Ремонт машин — это комплекс работ, обеспечивающих устранение повреждений и отказов машин. При ремонте машин часть деталей, пришедших в негодность, заменяется новыми (запасными частями), а часть подвергается ремонту. Изготовление новых и ремонт изношенных деталей является сложным комплексом работ, в результате которых заготовкам или изношенным деталям придаются размеры и форма в соответствии с чертежами и техническими условиями.
Совокупность всех взаимосвязанных действий людей с орудиями производства, необходимыми для превращения поступивших на данное предприятие заготовок, материалов или изношенных деталей в готовые изделия, называется производственным процессом. Производственный процесс капитального ремонта строительной машины состоит из ряда последовательно осуществляемых технологических процессов.
Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда, называется технологическим процессом (технологией). Процесс может быть отнесен к изделию (машине, сборочной единице, детали) или к методу (механическому, в частности слесарной обработке, электрофизическому — металлизации, сборке, окрашиванию, контролю).
Так, технологический процесс сборки представляет собой часть производственного процесса, непосредственно связанного с последовательным соединением деталей в группы; технологический процесс ремонта детали представляет собой часть производственного процесса, связанного с изменением состояния детали (геометрической формы, размеров, качества поверхности и т.д.).
Под словом ремонт понимают комплекс работ, которые проводят для получения нормальной работоспособности элементов или целой машины. Сюда относят разборку, дефектовку, сборку, обкатку, покраску, контроль.
Несмотря на большое разнообразие машин, применяемых в строительстве, и различные формы специализации ремонтного производства существует общая структура ремонта машин (рис. 1).
Термин восстановление применяют в том случае, когда некспразности деталей устраняют различными способами обработки или приданием первоначальных размеров, форм и физико-механических свойств.
Производственный процесс ремонта машин отличается от производственного процесса ее изготовления тем, что ремонт сопровождается такими технологическими процессами, как подготовка к ремонту, очистка и многократная мойка, разборка, контроль изношенных сопряжений и деталей и их восстановление.
Технологический процесс в основном характеризуется типом производства, на котором он намечен. В зависимости от производственной программы различают три типа производства: индивидуальное (единичное), серийное и массовое.
1. Индивидуальным называется такое производство, при котором изделия (выпускаемая продукция), детали или заготовки изготавливают единичными экземплярами, разнообразными по конструкции. Отличительными особенностями индивидуального производства являются: разнообразная номенклатура выпускаемой продукции и, как следствие этого, наличие универсального станочного оборудования; высокая квалификация рабочих, выполняющих различные разнохарактерные операции; ограниченное применение приспособлений, стендов, оснастки, специальных измерительных и режущих инструментов.
Эти особенности вызывают более высокую себестоимость выпускаемых изделий. Здесь приходится отказаться от полной или частичной взаимозаменяемости деталей, от подготовки сопрягаемых поверхностей по месту от сборки машин на одном месте одной бригадой, что в значительной степени приводит к увеличению удельных производственных площадей на одно выпускаемое изделие. Кроме того, на ремонтных предприятиях это усложняет транспортные операции и увеличивает продолжительность ремонта машин.
Рис. 1. Схема технологического процесса ремонта строительно-дорожных машин
2. Серийным называется производство, где изготавливаемые изделия (детали, агрегаты машины) выпускаются отдельными партиями — сериями, состоящими из одноименных, однообразных по конструкции и размерам изделий. На этом производстве технологические операции выполняются на основной части рабочих мест (станках, сборочных и других местах) последовательно над отдельными партиями выпускаемых изделий.
В зависимости от размеров партии (серии) одновременно изготавливаемых изделий, их повторяемости в течение года производство может быть мелкосерийным или крупносерийным. Характерные особенности серийного производства: наличие в основном универсального оборудования; широкое применение универсально-наладочных приспособлений; относительно высокая квалификация рабочих; некоторая периодичность в работе.
3. Массовым называется производство, на котором большинство рабочих заняты выполнением одних и тех же закрепленных за ними операций. Этот тип производства характерен для предприятий, выпускающих одно и то же изделие (или несколько изделий) в течение продолжительного времени. Характерными особенностями массового производства являются: выполнение на рабочих местах постоянно одних и тех же операций технологического процесса; строгая специализация оборудования и его оснастки (инструмента, приспособлений) для обеспечения высокой производительности; высокая механизация и автоматизация выполняемых работ; непрерывное движение полуфабрикатов и деталей; узкая квалификация производственных рабочих и более, широкая квалификация вспомогательных рабочих-инструментальщиков, наладчиков, ремонтников и пр.; расположение рабочих мест в порядке поточности, т. е. в порядке выполнения технологических операций; организация прямого потока в форме переменно-поточных линий, где за каждым станком закреплено по нескольку операций обработки разных деталей, запускаемых в обработку попеременно; широкая взаимозаменяемость деталей, выпускаемых изделий и т. д.
Массовое производство обеспечивает наилучшие экономические показатели по сравнению с индивидуальным и серийным производствами.
Таким образом, можно отметить, что в зависимости от типа производства для обработки одних и тех же деталей берется разное по своей производительности оборудование: при индивидуальном производстве —универсальное, при серийном —высокопроизводительные станки, при массовом — специализированные станки для выполнения определенных операций. Это же относится к приспособлениям и инструменту.
При работе на станках в зависимости от масштабов производства применяют различные приспособления: при мелкосерийном производстве — простые ручные приспособления; при крупносерийном и массовом производстве — приспособления с быстродействующими зажимами, снабженными пневматическими, электрическими и другими приводами. Последние хотя и дороже первых, но оправдывают себя при массовом выпуске продукции. Выбор инструмента зависит также от размеров производственной программы. При серийном производстве, как правило, применяют обычный нормализованный инструмент универсального характера, при массовом или крупносерийном производстве — специальный инструмент, рассчитанный на массовый выпуск деталей (фасонные резцы, специальные фрезы, различный комбинированный инструмент и т.д.). Таким образом, размер производственной программы определяет вид производства, оборудование, приспособление и инструмент.
Поскольку технические условия на капитальный ремонт машин незначительно отличаются от условий на изготовление новых машин, а работы по изготовлению новых деталей на ремонтном заводе и машиностроительном предприятии аналогичные, производство ремонтных заводов может быть индивидуальным, серийным или массовым со всеми присущими ему особенностями.
Массовое, поточное производство может быть применено на тех ремонтных заводах, которые производят ремонт большого числа однотипных машин, имеющих взаимозаменяемые детали и узлы, например на авторемонтных заводах. Специализация бригад и постов, характерная для серийного производства, широко применяется на специализированных ремонтных предприятиях при ремонте экскаваторов, бульдозеров, тракторов, двигателей и т. д. Индивидуальное производство, несмотря на его отрицательные стороны, применяется на большинстве ремонтных предприятий по ремонту строительных машин, а также на ремонтных базах эксплуатационных предприятий, производящих несложный капитальный ремонт. Это объясняется тем, что такие предприятия вынуждены производить ремонт различных строительных машин из-за их большого разнообразия и территориальной рассредоточенности по строительным организациям.
Технологический процесс механической обработки детали при ее изготовлении состоит из следующих составных частей: операции, установки, позиции, перехода и прохода.
Операцией называется часть технологического процесса по обработке одной детали (или их группы), выполняемая на одном рабочем месте до перехода к обработке следующей детали.
В состав операции входят все действия, связанные как непосредственно с обработкой детали, так и с выполнением необходимых вспомогательных приемов (взять деталь, установить и закрепить ее, промерить, включить и выключить станок и т. п.). Операция является основой для производственного планирования технологического процесса (расчета, трудоемкости, необходимого числа рабочих).
Новая операция начинается тогда, когда рабочий, закончив часть обработки всей партии деталей, приступает к дальнейшей обработке той же партии деталей либо переходит к обработке новых деталей.
Установка — это часть операции, выполняемая при одном неизменном закреплении детали на станке. Например, обработка детали, закрепленной в трехкулачковом патроне, — одна установка; обработка другого конца детали после ее перезакрепления — вторая установка.
Позицией называется всякое новое положение детали относительно станка без ее перезакрепления.
Так, строгание двух взаимно перпендикулярных поверхностей детали, закрепленной в поворотных тисках стола станка, может быть выполнено по-разному: – за две установки, при этом после строгания одной поверхности деталь перезакрепляется; – за одну установку в две позиции, при этом после обработки одной поверхности (первая позиция) специальные тиски поворачивают деталь на необходимый угол, и производится обработка другой поверхности (вторая позиция).
Переходом называется законченная часть операции, которая характеризуется неизменностью обрабатываемой поверхности (или нескольких одновременно обрабатываемых поверхностей), средств технологического оснащения (режущего инструмента) и технологического режима (режима работы станка). Если в процессе изготовления детали на станке встречается обработка одной и той же поверхности, но с помощью различных инструментов (обдирочный и чистовой резец), или обработка одним и тем же инструментом, но разных поверхностей детали (две ступени валика), или обработка одной и той же поверхности с различными режимами резания (предварительная и окончательная работа), то каждая из этих работ является отдельным переходом.
Переход характеризуется методом обработки поверхности, размером, полученным в результате данного перехода, и состоянием поверхности после обработки. Например, обточить вал с 0 50 до 0 45 на длину 100 начерно (или начисто).
При одновременной обработке нескольких одинаковых поверхностей наименование перехода дополняют указанием о числе обрабатываемых поверхностей, например сверлить пять отверстий 0 10 на глубину 25.
Понятия начерно и начисто не следует смешивать с понятием шероховатости поверхности. Термин начерно употребляется в тех случаях, когда рассматриваемый переход не является окончательным при обработке данной поверхности. Вместо этого термина можно указать, под какую обработку готовят поверхность, например под шлифование, под развертывание и т. п. Начисто употребляется, когда рассматриваемый переход является окончательным при обработке данной поверхности.
Законченная совокупность действий человека, применяемых при выполнении перехода или его части и объединенных, одним целевым назначением, называется приемом.
Проходом называется часть перехода, представляющая собой повторную обработку той же поверхности, производимую без всяких изменений в установке инструмента и режимов резания.
Таким образом, механическая обработка деталей состоит из отдельных операций, каждая из которых выполняется за одну или несколько установок, расчлененных на переходы.
При разработке технологического процесса включаются и другие работы, сопутствующие механической обработке (разметочные, слесарные, термические и т.д.).
Технология механической обработки деталей записывается в специально разработанные карты, для чего операции и переходы нумеруют в порядке последовательности технологического процесса, причем операции обозначают римскими цифрами, а переходы —арабскими. Установки обозначаются заглавными буквами русского алфавита. Каждая операция имеет свою сквозную нумерацию переходов и обозначение установок. Проходам порядковые номера не присваивают, а в соответствующих графах указывают их число.
При разработке технологических процессов изготовления деталей применяют различные формы технологических документов, фиксирующих запроектированные технологические процессы. К таким документам относятся: технологические, маршрутные, операционные (инструкционные), нормировочные карты и другие виды технической документации.
Основными документами, отражающими последовательность осуществления технологического процесса, являются технологические карты. Они используются для составления укрупненного технологического процесса на одну деталь и применяются при индивидуальном и мелкосерийном производствах, а также в проектных организациях, разрабатывающих технологические процессы механической обработки деталей.
В технологической карте приводят данные, характеризующие материал и массу деталей, сборочные единицы или механизмы, в которых они используются, число деталей в партии и т. д. Основное внимание здесь уделено содержанию процесса обработки детали, характерастике оборудования, приспособлений, инструментов и режимов резания, используемых в той или иной операции.
В условиях мелкосерийного и индивидуального производств иногда составляют схематичный план механической обработки, так как экономически нецелесообразно подробно разрабатывать повторяющиеся процессы. В этих случаях применяют упрощенные технологические карты, называемые маршрутными. Эти карты содержат сведения о последовательности выполнения операций (порядке прохождения детали по цехам), времени, отводимом на них, а также данные о потребности станков, инструментов и приспособлений.
Операционные (инструкционные) карты составляют на каждую операцию. Они содержат более подробную разработку процесса, чем технологические карты, и снабжаются подробными эскизами, в которых указываются методы закрепления деталей, порядок обработки, схемы установки приспособлений, настройки станка и другие сведения. Помимо этого в инструкционной карте содержатся сведения о станке, его наладке и технологической оснастке, о принятых режимах резания и времени на обработку с указанием размеров всех входящих в него элементов.
Детали нужно обрабатывать в строгом соответствии с технологией, указанной в технологической карте. Все отклонения фиксируются в соответствующих актах и подлежат устранению. Строжайшее соблюдение технологической дисциплины является основным условием обеспечения необходимого качества выпускаемой продукции.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Производственный и технологический процессы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы