Реле называют прибор, который автоматически под влиянием различных факторов замыкает или размыкает непосредственно контролируемую им электрическую цепь.
В электрических схемах управления кранами широко применяются электромагнитные реле.
Принцип действия электромагнитных реле аналогичен принципу действия контакторов. При протекании тока в катушке реле приходит в движение подвижная часть магнитопровода реле вместе с укрепленными на ней контактами. Контакты реле предназначены для переключений в цепях управления, а не в силовых цепях. Конструктивное исполнение реле зависит от его Назначения.
В зависимости от назначения применяемые на кранах реле делятся на реле времени, промежуточные реле, реле напряжения, нулевые реле и максимальные реле.
На рис. 1 показано реле времени типа РЭ-100. На неподвижный сердечник насажена массивная медная гильза, служащая короткозамкнутым витком. Поверх гильзы расположена катушка реле. При протекании тока в катушке подвижная часть магнитопровода, преодолевая противодействие пружины, притягивается к неподвижному сердечнику, при этом контакты замыкаются мостиком. При отключении тока магнитный поток, создаваемый катушкой, спадает до нуля, но реле не размыкает своих контактов сразу. Дело в том, что при отключении катушки ее магнитный поток, исчезая, пересекает короткозамкнутый виток—гильзу, в которой при этом индуктируется ток, создающий магнитный поток.
Этот магнитный поток удерживает некоторое время реле во втянутом состоянии. Регулировка выдержки времени осуществляется изменением толщины прокладки, изготовленной из немагнитного материала (латуни) и натяжения пружины.
Промежуточными, или блокировочными, называют реле, служащие для того, чтобы при замыкании одного контакта замыкались или размыкались контакты во многих цепях, не связанных между собой электрически, и для разного рода блокировок. Часто для этой цели применяют реле типа РЭ-100 без медной гильзы (поскольку выдержка времени здесь не нужна), в связи с чем контакты этих реле замыкаются и размыкаются сразу же после появления или исчезновения тока в их катушке. Реле типа РЭ-100 без гильзы применяют также в качестве реле напряжения, т. е. таких реле, которые предназначены для переключений тока в цепи при определенном напряжении.
Максимальные реле служат для защиты двигателей крана при увеличении тока выше допустимого.
Крановые двигатели допускают кратковременную перегрузку в 2,25—2,5 раза против тока, указанного в их паспорте. При токах, превышающих указанные величины, двигатель может выйти из строя. Большие токи могут возникнуть от многих причин: слишком быстрое переключение контроллера при ручном управлении, перекрытие сопротивлений, пробой изоляции двигателя и т. д.
Результатом такого увеличения тока может быть не только порча оборудования, но и пожар на кране. Для своевременного автоматического отключения двигателя устанавливают максимальное реле.
Рис. 1. Реле времени
Катушка этого реле рассчитана на .пропускание всего тока двигателя (обычно она состоит из нескольких витков голой медной шины). Поток, создаваемый этой катушкой, стремится поднять вверх стальной якорь, находящийся в трубке, которая изготовлена из немагнитного материала. Уставка (ток срабатывания) реле регулируется винтом, который перемещает втулку вместе с якорем.
При вращении винта по часовой стрелке якорь опускается вниз и уставка реле увеличивается. При срабатывании реле якорь поднимает бронзовый боек, который, ударяя в контактную планку, размыкает постоянно замкнутые контакты. Цепь катушки контактора, питающего двигатель, разрывается и контактор отключается.
Описанные реле пригодны как при постоянном, так и при переменном токе.
В одном реле смонтировано две катушки. Для защиты трехфазных двигателей катушки максимальных реле включают в две фазы. Для защиты двигателей постоянного тока обычно достаточна защита на одном полюсе, поэтому одним реле можно защитить два двигателя постоянного тока. У ответственных двигателей максимальные реле ставят на обоих полюсах.
Нужно следить, чтобы максимальные реле были опломбированы.
Изменить уставку может только ответственный за состояние защиты. Он же пломбирует реле.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Реле кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы