При расчете металлоконструкций учитывают все действующие на них нагрузки, а именно: постоянные и подвижные нагрузки, инерционные нагрузки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, ветровые и скручивающие нагрузки.
С постоянным нагрузкам относятся нагрузки от собственного веса металлоконструкции и веса частей крана, связанных с металлоконструкцией (механизмы, кабины управления, троллеи и т. п.). Для упрощения расчета нагрузку от собственного веса металлоконструкции принимают равномерно распределенной по ее длине. Нагрузку от весов частей крана, связанных с металлоконструкцией, принимают в в виде сосредоточенных нагрузок в соответствующих сечениях и узлах
Инерционные горизонтальные нагрузки, возникающие при торможении моста крана, а также при торможении или разгоне механизма поворота, учитывают при расчете металлоконструкции кранов с машинным приводом. В мостовых кранах инерционное усилие при торможении крана направлено поперек моста и при расчете принимается равным 0,1 (если половина всех ходовых колес приводные) или 0,05 (если четверть всех ходовыя колес приводные) от действующих вертикальных нагрузок, определенных без учета поправочных коэффициентов ku и kq. Инерционные нагрузки от собственного веса металлоконструкции принимают равномерно распределенными по длине моста, а от давления ходовых колес грузовой тележки — сосредоточенными.
В стреловых кранах величину горизонтального инерционного усилия от собственного веса принимают равной 10% от соответствующих вертикальных нагрузок, определенных без учета поправочного коэффициента ka. Кроме горизонтального инерционного усилия от собственного веса металлоконструкции стреловых кранов, необходимо учитывать горизонтальную силу инерции от веса груза. Эта сила является сосредоточенной и приложенной в месте крепления головных блоков на стреле. Величину ее принимают равной 10% от веса груза и грузозахватного приспособления без учета коэффициента kq. Это значение усилия соответствует отклонению груза от вертикали примерно на 6°.
Ветровую нагрузку рабочего и нерабочего состояний кранов, работающих на открытом воздухе, определяют в соответствии с указаниями, приведенными в ГОСТ 1451-65. Эту нагрузку принимают приложенной в узлах связен или равномерно распределенной по длине конструкции. При расчете металлоконструкций мостовых электрических кранов на прочность ветровую нагрузку можно не учитывать.
Скручивающие нагрузки возникают в следующих случаях:
а) при наличии вертикальных нагрузок, приложенных консольно (собственный вес площадок, механизмов и т. п.). Учет этих нагрузок производят при отсутствии в системе горизонтальных связей и вспомогательных ферм, воспринимающих эти нагрузки;
б) при наличии вертикальной нагрузки, приложенной консольно вследствие запроектированного смещения рельса относительно горизонтальной оси балки в мостах, не имеющих замкнутой системы связей. В этом случае смещение не должно быть более 0,1 ширины коробчатой балки и не более 10 мм для двутавровых балок;
в) при наличии горизонтальных инерционных нагрузок, приложенных консольно относительно горизонтальной оси концевого сечения в случае отсутствия замкнутой системы СЕязей.
В стреловых кранах при расчете металлоконструкции стрелы, кроме перечисленных нагрузок, следует также учитывать нагрузку от натяжения тросов грузового полиспаста и полиспаста изменения вылета стрелы. Для статически неопределимых относительно опорных реакций металлических конструкций необходимо учитывать и температурные нагрузки, возникающие при изменении температуры окружающей среды.
Расчетные комбинации нагрузок. Расчет металлоконструкций грузоподъемных машин производят для двух комбинаций нагрузок. Первая комбинация учитывает действие постоянных и подвижных нагрузок (в том числе и скручивающих, если таковые имеются). Для стреловых кранов постоянные нагрузки определяют при работе крана с номинальным грузом на наибольшем вылете.
Вторая комбинация, кроме указанных нагрузок, учитывает также горизонтальные инерционные и ветровые нагрузки рабочего состояния. Кроме указанных комбинаций нагрузок, расчетной является также третья комбинация нагрузок, учитывающая, помимо постоянных . статических нагрузок, еще и специальные нагрузки, к которым относятся монтажные, транспортные и особые нагрузки, учитывающие специфические для данного крана условия эксплуатации. Для стреловых кранов следует рассматривать еще одну комбинацию нагрузок, также относящуюся ко второй комбинации, но учитывающую нерабочее состояние крана, а именно: нагрузку от собственного веса (без учета поправочного коэффициента kq), нагрузку от элементов головного узла стрелы на наименьшем вылете и ветровую нагрузку нерабочего состояния.
Металлические конструкции грузоподъемных машин надо рассчитывать на прочность и устойчивость по максимальным нагрузкам рабочего состояния (вторая комбинация нагрузок). Кроме того, необходимо проводить расчет на выносливость по эквивалентным нагрузкам рабочего состояния (первая комбинация нагрузок).
Метод расчета металлоконструкций на выносливость позволяет учитывать сопротивление конструкции действию переменных фактических напряжений вместо проведения расчетов в предположении действия постоянных напряжений. Кроме того, он позволяет проводить динамический расчет конструкций вместо статического расчета с введением поправочного динамического коэффициента, зависящего только от режима работы крана.
В случае если металлоконструкция работает в условиях переменных напряжений достаточно большой величины и при большом числе изменений напряжений за срок службы, при ее проектировании и расчете необходимо учитывать явления, связанные с усталостной прочностью. Так, металлоконструкции кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы специального и общего назначения надо рассчитывать на усталостную прочность, если эти краны совершают не менее восьми подъемов груза в час и их использование по грузоподъемности не менее 0,8. Если же эти краны используются не столь интенсивно, то они, так же как и краны легкого и среднего режима работы, не подвергаются расчету на усталость.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Расчетные нагрузки и допускаемые напряжения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы