Нейтральное положение. При работающем двигателе крутящий момент через включенное сцепление передается на первичный вал коробки передач, на шестерню привода промежуточного вала. Шестерни промежуточного вала жестко связаны с валом, поэтому они передают вращение вторичному валу. Все шестерни вторичного вала будут вращаться (шестерня заднего хода — через блок шестерен заднего хода), но крутящий момент далее передавать не будут, так как они на вторичному валу посажены на подшипниках. Вторичный вал и соединенный с ним карданный вал не вращаются. Автомобиль стоит на месте. Для движения автомобиля необходимо передать крутящий момент на вторичный вал. Это делается жестким соединением одной из включаемых шестерен вторичного вала с вторичным валом. Включение осуществляется дистанционным приводом и механизмом переключения передач, синхронизаторами (вторая, третья, четвертая и пятая передачи) или муфтой (первая передача и задний ход).
Первая передача включается перемещением муфты назад до соединения ее с зубчатым венцом шестерни первой передачи. При этом крутящий момент от шестерни первичного вала и далее через шестерню первой передачи вторичного вала, каретку и втулку передается на вторичный вал.
Вторая передача включается перемещением каретки синхронизатора второй и третьей передачи по шлицам вторичного вала назад до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни второй передачи вторичного вала. При передвижении каретки вилкой механизма переключения передач конусное кольцо синхронизатора, двигаясь вместе с кареткой, подводится к конусу шестерни второй передачи. Из-за разности частот вращения каретки, связанной с вторичным валом, и шестерни происходит сдвиг конусного кольца относительно каретки до соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев с блокирующими поверхностями каретки. Дальнейшее перемещение каретки приостанавливается. Выравнивание частот вращения обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца синхронизатора и включаемой шестерни. Как только частоты вращения каретки и шестерни сравниваются, блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению каретки, и передача включится без шума и удара. Крутящий момент передается от шестерни первичного вала на шестерню промежуточного вала и через его шестерню второй передачи на сблокированную с валом шестерню второй передачи вторичного вала.
Рис. 77. Синхронизатор:
1 и 4 — конусные кольца; 2 — каретка; 3 — блокирующий палец; 5 — фиксатор; 6 — пружина
Рис. 78. Механизм переключения передач:
1 — заглушка; 2 — верхняя крышка коробки передач: 3 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 4 — установочный винт; 5 — шплинтовочная проволока; 6 — вилка переключения второй и третьей передач; 7 — вилка переключения первой передачи и заднего хода; 8 — шток вилки переключения передач
Рис. 79. Замок и фиксаторы механизма переключения передач:
1 — шарик замка; 2 — стакан стопорного шарика; 3 — пружина стопорного шарика; 4 — штифт замка; 5 — стопорный шарик фиксатора
Третья передача включается перемещением каретки синхронизатора второй и третьей передачи по шлицам вторичного вала вперед до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи вторичного вала. При этом шестерня через каретку блокируется с валом.
Четвертая передача включается перемещением каретки синхронизатора четвертой и пятой передач по шлицам вторичного вала назад до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни четвертой передачи вторичного вала.
Пятая передача включается перемещением каретки синхронизатора четвертой и пятой передач вперед до соединения с зубчатым венцом первичного вала. При этом крутящий момент от первичного вала через каретку синхронизатора передается на вторичный вал. Поэтому пятую передачу называют прямой.
Задний ход включается перемещением муфты первой передачи и заднего хода по шлицам втулки первой передачи вперед до соединения ее с зубчатым венцом шестерни заднего хода, которая находится в зацеплении с блоком шестерни заднего хода.
Рис. 80. Привод управления коробкой передач:
1— кронштейн; 2 — опора уплотнителя; 3 — наконечник; 4 — рычаг переключения передач; 5 — рукоятка рычага; 6 — передняя тяга; 7 — промежуточная тяга; 8 — регулировочный фланец; 9 — соединительный болт; 10 — верхняя крышка картера коробки передач; 11 — регулировочный болт; 12 — контргайка; 13— шток механизма переключения передач; 14 — болт крепления регулировочного фланца
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Работа коробки передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы