При движении машины тяговая сила Рк расходуется на преодоление сил сопротивления движению. К этим силам относятся: Pf— сила сопротивления качению по дороге колесной или гусеничной машины; Рд— сила сопротивления подъему, возникающая при движении машины на уклоне; Р3-— сила сопротивления разгону машины или агрегата; Pw — сила сопротивления воздушной среды (учитывается только для колесных машин).
Рассмотрим каждую силу в отдельности.
Сила сопротивления Качению. При Качении эластичное колесо машины подвергается различным деформациям под действием внешних нагрузок. Деформации могут быть радиальными (нормальными), касательными (тангенциальными) и поперечными (боковыми). Во время качения шина в области контакта с дорогой ропеременно сжимается и растягивается, при этом за счет молекулярного трения между частицами выделяется тепло, которое рассеивается в окружающей среде, а энергия, затрачиваемая на деформацию, не возвращается полностью при последующем восстановлении формы шины.
При качении колеса деформации в передней части шины возрастают, а в задней — уменьшаются. Следовательно, элементарные нормальные реакции в передней части контакта шины с дорогой значительно выше, чем в задней, что отражено на эпюре нормальных реакций опорной поверхности колеса.
Сопротивление качению гусеничной машины складывается из внутренних сопротивлений гусеничного движителя и внешних сопротивлений, возникающих вследствие деформации почвы под действием нагрузок, передаваемых на гусеницы опорными катками.
Внутреннее сопротивление гусеничного движителя выразится отношением Мт1гн, где Mv — момент сопротивления на ведущих колесах гусеничного движителя, Н-м; г — теоретический радиус ведущих колес гусеничного движителя.
Равнодействующая R нормальных реакций почвы на первое звено гусеничной машины называется лобовым сопротивлением (рис. 179), которое приложено в точке А деформируемого участка почвы и находится под некоторым углом к поверхности пути. Равнодействующая R раскладывается на две составляющие: вертикальную Zn и касательную Хл. При этом сила Zn в тяговый баланс трактора не входит и суммируется с вертикальными реакциями почвы, а составляющая ХП является основным внешним сопротивлением при движении гусеничного движителя.
Рис. 1. Качение колеса по твердой дороге
Сила сопротивления подъему. При движении колесной машины на подъемах и спусках она испытывает дополнительное сопротивление, которое зависит от крутизны подъема.
Рис. 2. Качение гусеничного движителя по дороге
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Силы сопротивления движению машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы