Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, предупреждение профессиональных заболеваний и устранение производственного травматизма составляют постоянную заботу советского государства.
В соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик», утвержденными Верховным Советом СССР в 1970 г., надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют государственные органы и инспекции (Госгортехнадзор СССР, Государственная санитарная инспекция и др.), не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и организаций, и профсоюзы, а также находящиеся в их подчинении техническая и правовая инспекции труда.
Ответственность за руководство работой по охране труда и технике безопасности, проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний возлагается на руководителя автотранспортного предприятия. Ответственным лицом за охрану труда, технику безопасности и производственную сёнитарию является инженер (старший инженер) по технике безопасности, подчиненный главному инженеру автотранспортного предприятия.
Местный (заводской) профсоюзный комитет контролирует соблюдение законодательства о груде, требований охраны труда и производственной санитарии, разрешает трудовые споры. Для улучшения Работы по охране труда и технике безопасности профсоюзные комитеты создают на предприятиях комиссии охраны труда и выделяют общественных инспекторов по охране труда.
Инструктаж по технике безопасности, абочие могут быть допущены к работе только после прохождения инструктажа по технике безопасности. Инструктаж проводится по ‘едующим видам: вводный инструктаж при поступлении на работу, нсгруктаж на рабочем месте, повторный инструктаж. Вводный инструктаж проводит инженер по технике безопасности в кабинете (уголке) техники безопасности, оборудованном наглядными пособиями. Инструктаж на рабочем месте проводит руководитель производственного участка, сопровождая его показом безопасных приемов работы.
Вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте записываются в «контрольный лист», который подписывается инженером по технике безопасности, рабочим, мастером и начальником цеха или участка.
Повторный инструктаж проводят не реже одного раза в 6 месяцев, а дополнительный — при нарушении работающим правил и инструкций по технике безопасности, технологической и производственной дисциплины, а также при изменении технологического процесса, вида работ и типа автомобилей. Повторный и дополнительный инструктажи записываются в специальный журнал, который хранит руководитель производственного участка.
Мероприятия по предупреждению несчастных случаев на постах технического обслуживания и ремонта автомобиля. Слесарно-монтажные инструменты, применяемые на постах, должны быть исправными. Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей, а также применение зубил и молотка для отвертывания (завертывания) гаек. Рукоятки отверток, напильников, ножовок и других подобных инструментов должны быть изготовлены из пластмассы или дерева, иметь гладкую поверхность. Деревянные рукоятки во избежание раскалывания должны иметь металлические скрепляющие кольца.
Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать только лицам, обученным обращению с ними.
Выпрессовывать втулки, подшипники и другие детали следует при помощи прессов или специальных съемников. Съемники должны прочно и надежно захватывать детали в месте приложения усилия.
Осмотровые канавы должны иметь направляющие предохранительные борта — реборды (за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами) и содержаться в чистоте.
Для установки автомобиля на конвейер, не имеющий реборд, в начале поточной линии предусматривают направляющие ролики, раздвигающиеся на ширину колеи автомобиля.
Устройства для принудительного перемещения автомобилей с поста на пост должны быть снабжены световой или звуковой сигнализацией. Оператор пускает конвейер только после получения на пульте управления сигналов со всех постов о выполнении рабочими установленного объема работы. При сигнале о начале передвижения конвейера рабочие обязаны покинуть рабочие места, выйти из осмотровой канавы и отойти от конвейера.
При постановке автомобиля на стационарный пост технического обслуживания или ремонта необходимо на рулевое колесо повесить табличку с надписью: «Двигатель не пускать — работают люди!» Автомобиль при этом должен быть заторможен стояночным тормозом
включением первой передачи в коробке передач. Должно быть выключено зажигание, а под колеса положены упоры. К При обслуживании автомобиля, установленного на подъемнике, механизме управления подъемником укрепляют табличку с надписью: «Не трогать — под автомобилем работают люди!». Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъемника после подъема автомобиля надежно фиксируют плунжер подъемника упором (штангой).
Перед началом работ на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом устанавливают упорную штангу, предотвращающую опускание ку-зова.
При техническом обслуживании и ремонте автомобиля со снятыми колесами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступить к работе только после установки автомобиля на подставки (козелки), при этом под неснятые колеса должны быть подложены упоры. Подставки должны быть прочными и надежными (только металлическими).
Электротельферы и другое оборудование, применяемое для перемещения агрегатов и тяжелых деталей, должны отвечать требованиям Госгортехнадзора и иметь яркую окраску (черные полосы на желтом фоне).
При подъеме и перемещении по горизонтали агрегатов нельзя находиться под поднятыми частями автомобиля. Запрещается снимать, устанавливать и перемещать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и перемещения по тележке.
Для осмотра автомобилей применяют переносные безопасные электролампы напряжением 36В с предохранительными сетками, при работе в осмотровых канавах напряжение не должно превышать 12В. Ручные электроинструменты (дрели, гайковерты) присоединяют к сети только через штепсельные розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов подвешивают, не допуская соприкосновения их с полом.
Принимают автомобиль на ходу и проверяют тормоза вне помещения. Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе в зоне технического обслуживания выделяют специальный пост, оборудованный местным отсосом для удаления отработавших газов.
Вождение автомобилей на территории автотранспортного предприятия, в том числе и опробывание автомобилей после регулировки в ремонта, разрешается только лицам, имеющим водительские удостоверения. Движение на территории и в производственных помещениях регулируется установленными дорожными знаками. Скорость Движения не должна превышать: 10 км/ч на подъездных путях территории и 5 км/ч в производственных помещениях.
Производственная санитария. Одним из основных условий создания безопасной, здоровой и высокопроизводи-льнон обстановки для работы является минимальное воздействие
производственных вредностей: загрязнения воздушной среды, шумов и вибраций, ненормального теплового режима (сквозняки, низкая температура на рабочих местах). Под воздействием производственных вредностей могут возникнуть профессиональные заболевания.
Для помещений автотранспортных предприятий характерно большое загрязнение воздуха различными токсическими веществами, содержащимися в отработавших газах двигателей.
Предельно допустимые концентрации окиси углерода (ядовитый газ без цвета и запаха) в воздухе рабочей зоны помещений должны быть не более 30 мг/м3, а акролеина (ядовитая бесцветная жидкость с острым раздражающим запахом подгоревшего масла) — 2,0 мг/м3.
Задачей производственной санитарии и гигиены является полное исключение или резкое уменьшение производственных вредностей.
Автотранспортные предприятия должны быть оборудованы центральным отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией, санитарно-бытовыми помещениями, душевыми, гардеробными, умывальнями, туалетами, курительными.
Умывальни должны иметь горячую воду, сухие полотенца и моющие вещества. Вблизи от мест работы должны находиться сосуды с кипяченой питьевой водой, оборудованные кранами-фонтанчиками или кружками.
Первая помощь при несчастных случаях имеет целью предупредить у пострадавшего возможные осложнения, угрожающие его здоровью и жизни.
Рану следует закрыть повязкой, используя индивидуальный перевязочный пакет. Распечатывать индивидуальный пакет надо так, чтобы не касаться руками той части повязки, которая будет наложена на рану. Нельзя касаться раны руками, промывать и удалять из нее инородные тела. Перед перевязкой надо хорошо вымыть руки с мылом.
Для прекращения кровотечения как можно быстрее накладывают давящую повязку или жгут. При переломах и вывихах создают полный покой для поврежденной конечности, можно, например, прибинтовать дощечки так, чтобы они захватывали оба сустава, ближайшие к месту перелома.
Обожженное место освобождают от одежды или обуви и перевязывают бинтом.
При ожоге кислотой пораженные места быстро обмывают большим количеством воды, водой с мылом или растворами соды, мела (зубного порошка). Электролит, попавший на кожу, быстро вытирают насухо и место ожога нейтрализуют 10%-ным раствором соды, а затем промывают водой с мылом.
Признаками отравления окисью углерода являются головная боль, рвота, потеря сознания, багровый, а при серьезных нарушениях кровообращения — серо-пепельный цвет кожи. Отравление акролеином вызывает жжение в глазах, слезотечение, кашель,
при повторном воздействии — тошноту, желудочно-кишечное расстройство.
Пострадавшего от отравления выводят на свежии воздух или в другое помещение, сразу же открыв там форточки, окна, двери и обеспечив ппиток свежего, чистого воздуха. При потере сознания вызывают врача, а до его прихода пострадавшему дают вдыхать кислород из подушки или делают искусственное дыхание.
При поражении электрическим током нужно быстро выключить ток. Если пострадавший находится на высоте, то до выключения тока принимают меры против возможного падения пострадавшего. Отрывать пострадавшего от проводника тока (если вблизи нет рубильника) нужно, взявшись за его одежду, если она сухая, или встав на резиновый коврик, сухую фанеру, доску, сухой брезент, положенные около пострадавшего.
Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, обеспечить ему приток свежего воздуха, расстегнуть стесняющую его одежду, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой лицо, растирать и согревать тело. При редком и судорожном дыхании — делать искусственное дыхание.
После оказания первой помощи немедленно вызывают врача или отправляют пострадавшего в лечебное учреждение.
Противопожарные мероприятия. Чтобы не создавать условий для возникновения пожара на автомобиле и в помещениях, запрещается: допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива и масла; оставлять в кабине, на двигателе и в рабочих местах использованные обтирочные материалы; допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания; держать открытыми горловины топливных баков; мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты, мыть руки и одежду бензином; хранить топливо (за исключением находящегося в топливном баке автомобиля) и тару из-под топлива й смазочных материалов; пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей; подогревать двигатель открытым пламенем. Все проходы и проезды, лестницы и чердаки автотранспортного предприятия должны быть свободны для прохода и проезда. Чердаки нельзя использовать под производственные и складские помещения.
Курение на территории и в производственных помещениях разрешается только в специально отведенных местах. В местах, где курение не разрешается, вывешиваются таблицы «Курить воспрещается».
Широко применяют пенные огнетушители ОП-5, для приведения в действие которых повертывают рукоятку клапана на 180°, перевертывают огнетушитель вверх дном и, слегка встряхнув, направляют струю пены в огонь.
Своевременное обнаружение загорания и быстрое уведомление пожарной команды являются главными условиями успешной борьбы с возникающими пожарами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Производственная санитария и противопожарные мероприятия"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы