины. Для этого рабочие органы устанавливают на уровне головки рельсформы и регулируют длину поперечных тяг механизмов подъема — опускания отвала и вибробруса. Затем рабочие органы опускают на величину, заданную в соответствии с требуемой толщиной устраиваемого покрытия.
Положение отвала и бруса по высоте контролируют по соответствующим шкалам. Так как при передвижении машины с транспортной скоростью рабочие органы поднимаются вверх, необходимо для последующего рабочего прохода запомнить, на каких делениях шкал были установлены отвал и вибробрус в рабочем положении.
Порядок управления профилировщиком во время работы следующий. После запуска двигателя устанавливают рабочие органы машины на требуемую высоту. Затем, ослабляя рычагом VI (см. рис. 81) сцепление фрикционной муфты двигателя, переводят рычаги 11 и III коробки передач из нейтрального положения в крайнее переднее (от себя). Машина будет перемещаться вперед с рабочей скоростью 0,81 м/мин. Затем включают рычагом V муфту привода вибраторов уплотняющего бруса.
Профилировщик останавливают в порядке, обратном пуску.
Для перевода машины на одну из транспортных скоростей надо сначала выключить привод вибраторов, перевести рычаг II в нейтральное положение, поднять рабочие органы в транспортное положение, а затем перевести рычаги II и III в положение, соответствующее выбранной транспортной скорости.
Рис. 89. Бетонораспределитель ДС-503А(Б):
1 — бункер, 2 — рама, 3 — рычаги управления, 4 — двигатель, 5— механизм передвижения машины, 6 — механизм передвижения бункера, 7 — раздаточная коробка, 8 — рельсы
Вибраторы можно включать только при опущенном на поверхность основания уплотняющем брусе. Если надо поднять вибробрус, вибраторы следует выключать до отрыва его от поверхности основания.
Профилировщик основания ДС-502А(Б) может работать в один или два прохода по одному месту. При незначительном излишке песка, когда профилирующий отвал в основном перераспределяет песок и лишь незначительно его накапливает, можно работать в один проход при включенном уплотняющем вибробрусе. Если перед машиной скапливается значительный излишек песка, работают в два прохода. При первом проходе машины на второй рабочей скорости с выключенным вибробрусом отвал срезает основную массу излишка песка. Затем отвал поднимают, машина возвращается назад и совершает второй проход на первой рабочей скорости при включенном уплотняющем вибробрусе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Профилировщики основания ДС-502А(б)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы