Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие требования: заправлять радиатор только чистой мягкой водой; плотно закрывать крышкой горловину радиатора после заливки; не доливать холодную воду в радиатор перегретого двигателя; не допускать, чтобы жидкость подтекала из соединений системы охлаждения; очищать периодически сердцевину радиатора; не допускать работы дизеля при температуре охлаждающей жидкости ниже 75 и выше 95 °С.
Сердцевину радиатора прочищают щеткой, а масляные пятна разжижают дизельным топливом при помощи шприца или тряпки. Грязь, глубоко засевшую между пластинами водяного радиатора, удаляют плоскими деревянными палочками. После очистки сердцевины радиатора ее необходимо протереть сухой тряпкой, а при наличии сжатого воздуха следует продуть воздухом. При незначительных загрязнениях радиатор рекомендуется промывать водой, не снимая его с машины.
Жесткую воду необходимо предварительно вскипятить или обработать химическими веществами: кальцинированной содой; тринатрийфосфатом. Для смягчения в жесткой воде следует растворить от 1,5 до 2,0 г тринатрийфосфата на 1 л воды; для воды средней жесткости берется 1,0 г тринатрийфосфата на 1 л воды. Вода с растворенным в ней тринатрийфосфатом должна отстояться в течение 2—3 ч.
Для смягчения жесткой воды применяют каустическую соду (50 г на 75 л воды) или гексамен (3 г сухого гексамена на 1 л воды).
Снижает интенсивность отложения накипи в системе охлаждения гексаметафосфат или хром-пик, который засыпают в систему охлаждения при заправке водой. На каждый литр воды, заливаемой в систему охлаждения, следует брать 3 мг гексаметафосфата или 5 мг хромпика.
Удаление накипи. Накипь из системы охлаждения удаляют периодически или же при сезонном техническом обслуживании.
Накипь удаляют раствором каустической соды, кальцинированной (бельевой) соды или смесью из нескольких солей.
При промывке системы охлаждения содо-керосиновыми растворами необходимо провести следующие операции: запустить основной двигатель и прогреть охлаждающую жидкость до температуры 75—85° С; спустить воду после остановки двигателя и в систему охлаждения залить керосин в количестве, необходимом для образования раствора нужного состава; растворить в горячей воде нужное количество соды, а затем готовый раствор залить в систему охлаждения ведрами или ручным насосом; запустить двигатель, раствор прогреть в течение 5—10 мин при работе двигателя на сРедних оборотах; остановить двигатель и раствор оставить в системе охлаждения на 10—12 ч; запустить двигатель по истечении 3того срока и прогреть его в течение 5—10 мин, спустить раствор;
промыть систему чистой водой в объеме двух-трехкратной емкости системы охлаждения. Заправку системы охлаждения следует производить ведром через воронку с мелкой латунной сеткой.
В холодное время года при температурах воздуха ниже +5 °С систему охлаждения тракторных двигателей нужно заправлять низкозамерзающими жидкостями — антифризами марки «40» или «65» или водоспиртовыми смесями.
При эксплуатации двигателей с системой охлаждения, заполненной спиртовыми смесями, необходимо периодически добавлять в систему охлаждения смесь, состоящую из 50% спирта и 50% воды, так как спирт испаряется более интенсивно, чем вода.
При эксплуатации тракторов, заправленных антифризами и водоспиртовыми смесями, следует учитывать, что эти жидкости ядовиты, и поэтому необходимо строго соблюдать при их применении правила техники безопасности.
При отсутствии низкозамерзающих жидкостей в порядке исключения допускается применение в качестве охлаждающей жидкости дизельного топлива марки ДЗ.
Регулировка натяжения ремней вентилятора. Проверка и регулировка натяжения ремней вентилятора двигателей КМД-100 и Д-108 производится следующим образом.
Нажимая на середину ремня, определяют величину стрелы прогиба под усилием 6—8 кГ. Прогиб должен быть не более 40 мм. Если ремень прогнется больше или меньше, следует отрегулировать натяжение ремней. Разность между величинами прогиба обоих ремней не должна превышать 10 Мм. Замена ремней производится одновременно.
Для регулирования натяжения ремней вентилятора необходимо ослабить три гайки крепления кронштейна оси вентилятора к кожуху шестерен распределения и контргайку на регулировочном болте. Вращая регулировочный болт, необходимо установить требуемое натяжение ремней, после чего затянуть контргайку и гайки крепления кронштейна оси вентилятора.
Для проверки и регулировки натяжения ремней вентилятора двигателя ДТ-54А надо нажать большим пальцем руки (с усилием 5—7 кГ) на ремень посередине между шкивом привода вентилятора и натяжным роликом и замерить величину прогиба ремня, которая должна быть в пределах 15—20 мм для каждого ремня с допустимым отклонением ±2 мм.
Для регулировки натяжного ремня отвертывают гайку крепления оси натяжного ролика и, вращая регулировочный болт, перемещают ролик вверх до нормального натяжения ремней, после чего затягивают гайку.
При обрыве одного из ремней необходимо заменить оба ремня или временно работать только с одним из них; в противном случае из-за различной длины старого и нового ремней последний будет больше натянут и быстро выйдет из строя.
Рис. 1. Проверка и регулировка натяжения ремней вентилятора:
а —двигателя КДМ-100; б — двигателя Д-108;
1 — допустимый прогиб ремня; 2— шпилька крепления кронштейна вентилятора; 3 — натяжной болт
Проверка исправности термостата. Проверка термостата двигателя должна производиться в следующем порядке.
Снимают с двигателя верхнюю водоотводную трубку, отсоединив от нее приемник (датчик) и трубопровод дистанционного термометра. Снимают крышку коробки термостатов, вынимают термостаты и погружают их в ведро с горячей водой. Устанавливают соответствие начала моментов, когда клапаны полностью открыты и закрыты, и высоту их наибольшего подъема, изменяя температуру воды. Температура воды с момента, когда клапаны начинают открываться и пока они полностью закроются должна быть 68—72 °С. Температура воды 83—87 °С должна соответствовать моменту, когда клапаны полностью открыты (на высоту 8,5—9,5 мм). В случае значительных отклонений от указанных пределов необходимо заменить термостат. Далее устанавливают коробку термостата на место,
подсоединяют трубопровод и приемник дистанционного термометра и устанавливают на двигатель верхнюю водоотводную трубку.
Рис. 2. Проверкра и регулировка натяжения ремней вентилятора двигателя ДТ-54А:
1 — регулировочный болт; 2 — гайка крепления оси
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы