Рулевое управление предназначено для обеспечения направленного движения трактора (автомобиля).
Рулевое управление должно отвечать следующим основным требованиям;
обеспечивать правильную кинематику поворота и безопасность движения. Поворот колес должен происходить так, чтобы их качение по дорожному полотну не вызывало проскальзывания;
быть легким и удобным. Для этого усилие на рулевом колесе (усилие, которое необходимо приложить к ободу рулевого колеса, чтобы повернуть автомобиль или трактор) и угол его поворота должны быть ограниченными. Величина радиуса рулевого колеса для различных машин изменяется в весьма широких пределах: от 190 мм (легковые автомобили) до 275 мм (грузовые автомобили, тракторы и автобусы);
иметь простую конструкцию, высокую надежность и долговечность.
В зависимости от расположения рулевого колеса различают правое или левое рулевое управление. При правостороннем направлении движения транспорта по дорогам и улицам левое рулевое управление способствует созданию лучшей обзорности пути.
На автомобилях и тракторах применяются три основных способа изменения направления движения:
1) поворотом передних колес относительно неподвижной передней оси — на универсальных тракторах, легковых и грузовых автомобилях;
2) поворотом вертикального вала переднего одинарного или сдвоенного колеса — на трехколесных пропашных тракторах, например Т28Х4;
3) поворотом части остова трактора совместно с колесами относительно другой его части вокруг вертикального шарнира — на тракторах-тягачах К-700, Т-150К и некоторых других.
По принципу действия рулевые управления подразделяются на механические, механические с усилителем и гидравлические.
Рулевое управление состоит из рулевого механизма, преобразующего поворот рулевого колеса в угловое перемещение рулевой сошки, и рулевого привода, связывающего сошку с поворотными цапфами управляемых колес (или с поворотными рычагами шарнирной полурамы).
По взаимному расположению рулевого колеса и рулевого механизма различают два типа рулевого управления: с совмещенным и разделенным рулевым колесом и рулевым механизмом. При совмещенном управлении ведущий элемент рулевого механизма, представляющий собой червячную, зубчатую или иную передачу, устанавливается на нижнем конце вала рулевого колеса, а при разделенном соединяется с ним через карданную передачу. К первому типу относятся рулевые управления автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ГАЗ-21 «Волга», тракторов-тягачей, трактора Т-25, ко второму — автомобилей ЗИЛ-130, УАЗ-450 и тракторов М.ТЗ-50, МТЗ-52, Т-40, Т-40А, Т28Х4 и некоторых других.
Рис. 1. Типы рулевых управлений:
а — рулевое управление с Цельной трапецией и приводом к ней продольной тягой; б — рулевое управление с расчлененной трапецией и приводом к ней продольной тягой; в — рулевое управление с расчлененной трапецией и приводом продольным валом сошки; е — рулевое управление с расчлененной трапецией и приводом сошкой, установленной на поворотном валу рулевого механизма: 1 — рулевое колесо; 2 — сошка; 3 — рулевой механизм; 4 — продольная тяга; 5 —угловой поворотный рычаг; 6 — поперечная тяга (цельная); 7 — поворотный рычаг; 8 — цапфа колеса; 9 — поперечная тяга (расчлененная); 10— продольный вал СбШки; 11 — карданная передача; 12 — поворотный вал рулевого механизма.
Так, у автомобиля УАЗ-450 усилие от вала рулевого колеса к рулевому механизму (глобоидальный червяк—двухгребневой ролик) передается под углом через карданный шарнир и коническую пару шестерен. Такое усложнение вызвано тем, что кабина водителя установлена над двигателем.
В качестве рулевых механизмов используются передачи червяк — сектор (Урал-375Д, МАЗ-200, К-700, МТЗ-50, МТЗ-52, Т-40, Т40А, Т-28Х4), червяк — ролик (ГАЗ-53А, УАЗ-450, ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-66), винт—гайка (МАЗ-500, ЗИЛ-130, Т-25), конические шестерни (Т-16М).
Как наиболее надежные, компактные и позволяющие осуществлять регулировки для компенсации износов, возникающих в процессе эксплуатации, преимущественное распространение получили механизмы червячного типа.
По месту расположения рулевой трапеции относительно передней оси управляемых колес трактора (автомобиля) различают рулевые приводы с передним и задним расположением трапеции. Трапеция с передним расположением применена на автомобиле ГАЗ-21 «Волга», с задним на автомобилях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, тракторах Т-40, МТЗ-50 и некоторых других.
Рычаги поворотных цапф соединяются одной поперечной тягой или двумя шарнирами, соединенными между собой тягами. В первом случае трапецию называют цельной, во втором — расчлененной. Расчлененные трапеции применяются на легковых автомобилях, имеющих независимую подвеску управляемых колес, а также на колесных универсальных тракторах (например, МТЗ-50, Т-40). В рулевом управлении с цельной трапецией привод к трапеции осуществляется продольной тягой. Привод к расчлененной трапеции может осуществляться продольной тягой, продольным валом сошки или сошкой, установленной на поворотном валу рулевого механизма.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевое управление колесных тракторов и автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы