Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130. Первичный вал соединяет коробку передач с ведомым диском муфты сцепления. Опорами первичного, вала служат шарикоподшипник, установленный в выточке фланца заднего конца коленчатого вала, и шарикоподшипник, установленный в стенке картера коробки передач. Шарикоподшипник закрыт крышкой и фиксирован стопорным кольцом и гайкой.
Вторичный вал опирается на шарикоподшипник и роликоподшипник. На задний конец этого вала надеты червяк привода спидометра и шлицевая втулка с фланцем карданного шарнира, закрепленная гайкой с шайбой. Крышка шарикоподшипника одновременно служит кронштейном стояночного тормоза.
Промежуточный вал опирается на шарикоподшипник и роликоподшипник. Шестерня изготовлена как одно целое с промежуточным валом, а шестерни установлены на валу на шпонках. Наружные кольца шарикоподшипников и роликоподшипника фиксированы стопорными кольцами.
Шестерни, соединяющие первичный и промежуточные валы, шестерни четвертой, третьей второй передач имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни свободно вращаются на вторичном валу, на котором установлены также синхронизаторы, а на шлицах — шестерня первой передачи и заднего хода. Синхронизатор позволяет включать четвертую и пятую передачи, а синхронизатор — вторую и третью передачи.
При вращении шестерен второй и третьей передач на валу и шестерни четвертой передачи на втулке происходит трение стали по стали. Для обеспечения надежной работы шейка вала и втулка имеют специальную форму в виде чередующихся выступов и впадин. Поверхности этих деталей фосфа-тированы и покрыты специальным составом, что предотвращает их заедание в период приработки. При такой установке шестерен необходимо применять масло в соответствии с картой смазки. Шестерни на шейках вала закреплены в осевом направлении шлицевыми опорными шайбами, а также замочными кольцами.
Первая передача включается при перемещении шестерни вперед до зацепления ее с шестерней на промежуточном валу; при этом вращение через шестерни передается вторичному валу.
Вторая и третья передачи включаются при перемещении синхронизатора соответственно назад и вперед. Для включения четвертой и пятой передач перемещают назад или вперед синхронизатор. При включении пятой передачи (прямой) между собой соединяются первичный и вторичный валы.
В передачу заднего хода входит шестерня, установленная на промежуточном валу. При движении шестерни назад и ее зацеплении с малой шестерней блока шестерен включается задний ход. В этом случае крутящий момент от коленчатого вала двигателя через шестерни , шестерню, блок шестерен и шестерню передается вторичному валу, который будет вращаться в обратную сторону по сравнению с направлением его вращения при включении других передач.
В картере коробки передач с обеих сторон есть люки с фланцами для крепления коробки отбора мощности. Пробка закрывает контрольно-наливное отверстие для заливки и контроля уровня масла.
Коробка передач автомобиля MA3-5335. В пятиступенчатых коробках передач часто пятую передачу делают повышающей с передаточным числом, меньшим единицы. Наличие такой передачи способствует улучшению топливной экономичности автомобиля и уменьшению износа деталей двигателя, так как появляется возможность снизить частоту вращения коленчатого вала при той же скорости движения автомобиля. Для получения повышающей передачи шестерня вторичного вала этой передачи должна быть меньше шестерни первичного вала.
В пятиступенчатой коробке передач с повышающей передачей автомобиля MA3-5335 для улучшения смазки ее деталей установлен специальный масляный насос. В рассмотренных ранее конструкциях коробок передач все трущиеся детали смазывались маслом, захватываемым вращающимися шестернями из масляной ванны. В коробке передач автомобиля MA3-5335 вращение от переднего торца промежуточного вала передается шестерням масляного насоса, нагнетающего масло по каналам передней стенки картера, передней крышки, первичного и вторичного валов к переднему подшипнику вторичного вала и к подшипникам косозубых шестерен постоянного зацепления, установленных на этом валу.
Коробка передач автомобиля КамАЗ. У автомобилей КамАЗ, предназначенных для работы без прицепа, установлена пятиступенчатая коробка передач. Для автомобилей-тягачей, постоянно работающих с прицепами, к основной пятиступенчатой коробке добавляется ^передний редуктор, удваивающий число передач.
В коробке передач (автомобиль КамАЗ) с редуктором, имеющей десять передач, в специальном гнезде первичного вала делителя установлен роликовый подшипник переднего конца первичного вала 45 коробки передач. Задний шарикоподшипник опоры первичного вала коробки передач закреплен кольцевой крышкой, по которой сцентрирован картер сцепления.
Шестерня первичного вала коробки передач, выполненная за одно с валом, находится в постоянном зацеплении с шестерней привода промежуточного вала. Шестерня первичного вала имеет конусную часть для соединения с фрикционным кольцом синхронизатора, а также внутренний зубчатый венец, предназначенный для соединения с зубчатым венцом коробки синхронизатора. Передней опорой вторичного вала служит роликовый подшипник, установленный в гнезде первичного вала, а задней — шариковый подшипник, установленный в гнезде стенки картера.
На переднем конце вторичного вала нарезано три зубчатых венца, предназначенных для установки синхронизатора четвертой и пятой передач. На цилиндрической шейке вала при помощи втулок и роликовых подшипников устанавливают шестерни соответственно четвертой, третьей и второй передач. Шестерни имеют конусы и зубчатые венцы для работы с синхронизатором, установленным между ними на шлицевой части вала, состоящей из трех зубчатых венцов. Крайние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом, что предотвращает самовыключение передач.
Втулка шестерни первой передачи, соединяющаяся шлицами с валом, имеет наружную часть, выполненную по двум диаметрам. По шлицам цилиндрической части большего диаметра перемещается муфта включения заднего хода и первой передачи, на цилиндрической шейке меньшего диаметра установлен подшипник шестерни первой передачи. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями и зубчатыми венцами промежуточного вала, а шестерня заднего хода — с малым венцом блока шестерен заднего хода. Шестерни первой передачи и заднего хода прямозубые, а остальные — косозубые.
Промежуточный вал передним концом опирается на цилиндрический роликовый подшипник, установленный в гнезде переднего торца картера, а задним — на сферический роликовый подшипник, установленный в стакане гнезда заднего торца картера. Для соединения с промежуточным
Шестерни третьей передачи и четвертой передачи, а также шестерни привода промежуточного вала напрессованы на вал и зафиксированы сегментными шпонками. Шестерни заднего хода, первой и второй передач изготовлены за одно с валом. Блок шестерен заднего хода, имеющий два прямозубых зубчатых венца, установлен в двух роликовых подшипниках на оси, зафиксированной стопорной планкой. Венец большего диаметра находится в постоянном зацеплении с венцом промежуточного вала.
Редуктор-делитель механического типа, удваивающий число передач, состоит из первичного и промежуточного валов, одной пары понижающих шестерен, синхронизатора и механизма переключения передач. Передний шариковый подшипник первичного вала делителя установлен в расточке коленчатого вала, а задний — в гнезде перегородки картера делителя, выполненной за одно целое с картером муфты сцепления.
Для принудительной смазки третьего подшипника на первичном валу делителя установлено маслонагнетающее кольцо, к которому масло поступает самотеком по лотку и каналам в картере. Косозубая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала делителя, свободно вращается на первичном валу на роликовых подшипниках. Шестерня имеет конус и зубчатый венец для взаимодействия с синхронизатором делителя.
Передний конец промежуточного вала делителя установлен на шариковом подшипнике, помещенном в гнезде перегородки картера делителя, а задний — в роликовом подшипнике, укрепленном в гнезде задней стенки картера. Промежуточные валы делителя и коробки передач имеют шлицевое соединение. Шестерня напрессована на промежуточный вал делителя и зафиксирована сегментной шпонкой.
Редуктор-делитель обеспечивает две передачи: прямую, при которой синхронизатор делителя перемещен вправо и соединяет первичные валы делителя и коробки передач между собой; повышающую, при которой синхронизатор перемещен влево и соединяет первичный вал с шестерней 6 (далее вращение через шестерню передается на промежуточные валы делителя и коробки передач).
При прямой передаче делителя синхронизатор соединяет первичные валы делителя и коробки передач между собой. Для этого на первичном валу коробки передач нарезаны шлицы, на которых установлена зубчатая муфта с напрессованным на нее конусом. Коробка передач работает как обычная пятиступенчатая; при перемещении муфты вперед или назад происходит включение соответственно заднего хода или первой передачи. При первой передаче вращение с первичного вала через шестерню передается на промежуточный вал, а затем через шестерню и муфту на вторичный вал. При заднем ходе (муфта включения смещена вперед) вращение с промежуточного вала передается на вторичный вал через большой венец блока шестерен заднего хода, малый венец и шестерню заднего хода.
Вторую передачу включают перемещением синхронизатора второй и третьей передач назад при помощи шестерни второй передачи, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом промежуточного вала. Смещением синхронизатора вперед соединяют вторичный вал с шестерней третьей передачи, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала.
Четвертую и пятую передачи включают перемещением синхронизатора соответственно назад или вперед. При четвертой передаче вращение на вторичный вал передают шестерни, а при пятой передаче при помощи синхронизатора соединяются шестерни первичного вала с вторичным валом (прямая передача). При повышающей передаче промежуточный вал коробки передач получает вращение через шестерни делителя и промежуточный вал делителя в результате смещения синхронизатора делителя вперед. Дальнейшее включение четырех повышающих передач происходит аналогично описанным способам включения четырех понижающих передач.
При пятой повышающей передаче вращение на вторичный вал передается через шестерню постоянного зацепления и первичный вал коробки передач.
—
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130. В качестве примера трехходовой пятиступенчатой коробки передач с постоянным зацеплением шестерен на рис. 4 показана коробка передач автомобиля ЗИЛ-130.
Первичный вал передним концом со шлицами соединяет коробку передач с ведомым диском сцепления. Опорами первичного вала служат шарикоподшипники, установленные соответственно в стенке картера коробки передач и выточке фланца заднего конца коленчатого.вала. Шарикоподшипник закрыт крышкой и фиксируется стопорным кольцом и гайкой.
Вторичный вал опирается на шарикоподшипник роликоподшипник. На задний конец этого вала надеты втулка, фиксирующая шарикоподшипник, и втулка с фланцем карданного шарнира, закрепленная шайбой и гайкой. Крышка шарикоподшипника одновременно служит кронштейном центрального тормоза.
Рис. 4. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-130:
Для промежуточного вала опорами служат шарикоподшипник и роликоподшипник. Как одно целое с промежуточным валом изготовлена шестерня, а шестерни установлены на нем на шпонках. Наружные кольца шарикоподшипников фиксируются пластиной, а роликоподшипника — стопорным кольцом.
Шестерни, соединяющие первичный вал с промежуточным, шестерни четвертой передачи, шестерни третьей передачи и шестерни второй передачи имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни и блок шестерен имеют прямые зубья. Шестерни свободно вращаются на вторичном валу, на котором установлены также муфты. Переключение передач производится вилками, связанными с рычагом переключения передач.
Шестерня свободно вращается на втулке, закрепленной на вторичном валу от проворачивания штифтом. При вращении шестерни на втулке и шестерен на вторичном валу происходит трение стали по стали. Для обеспечения надежной работы шейки вала и втулка имеют специальную форму в виде чередующихся выступов и впадин. Поверхности этих деталей фосфатированы и покрыты специальным составом, предотвращающим заедание в период приработки. При такой установке шестерен на вторичном валу необходимо строго соблюдать соответствие применяемого масла ТАп-15 требованиям карты смазки.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 имеет пять передач для движения вперед и одну передачу для движения назад. Передачи включаются следующим образом:
Первая передача включается при движении шестерни вперед до зацепления ее с малой шестерней промежуточного вала. Движение шестерни назад и зацепление ее с зубьями меньшей шестерни блока шестерен приводит к включению заднего хода. В последнем случае крутящий момент от двигателя через шестерни, блоки шестерен и шестерню передается вторичному валу, который будет вращаться в обратную сторону по сравнению с направлением вращения его при включении других передач.
Вторая и третья передачи включаются при соответствующем передвижении муфты синхронизатора.
Четвертая и пятая передачи включаются при перемещении муфты синхронизатора соответственно вперед или назад. Пятая передача прямая.
Коробки передач автомобилей МАЗ-200, МАЗ-500 и КрАЗ-219. На автомобилях МАЗ-200, МАЗ-500 и КрАЗ-219 устанавливается трехходовая пятиступенчатая коробка передаче пятой ускоряющей передачей. Передаточное число ускоряющей передачи равно 0,78. Наличие такой передачи дает возможность уменьшить расход топлива и износ двигателя, а также увеличить скорость движения автомобиля без груза по хорошей дороге.
Система шестерен, составляющая коробку передач, размещается на трех валах — первичном, промежуточном и вторичном и заключена в картер. Кроме того, на вторичном валу помещаются две муфты синхронизаторов инерционного типа, обеспечивающие безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач.
Шестерни установлены на промежуточном валу на шпонках и вращаются с ним как одно целое. Шестерни вторичного вала сидят на нем свободно на игольчатых подшипниках. Для смазки этих подшипников имеется специальный насос, расположенный внутри картера сцепления и подающий к ним масло из маслоотстойника через каналы в первичном и вторичном валах.
Крутящий момент передается от первичного вала к промежуточному через шестерни постоянного зацепления.
Первая передача включается путем введения в зацепление шестерни с нарезанной на промежуточном валу шестерней.
Шестерни второй передачи находятся в постоянном зацеплении, и для включения этой передачи достаточно муфтой синхронизатора связать шестерню с вторичным валом.
При движении муфты синхронизатора вперед включается третья передача, так как шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала, соединяется с вторичным валом.
При передвижении вперед зубчатого венца передней муфты синхронизатора включается четвертая (прямая) передача.
В случае перемещения этой муфты синхронизатора назад включается пятая передача, при этом со вторичным валом соединяется шестерня, находящяяся в зацеплении с шестерней промежуточного вала.
Шестерня используется для отбора мощности.
Картеры рассмотренных выше коробок передач отлиты из чугуна и используются как резервуары для масла, которое разбрызгивается шестернями при вращении и смазывает их зубья и подшипники. Исключение составляет, как уже указывалось, коробка передач автомобиля МАЗ-500, на передней крышке картера которой установлен шестеренчатый масляный насос для смазки под давлением игольчатых подшипников шестерен коробки передач.
Для заливки масла и контроля его уровня в картере коробки передач имеется отверстие, закрываемое пробкой. Масло сливается через- отверстие в нижней части картера, также закрываемое пробкой. В коробке передач автомобиля ЗИЛ-130 пробка сливного отверстия имеет магнит, который притягивает из масла частички черных металлов. В местах выхода валов из картера установлены сальники. Сапун служит для вентиляции картера коробки передач.
Привод к спидометру (указателю скорости движения автомобиля и счетчику пройденного пути) осуществляется от особой шестерни, устанавливаемой на заднем конце вторичного вала коробки передач. С этой шестерней находится в зацеплении шестерня или червяк гибкого вала привода спидометра.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пятиступенчатые коробки передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы