Ремонт рамы. Применяемые на автомобилях БелАЗ рамы коробчатого сечения, обладают долговечностью в самых сложных условиях эксплуатации.
Для обеспечения высокой долговечности необходимо соблюдать правила эксплуатации: нельзя перегружать автомобиль, загружать 27—40-тонные автомобили следует экскаваторами с ковшом емкостью 3—6 м3, двигаться автомобиль должен по специально построенным ровным дорогам, запрещается направлять на линию автомобиль с нарушенной характеристикой подвески.
При обслуживании автомобиля, особенно при больших пробегах, следует тщательно осматривать состояние рамы. Особое внимание необходимо обращать на состояние кронштейнов и мест их приварки, которые являются наиболее нагруженными и ответственными участками конструкции. Все выявленные трещины необходимо разделать под сварочный шов и заварить.
Подготовка поверхности к сварке заключается в разделке кромок свариваемых деталей и тщательной очистке свариваемых поверхностей от краски, ржавчины, масла и других загрязнений. Проще всего производить очистку нагреванием кромок свариваемых поверхностей газовой горелкой с последующей зачисткой их проволочной щеткой до металлического блеска. Сварку наиболее ответственных участков рамы необходимо выполнять с предварительным подогревом и последующей термообработкой (отпуском). Перед началом сварки участок нужно подогревать до 150—200 °С, а после сварки подогреть до 600—650 °С и обеспечить затем медленное охлаждение.
Не рекомендуется сварочные работы вести при сильном ветре, при попадании на свариваемый участок влаги (дождя, снега), на охлажденной раме (при отрицательных температурах), так как в этих условиях невозможно получить надежное сварочное соединение.
При ремонте рамы путем установки усилительных пластин или -накладок приваривать их следует только продольными швами, оставляя поперечные стыки незаверенными, так как наличие поперечных (перерезающих) швов ослабляет конструкцию. Накладка должна плотно прилегать к усиливаемой поверхности детали.
При наличии трещин в задней части (в местах крепления реактивных штанг и цилиндров опрокидывающего механизма) раму стягивают и сваривают с наложением фигурных заплат, привариваемых к раме с наружной и внутренней сторон- по-контуру. Фигурные заплаты изготавливают из листовой стали толщиной 15 мм кузнечным способом по специальному шаблону.
Ремонт передней оси. При длительной эксплуатации автомобиля в передней оси могут возникнуть износы втулок и шкворней, потребуется замена подшипников ступиц колес, рулевых тяг и рычагов рулевой трапеции. Все эти детали можно заменять без снятия передней оси с автомобиля. Переднюю ось необходимо снимать в случае появления трещин я погнутости, при этом заменяется балка передней оси.
Снятие и разборку передней оси в сборе с поперечной рулевой тягой и ступицами необходимо вести в такой последовательности:
— с помощью домкрата вывесить переднюю часть автомобиля до полного разжатия цилиндров подвески и под «ее подставить металлические опоры; отвернуть гайку и отсоединить продольную тягу от рычага рулевой трапеции;
— выпрессовать пальцы крепления реактивных штанг и цилиндров подвески из кронштейнов передней оси;
— отсоединить шланги от тормозных цилиндров, подставить под ось тележку, снять колеса, предварительно выпустив из них воздух, и с помощью тележки откатить переднюю ось от автомобиля; снять крышки передних ступиц, расстопорить и отвернуть крепежные детали ступиц;
— закрепить приспособление (рис. 97) на ступице и вращением винта спрессовать ступицу с тормозным барабаном и подшипниками; отсоединить вилку тормозного цилиндра от регулировочного рычага, отвернув болты, и снять тормозной цилиндр; отогнуть стопорную шайбу, отвернуть гайку и снять стопорную шайбу и регулировочный рычаг колесного тормоза; снять стопорное кольцо и шестерню регулировочного рычага с вала разжимного кулака и при помощи монтажной лопатки разжать тормозные колодки и извлечь разжимной кулак в сборе с валом;
— отвернуть болты и снять суппорт переднего тормоза вместе с кронштейном тормозного цилиндра; отвернуть гайки шаровых пальцев и снять поперечную рулевую тягу, отвернув гайки, снять рычаги рулевой трапеции; отогнуть стопорную шайбу, отвернуть гайку, снять шайбу, шкворни и уплотнительное кольцо и, пользуясь медной выколоткой, выпрессовать шкворень, а также снять поворотный кулак.
При ремонте передней оси не допускается установка поворотных кулаков с трещинами, повреждением более двух ниток резьбы, а также при износе конусных отверстий под рычаги рулевой трапеции. Шкворни поворотных кулаков выбраковывают также при наличии трещин и повреждении более двух ниток резьбы. Ступицы передних колес подлежат выбраковке или ремонту при наличии трещин и повреждении резьбы под шпильки колес.
Сборка передней оси и установка ее на автомобиль ведется в последовательности, обратной снятию и разборке. При запрессовке бронзовых втулок шкворней необходимо развернуть их разверткой до необходимого размера, для этого вначале вставить в верхнюю проушину втулку, а в нижнюю направляющую втулку, через которую вставить развертку и развернуть верхнюю втулку. Вынуть развертку, выпрессовать направляющую втулку, на ее место запрессовать бронзовую втулку и развернуть ее. Затяжку гайки шкворня и рычагов рулевой трапеции произвести усилием 80—90 даН-м, а ступицы колес — 80 даН-м Смазку 1—13 для подшипников ступиц колес закладывать в полости подшипников при сборке ступиц на V2—3А свободного объема.
Рис. 1. Приспособление для снятия ступиц передних колес:
1 — винт, 2 — балка, 3 — болт, 4 — гайка
После установки передней оси произвести регулировку схождения колес.
Качество сборки и регулировки колесного тормоза контролировать проворачиванием ступиц. Притирание накладок, вызывающее при обкатке нагрев тормозных барабанов свыше 60 °С, не допускается. Проверив поворот колес в крайнее правое и левое положение, следует убедиться, что перемещающиеся вместе с поворотными кулаками детали не задевают детали передней оси.
Таблица 1
Номинальные и предельно допустимые размеры основных деталей передней оси
Кроме того, необходимо проверить радиус .поворота, при замере по колее наружного переднего колеса он, должен быть не более 8,5 м для автомобиля БелАЗ-540А и не более 10 м для автомобиля БелАЗ-548А.
—
Разборка и устранение дефектов рамы. Основные дефекты рамы: усталостные трещины в зоне крепления кронштейнов, ослабление заклепочных соединений, обрыв заклепок, износ отверстий под заклепки, трещины в продольных балках, поперечных брусьях и раскосах, коробление, изгибы и скручивание.
Технологический процесс ремонта рам включает обезжиривание и очистку, полную или частичную в зависимости от технического состояния разборку (расклепку) на детали, контроль, замену или восстановление деталей, сборку (клепку) и окраску. Рамы разрешается ремонтировать без полной их разборки при ослаблении не более одной заклепки в каждом сопряжении (кронштейны л поперечные брусья с продольными балками), а также при местных небольших изгибах полок. В остальных случаях для ремонта их полностью разбирают. Обезжиривание и очистку рам выполняют в щелочных ваннах.
Заклепки удаляют в два приема: вначале удаляют головку заклепки, затем бородком выбивают заклепку. У заклепок небольшого диаметра головки срубают зубилом. Головки заклепок большого диаметра высверливают.
Деформированные детали правят под прессом без нагрева. В местах, где шток пресса упирается в балку, для предохранения полок от смятия вставляют оправку с клиновыми распорками.
Трещины в основном металле или в сварных швах заваривают или заменяют часть детали. В первом случае концы трещин во избежание их распространения засверливают сверлом б—8 мм, отступив от концов трещин на 5—10 мм в направлении их распространения, разделывают кромки с одной или обеих сторон под углом 60 зачищают прилегающие места и заваривают односторонним или двусторонним швом в зависимости от разделки.
По технологии НИИавтотранспорта участки с усталостными трещинами вырезают, на их место устанавливают дополнительную ремонтную деталь, вырезанную из выбракованной рамы, и приваривают ее встык. После сварки удаляют шлак и зачищают шов. При обстукивании молотком заваренного места звук при ударе по шву не должен отличаться от звука при ударе по основному металлу. Сварной шов и поверхность по обе стороны от него на расстоянии 3—4 мм упрочняют наклепом. Наклепывание ведут пневматическим молотком.
Изношенные отверстия под заклепки заваривают, затем рассверливают и упрочняют кромки путем раздачи заваренного отверстия под размер рабочего чертежа либо рассверливают, зенкуют и развертывают под ремонтный размер.
Сборка рамы осуществляется вначале с помощью технологических болтов. При сборке обращают особое внимание на плотность прилегания поверхностей швеллеров и кронштейнов. Затем обрабатывают одним из описанных выше способов поочередно каждое отверстие, снимая только по одному технологическому болту. После обработки отверстия в него вставляют технологический болт и завертывают гайку до отказа.
Клепку начинают после обработки всех отверстий. Последовательно вынимают по одному технологическому болту, вставляют заклепку и расклепывают. Для клепки рам применяют стационарные и переносные клепальные установки. Применение гидравлического инструмента вместо пневматического позволяет снизить шум, трудоемкость и повысить качество клепки.
На скобе 2 переносной гидравлической клепальной установки смонтирован рабочий цилиндр, который состоит из поршня низкого давления, обеспечивающего большой ход и быстрый подвод к заклепке, и поршня высокого давления, создающего высокое давление для формирования заклепки. На неподвижный боек устанавливают головку заклепки в со скрепляемыми деталями, после чего нажимают кнопку. Под напором жидкости поршень низкого давления быстро перемещает подвижный боек к заклепке и зажимает ее. Сопротивление заклепки вызывает повышение давления в гидравлической системе, от чего при определенном давлении срабатывает золотник мультипликатора и включается поршень высокого давления, который через блок формирует головку заклепки. При повышении давления до определенного значения срабатывает реле высокого давления, система приходит в исходное положение и цикл заканчивается.
Сборку продольных балок рам с поперечными брусьями для получения необходимой точности ведут на подставках, используя специальные кондукторы. Для проверки перекоса применяют специальные контрольные линейки. Их изготовляют из трубы, насаживая на нее призмы или два измерительных штифта — неподвижный и подвижной. Подвижной штифт стопорится винтом при фиксации замера. Линейку устанавливают по диагонали между крайними отверстиями в верхних полках швеллеров. Эти расстояния должны быть равны. Если есть перекос, то его устраняют, например, ударом кувалды по торцам продольных балок, и все гайки на технологических болтах затягивают до отказа. При этом поверхности продольных балок и боковых кронштейнов должны прилегать к поверхности поперечных брусьев.
Заклепочное соединение считается хорошо выполненным, если правильно поставлены все заклепки, хорошо оформлены заклепочные головки и если нет засечек и забоин в деталях соединения. Качество поставленных заклепок проверяют остукиванием, осмотром и проверкой размеров головок шаблонами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт рамы и передней оси"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы