Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента, получаемого от вторичного вала коробки передач, между ведущими осями трактора (автомобиля). В то же время она может выполнять функции дополнительной коробки передач, увеличивающей крутящий момент.
Раздаточные коробки применяются на автомобилях повышенной проходимости (например, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, ГАЗ-69), тракторах-тягачах К-700, универсальных тракторах повышенной проходимости МТЗ-52, Т-40А.
Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66, соединенная промежуточным карданным валом с коробкой передач, осуществляет передачу крутящего момента к переднему и заднему мостам автомобиля. Она одновременно является дополнительной коробкой передач, имеющей, кроме прямой передачи, понижающую с передаточным числом 1,963.
Раздаточная коробка трактора «Беларусь» МТЗ-52 служит для автоматического и принудительного включения переднего ведущего моста и представляет собой одноступенчатый редуктор с муфтой свободного хода.
Рис. 1. Раздаточная коробка трактора МТЗ-52;
1 — фланец; 2 — шлицевой вал; 3 — вилка; 4, 7 — шарикоподшипники; 5 — корпус; 6 — внутренняя обойма муфты свободного хода; 8 — шестерня с наружными и внутренними зубьями (она же наружная обойма муфты свободного хода); 9 — ролик муфты свободного хода; 10 — шестерня блокировки.
В корпусе редуктора на шарикоподшипниках расположен шлицевой вал. На шлицах вала установлены внутренняя обойма муфты свободного хода, передвижная шестерня блокировкии фланец карданного шарнира. Шестерня изготовлена как одно целое с наружной обоймой муфты свободного хода и имеет внутренний зубчатый венец.
Наружными зубцами шестерня сцеплена с промежуточной шестерней коробки передач, приводимой во вращение от шестерни второй ступени редуктора вторичного вала коробки передач. Наружная обойма муфты свободного хода может вращаться относительно внутренней обоймы на шариковых подшипниках. В профилированных пазах наружной обоймы расположены заклинивающие ролики.
Выше уже была рассмотрена работа муфты свободного хода на примере механизма привода стартера и увеличителя крутящего момента трактора ДТ-75. Напомним, что обе части муфты вращаются независимо при условии, что та обойма, в пазах которой размещены заклинивающие ролики, вращается с большей угловой скоростью, чем другая. Однако, как только угловая скорость первой обоймы начинает уменьшаться, ролики выходят из своих пазов, заклинивают обе обоймы и они начинают вращаться как одно целое.
Теперь рассмотрим, как происходит автоматическое включение переднего моста. Передаточные числа привода к переднему и заднему мостам рассчитаны так, что окружные скорости задних колес несколько выше, чем передних. Поэтому при движении трактора без буксования (или с незначительным буксованием) передние колеса под действием толкающего усилия, передаваемого остову трактора, будут вращаться быстрее, чем в том случае, если бы они приводились во вращение от силовой передачи. Следовательно, шестерня, соединенная приводом с передней осью, будет обгонять втулку муфты свободного хода, соединенную с силовой передачей, и ролики не будут препятствовать их независимому вращению. Передний мост будет отключен.
Как только буксование задних ведущих колес достигнет 6%, угловые скорости ведущей части муфты — втулки и ее ведомой части — шестерни уравниваются, находящиеся между ними ролики заклиниваются и привод к ведущему переднему мосту автоматически включается.
Для принудительного включения переднего моста служит шестерня, которая посредством вилки, связанной с педалью, вводится своими зубцами в зацепление с внутренними зубцами шестерни; таким образом шестерня жестко соединяется с валом, блокируя муфту свободного хода. Принудительное включение переднего моста необходимо для движения трактора задним ходом, при трогании трактора с места и работе в тяжелых условиях.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Раздаточные коробки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы