Характерными свойствами порошкообразных материалов, влияющих на процесс транспортировки и складской переработки, являются: геометрический размер и форма частиц, плотность, объемная масса, коэффициент внутреннего трения, коэффициенты трения, угол естественного откоса, влажность, подвижность и вязкость частиц, слеживаемость, абразивность.
Учитывая весьма значительные объемы перемещаемых строительных материалов (свыше 1 млрд. т) и их специфические физико-механические свойства (в том числе малые размеры частиц и гигроскопичность), основным требованием технологии транспортных и по-грузочно-разгрузочных работ является комплексная механизация главных и вспомогательных операций при условии предохранения порошкообразных грузов от распыления, увлажнения и загрязнения. Для этого все транспортные коммуникации должны иметь полную герметизацию,
В частности, при перевозке порошкообразного материала люки транспортных средств должны быть плотно закрыты во избежание попадания в емкости атмосферных осадков. Нарушение герметизации крышек люков приводит к распылению порошкообразного материала по ходу движения транспортных средств, а влага, попадающая в емкость, ухудшает условия выгрузки материала.
Транспортные средства необходимо очищать после перевозок других грузов. Особенно тщательно следует очищать вагоны и баржи после перевозок сахара при последующем использовании этих транспортных средств для доставки цемента и других вяжущих материалов. Так, даже незначительные примеси сахара (до 0,001 %) приводят к полной потере качества цемента. Нельзя хранить цемент вблизи грузов, выделяющих аммиак.
Цемент и другие строительные порошкообразные материалы, отправляемые в районы Арктики и пункты Северной строительной климатической зоны через порты с рейдовой перегрузкой, а также в порты с последующими перевалками, упаковывает завод-изготовитель в специальную тару.
Цемент иногда отгружают с заводов потребителю с температурой 120—130 °С. Однако для обеспечения нормальной работы перегрузочных машин и складского оборудования температура цемента не должна превышать 60 °С.
Цемент должен храниться в стационарных или инвентарных складах. На мелких рассредоточенных объектах цемент необходимо
нить в контейнерах. Цемент, поступающий на стройку в мешках, должен храниться в закрытом сухом помещении. Запрещается хранить вяжущие материалы навалом во временных складах амбарного типа, под навесом, в ларях, на открытых площадках под брезентовыми укрытиями. Запрещается складирование в одну емкость цемента разных марок и видов. Со склада цемент следует отпускать строго по массе.
Известь-кипелку нужно хранить в закрытых складах, где предотвращено попадание атмосферных и грунтовых вод. Необходимо учитывать, что даже при правильном хранении молотая известь-кипелка постепенно теряет вяжущие свойства, так как гасится влагой из воздуха. Поэтому срок хранения извести-кипелки в мешках с момента изготовления до употребления не должен превышать 15 сут. Срок хранения извести в герметической таре не ограничен.
Строительный гипс отгружают навалом в герметических транспортных средствах, в мешках, контейнерах и металлических бочках. Хранить гипс необходимо в закрытых сухих помещениях в штабелях высотой до 2 м. Пол в складских помещениях должен быть поднят над уровнем земли не менее чем на 30 см.
Гипс не рекомендуется хранить продолжительное время, так как в результате’ взаимодействия с парами воды, содержащимися в воздухе, активность гипса постепенно снижается. Предельный срок хранения гипса 3 мес.
При производстве работ с порошкообразными строительными материалами большое значение имеет своевременное техническое обслуживание и ремонт оборудования, особенно учитывая возможность абразивного износа механизмов с последующим распылом материала и загрязнением окружающей среды. Только при своевременном и правильном техническом обслуживании машины и комплексов возможна их экономичная и бесперебойная работа, исключающая загрязнение атмосферы,
Для перевозки цемента наземным транспортом разработаны шесть основных комплексных технологических схем доставки и разгрузки этого вяжущего материала:
I — пневматическая транспортировка цемента по трубопроводу с цементных заводов или элеваторов на расстояние 1000 м и более непосредственно на склад завода сборного железобетона или другого потребителя;
II —перевозка цемента на расстояние до 40 км в складах-контейнерах, установленных на автомобилях, от элеваторов или крупных складов заводов сборного железобетона на рассредоточенные объекты с небольшим объемом работ;
III — доставка цемента на расстояние до 150 км в автоцементовозах с цементных заводов или элеваторов непосредственно потребителю с пневматической перегрузкой в приобъектные склады;
V —перевозка цемента на расстояние до 1000 км специализированным железнодорожным транспортом от цементных заводов до цементных элеваторов или складов крупных строек и заводов сборного железобетона, откуда цемент может доставляться потребителю с небольшим объемом работ по схеме I, II или III;
V — доставка цемента на расстояние свыше 1000 км в крытых железнодорожных вагонах с цементных заводов до складов заводоз сборного железобетона, откуда цемент может перевозиться по схеме I, II или III;
VI — перевозка цемента смешанным железнодорожным и автомобильным транспортом с цементных заводов непосредственно потребителю, находящемуся на расстоянии 50—100 км от железнодорожной станции, при этом используются автоцементовозы с самозагрузкой.
Сухую золу, осаждаемую золоулавливающими устройствами при очистке дымовых газов ТЭЦ и применяемую для замены части цемента, извести, мелкодробленого щебня и песка при производстве бетонных и растворных смесей, транспортируют по следующим технологическим схемам:
I — подача золы от золосборников электрофильтров ТЭЦ в ав-тозоловоз с самозагрузкой с последующей перевозкой в золовозе на расстояние до 100 км и выгрузкой в склады заводов сборного железобетона или бетонорастворосмесительной установки;
II — подача золы от электрофильтров ТЭЦ пневматическими транспортными установками всасывающего действия с последующей загрузкой железнодорожных вагонов типа «цементовоз» и доставкой золы на расстояние до 1000 км на крупные склады заводов сборного железобетона.
Использование специализированных судов-цементовозов имеет следующие преимущества по сравнению с доставкой порошкообразных материалов в баржах общего назначения: низкие транспортные расходы, малые сроки погрузки и выгрузки, минимальные
Рис. 1. Транспортировка сухой золы от котлов тепловой электростанции до заводов сборного железобетона
I — автозоловозами с самозагрузкой; II — специализированными железнодорожными вагонами; 1 — котел ТЭС; 2 — электрофильтры; 3 — золосборники;1 4 — дымосос; 5 — дымовая труба; 6 — осадительная камера с фильтром; 7 — бункер-накопитель; 8 — пневматический винтовой насос; 9 — золопровод; 10 — вакуум-насос РМК-4; 11 — склад-накопитель для отгрузки сухой зоны потребителю; 12 — склад завода сборного железобетона; 13 — железнодорожный вагон типа «цементовоз»; 14 — вакуумный золопровод; 15 — автозоловоз с самозагрузкой
трудозатраты обслуживающего персонала в процессе разгрузки судна, отсутствие потерь материала на распыление При этом не снижается качество перевозимого груза за счет полной герметичности на всех звеньях технологии доставки — загрузки, перевозки, разгрузки. Однако суда-цементовозы обладают рядом недостатков: невозможность использования, как правило, судов в обратном направлении для перевозки других грузов; необходимость создания специализированных приемных устройств в портах разгрузки, относительно высокая стоимость изготовления по сравнению с другими средствами водного транспорта.
Доставка порошкообразных материалов в речных баржах общего назначения должна производиться при условии загрузки и выгрузки цемента пневматическим способом. Для этого необходимо в пунктах отправления и назначения устанавливать плавучие перегружатели.
При перегрузке цемента из речной баржи общего назначения наземный транспорт с использованием плавучего перегружателя ППЦ-ЮО, разработанного ЦКБ Минречфлота РСФСР, из плавучего перегружателя цемент подается в промежуточный бункер, установленный на причале, и далее пневматическим винтовым насосом транспортируется в береговой силос.
Волгоградский проектный отдел института Гидропроект им. С. Я. Жука разработал систему заборных устройств по разгрузке речных барж общего назначения. Эта система предусматривает применение вертикального пневматического перегрузочного устройства ППУ-220 и пневматического разгрузчика вса-сывающе-нагнетательного действия РПМ-2А. Перемещение и перестановка подвесного перегрузочного устройства осуществляется подъемным краном, установленным на плавучем перегружателе. После выработки цемента до дна баржи перегрузочное устройство переставляется в другое место, а дальнейший выбор цемента производится разгрузчиком РПМ-2А, конструкция которого позволяет создавать разрежение в осадительной камере за счет собственного эжектирующего устройства — струйного аппарата (без использова-вания вакуум-насоса или газодувки). Эта особенность разгрузчика РПМ-2А позволяет использовать его при температуре —25 °С, без воды, канализации и отапливаемых помещений.
В районы Крайнего Севера и другие отдаленные регионы значительную часть порошкообразных строительных грузов доставляют в универсальных крупнотоннажных контейнерах с внутренним объемом до 30 м3, например УУК-20, в который загружают материал, затаренный в мешках по 50 кг или в мягкие контейнеры. При этом используют смешанные перевозки автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Целесообразность подобного способа перевозок объясняется, во-первых, необходимостью комплексной механизации погрузочно-разгрузочных операций при многократных перевалках, а, во-вторых, тем, что возвратный рейс контейнер совершает не порожний, а загруженный другими тарно’-штучными грузами.
Для доставки и временного хранения порошкообразных материалов на рассредоточенных объектах строительства с небольшим объемом работ применяют контейнеры различной конструкции с массой брутто 1—5 т.
Рациональная область применения различных видов транспорта и контейнеров зависит от оптимальной технологической схемы доставки, которая, в свою очередь, учитывает объем и расстояние перевозки, а также условия привязки склада-потребителя к транспортной коммуникации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Работы с порошкообразными материалами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы