При работающем двигателе, нейтральном положении рычага управления коробкой передач и включенном сцеплении крутящий момент от первичного вала передается на шестерни 1-й и 2-й передач постоянного зацепления вторичного вала. Эти шестерни могут передать момент на вторичный вал только через шлицевое соединение муфты синхронизатора 1-й и 2-й передач, расположенного на вторичном валу, поскольку сами шестерни прямой связи с валом не имеют. Также не имеют прямой связи для передачи крутящего момента от первичного вала и шестерни 3-, 4- и 5-й передач. Передача момента на вторичный вал здесь достигается только через шлицевое соединение муфт 3-, 4- и 5-й передач при их включении.
Рис. 1. Механизм управления коробкой передач:
1 — коробка передач; 2 — ось переднего шарнира вала управления; 3 — крестовина; 4 — ось; 5 — вал переключения; 6 — чехол вала; 7 — кожух; 8 — уплотнитель; 9 —рамка; 10 — рукоятка; 11 — чехол рычага; 12— рычаг механизма управления; 13 — кожух; 14 — штифт; 15 — чехол шарнира; 16 — верхний вкладыш; 17 — пол кузова; 18 — заклепка; 19 — опора механизма; 20 — крышка шарнира; 21 — нижний вкладыш; 22 — корпус основания; 23 — сфера рычага; 24 — тяга основания; 25 — кронштейн задней опоры двигателя; 26 — задняя опора двигателя; 27 — втулка; 28 — шайба; 29— гайка; 30 — фиксатор; 31 — переключатель передач; 32 — наконечник вала переключения; 0 — нейтраль; / — включены 1, 3, 5-я передачи; // — включены 2-я и 4-я передачи; /// — включен задний ход
При включенной 1-й передаче муфта синхронизатора соединяет шлицевый венец шестерни со ступицей синхронизатора, неподвижно сидящей на вторичном валу. В этом случае крутящий момент от первичного вала передается на шестерню и через муфту синхронизатора на ступицу, а затем на вторичный вал. В момент включения 2-й передачи муфта соединяет шлицевой венец шестерни со ступицей синхронизатора и крутящий момент передается на вторичный вал через шестерню, муфту и ступицу синхронизатора.
Включение 3-й или 4-й передачи достигается соединением муфтой синхронизатора соответствующих шлицевых венцов шестерни 3-й передачи или шестерни 4-й передачи и ступицы синхронизатора, неподвижно сидящей на первичном валу. Далее крутящий момент передается соответственно на шестерню 3-й передачи или шестерню 4-й передачи, имеющие неподвижное шпоночное соединение со вторичным валом. При включении 5-й передачи муфта соединяет ступицу со шлицами шестерни и крутящий момент от шестерни передается на шестерню, а через ее шлицевое соединение — на вторичный вал.
Вторичный вал передает крутящий момент на главную передачу, где происходит его изменение по величине и направлению.
Принцип работы синхронизатора показан на рис. 2.
При нейтральном положении скользящей муфты блокирующие поверхности: фаски отверстий и кольцевые выточки пальцев синхронизатора — не оказывают воздействия друг на друга.
В начальный момент включения передачи скользящая муфта, перемещаясь в сторону соответствующей шестерни, увлекает за собой корзинку, состоящую из конусных латунных колец с пальцами. При этом латунное конусное кольцо прижимается к соответствующему конусу шестерни.
Вследствие трения конусов происходит угловой сдвиг: корзинка поворачивается и попадает кольцевыми выточками в средней части пальцев на фаски трех отверстий муфты. При этом дальнейшее осевое перемещение скользящей муфты становится невозможным до тех пор, пока угловые скорости шестерни и вала не выровняются. В этот момент исчезает сила, прижимавшая пальцы к фаскам отверстий, и освобожденная муфта получает возможность дальнейшего осевого перемещения вдоль ступицы, соединяя ступицу со шлицевым венцом шестерни.
Рис. 2. Схема работы синхронизатора 3-й и 4-й передач:
а – нейтральное положение; б – начало включения, процесс выравнивания скоростей ведущей шестерни 3-й передачи и первичного вала; в — полное включение 3-й передачи
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Работа коробки передач автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы