В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором СССР 5 июля 1965 г., ответственность за исправное состояние и безопасное действие грузоподъемных кранов предприятия, цеха или участка должна быть возложена на лицо из числа инженерно-технического персонала соответствующей квалификации, которому подчинены работники, обслуживающие краны (машинисты кранов, ремонтный персонал — слесари, электромонтеры). Это лицо, назначаемое приказом руководства, предприятия, несет ответственность за своевременную остановку крана для ремонта по утвержденному графику.
В его обязанности входит также обеспечение:
а) сохранности документации на кран;
б) содержания крана в соответствии с требованиями правил;
в) обслуживания крана обученным и аттестованным персоналом — машинистами, слесарями, электромонтерами, стропальщиками. В тех случаях, когда стропальщики находятся в ведении другой организации, за работу стропальщиков ответственна эта организация;
г) периодической (не реже чем через 12 месяцев) проверки знаний обслуживающего персонала;
д) своевременности остановки и подготовки крана для проведения технических освидетельствований;
е) выполнения предписаний органов Госгортехнадзора и представителя технической администрации, осуществляющего надзор за грузоподъемными кранами;
ж) обслуживающего персонала производственными инструкциями и контроля за выполнением этим персоналом требований, содержащихся в этих инструкциях, по безопасному производству работ;
з) ведения журнала периодических осмотров крана и принятия мер по устранению отмеченных в нем неисправностей механизмов и электрооборудования.
Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие крана, может допустить к работе вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте, только после технического освидетельствования крана инженером-контроле-ром (инспектором) Госгортехнадзора или ответственным по надзору представителем администрации предприятия.
Согласно типовой инструкции Госгортехнадзора РСФСР, утвержденной 25 апреля 1960 г., при ремонте крана необходимо соблюдать следующие основные правила.
1. Кран должен быть поставлен на ремонт в соответствии с графиком, утвержденным руководством цеха или предприятия.
Дата и время начала ремонта крана и фамилия лица, ответственного за проведение ремонта, должны быть записаны в журнал текущих осмотров крана. Использовать кран для работы во время ремонта запрещается.
2. Лицом, ответственным за исправное состояние и безопасное действие крана, должно быть определено место стоянки крана во время ремонта и обеспечено достаточное освещение этого места.
Мостовой кран нельзя останавливать на ремонт в местах ведения работ; при установке крана над проходами необходимо закрыть эти проходы и вывесить предупредительные плакаты.
3. Должны быть отключены определенные коммуникации и приняты меры, исключающие случайную подачу напряжения на кран во время его ремонта, а также наезд работающих кранов на ремонтируемый.
Если невозможно отключить главные троллейные провода на время ремонта крана, то должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность работы лиц, выполняющих ремонт.
Если на одном подкрановом пути находится несколько кранов, крановщики (всех смен), работающие в данном и в смежном пролетах, должны быть предупреждены о предстоящем ремонте.
4. После ремонта или переделки металлоконструкций крана (стрелы, моста, портала, башни) лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие крана, должно обеспечить хранение документов, подтверждающих качество металла, электродов и сварки, использованных при ремонте.
При остановке крана на ремонт у машиниста должна быть отобрана марка (жетон), согласно которой ему разрешается работать. В настоящее время вместо марки-жетона на всех вновь устанавливаемых кранах, управляемых из кабины, выдается ключ-марка — съемный ключ, который вставляют в гнездо, вследствие чего замыкается цепь нулевой блокировки. Это создает возможность подачи питания к двигателям крана.
Если ключ-марку вынуть из гнезда, цепь нулевой блокировки размыкается и подача питания к двигателю крана делается невозможной. К ключу прикреплена марка, на которой выбит номер крана.
Ключ-марка выдается только лицам, имеющим непосредственное отношение к управлению краном.
На современных металлургических предприятиях в настоящее время внедрен поузловой метод ремонта кранов. Он заключается в том, что все основные заменяемые узлы крана (редукторы, контроллеры и другое оборудование) не ремонтируют на месте установки, а заменяют ранее подготовленным в мастерских и ремонтных цехах соответствующим оборудованием. При этом методе сокращается срок ремонта и улучшается качество проводимых ремонтных работ.
Здесь не рассмотрены слесарные и электромонтажные работы, выполняемые при ремонте оборудования крана на месте установки, так как они были подробно освещены выше.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы