На автомобиле ЗИЛ-130 система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.
Радиатор закреплен перед двигателем на раме автомобиля на резиновых подушках. Сердцевина радиатора трехрядная трубчато-ленточ-ного типа.
Заливная горловина радиатора, расположенная на верхнем бачке с левой стороны, снабя?ена герметически закрывающейся крышкой, в которой установлен паровоздушный клапан. Паровой клапан открывается при избыточном давлении 1,0 кГ/см2, что обеспечивает повышение температуры закипания воды в системе до 119 °С. Пароотводная трубка впаяна в горловину с левой стороны.
Перед сердцевиной радиатора расположены жалюзи, имеющие ручное управление из кабины. Патрубок верхнего бачка радиатора через гибкий шланг соединяется с патрубком корпуса термостата, закрепленном на фланце верхней крышки блок-картера. В крышке отлиты водяные каналы, соединенные с водяными рубашками головок обеих секщш блока. Патрубок нижнего бачка радиатора через промежуточный патрубок и два гибких шланга соединен с патрубком водяного насоса.
Боковыми патрубками водяной насос крепится шпильками к торцовой поверхности обеих секций блока. Внутренняя полость корпуса насоса двумя патрубками, отлитыми вместе с корпусом, соединяется с водяными рубашками секций блока. К корпусу насоса крепится на шпильках крышка с кронштейном и подводящим патрубком. В кронштейне на двух шарикоподшипниках, снабженных распорной втулкой и сальниками, установлен валик. На заднем конце валика закреплена металлическая ступица с пластмассовой крыльчаткой, в которой расположено самоподжимное уплотняющее устройство. Графитизированная пластмассовая шайба устройства пружиной, заключенной в резиновую манжету, прижимается к плоскости крышки корпуса.
На переднем конусном конце валика закреплена на шпонке и гайкой ступица, к которой болтами крепятся шкив и шестилопастный вентилятор, вращающийся в кожухе, прикрепленном к радиатору. Шкив приводится во вращение двумя трапециевидными ремнями от шкива коленчатого вала. Передний ремень охватывает также шкив привода генератора; натяжение этого ремня регулируется перемещением генератора. Задний ремень охватывает еще шкив привода насоса гидроусилителя рулевого управления; натяжение этого ремня регулируется перемещением насоса. На заднюю канавку шкива вентилятора надевается ремень, приводящий в действие шкив воздушного компрессора тормозной системы. В чугунном корпусе верхнего патрубка установлен термостат с твердым наполнителем (ранее устанавливался жидкостный термостат), надежно работающий при большом избыточном давлении в системе. При закрытом клапане термостата перепуск воды, нагнетаемой в рубашку насосом, осуществляется через систему охлаждения воздушного компрессора. Устройство и работа такого термостата были рассмотрены ранее.
Для выпуска воды из системы охлаждения имеются три сливных крана: кран на нижнем соединительном патрубке радиатора и два крана в нижпей части водяной рубашки обеих секций блока. Для удобства открытия кранов от них выведены наверх удлиненные стержни с рукоятками.
К водяному каналу крышки через кран присоединен подводящий шланг радиатора отопителя кабины. Другой шланг присоединен к насосу. К системе охлаждения двигателя подключена система охлаждения воздушного компрессора. Трубка от водяной рубашки компрессора присоединена к водяному каналу крышки двигателя, а трубка — к водяному насосу.
Для контроля за системой охлаждения на щитке приборов имеются указатель температуры с датчиком, ввернутым в водяной канал крышки, и сигнальная лампа перегрева, загорающаяся при достижении водой температуры 115 °С. Датчик сигнальной лампы ввернут в штуцер верхнего бачка радиатора. Аналогичное устройство системы охлаждения имеют двигатели автомобилей ЗИЛ-133 и Урал-377. Радиатор имеет четыре ряда трубок.
На автомобилях ЗИЛ-131 и Урал-375 система охлаждения двигателя имеет в основном такое же устройство, как на автомобиле ЗИЛ-130. Радиатор четырехрядный. Несколько изменена конструкция водяного насоса и привода вентилятора. Вентилятор (рис. 2) со шкивом и ступицей установлен в двух шарикоподшипниках на валу насоса свободно и имеет
отдельный от насоса ременный привод совместно с генератором. Натяжение ремня привода вентилятора регулируется изменением положения генератора. Шкив водяного насоса приводится в движение ремнем совместно с насосом гидроусилителя рулевого управления, перемещая который, регулируют натяжение ремня. На другой ручей шкива водяного насоса надевается ремень привода компрессора тормозной системы. Независимый привод дает возможность выключать вентилятор ослаблением его ремня в случаях преодоления автомобилем глубоких бродов. При этом работа водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления не нарушается.
На автомобиле ЗИЛ-111 система охлаждения двигателя имеет в основном аналогичное устройство, отличаясь некоторыми особенностями. Радиатор трубчато-ленточного типа, трехрядный, снабжен кожухом для вентилятора. Перед радиатором расположены жалюзи с автоматическим управлением от специального термостата жидкостного типа, расположенного в нижнем бачке радиатора и соединенного рычагом 6 с общей тягой жалюзи.
С левой стороны к корпусу насоса присоединен водо-масляный радиатор системы охлаждения автоматической передачи трансмиссии. Патрубок водо-масляного радиатора соединяется с нижним патрубком радиатора гибким шлангом.
От насоса вода поступает в водяные рубашки обеих секций блока и далее, проходя через водяные рубашки головок, проходит к термостату по сборным трубопроводам, отлитым вместе с впускными трубопроводами в верхней крышке блока двигателя. От термостата вода по верхнему шлангу поступает в верхний бачок радиатора.
Двухклапанный термостат установлен в корпусе, закрепленном на верхней крышке в передней части блока. Полость корпуса термостата сообщается с подводящей полостью насоса перепускным трубопроводом с гибким шлангом.
На валу насоса закреплена ступица с приводным шкивом и пятйло-пастным вентилятором, вращающимся в кожухе, закрепленном на радиаторе. Привод насоса и вентилятора осуществляется от шкива коленчатого вала тремя ремнями. Один из ремней охватывает шкив генератора, а другой — шкив насоса гидроусилителя рулевого управления. Натяжение этих ремней осуществляется перемещением генератора и насоса. Для натяжения третьего ремня служит натяжной ролик.
Контроль за работой системы охлаждения осуществляется с помощью указателя температуры воды и сигнальной лампы.
Для спуска воды имеются три крана: кран, расположенный на нижнем патрубке радиатора, и два крана, установленных на обеих секциях блока.
К сборному патрубку присоединены трубопроводы , отводящие воду к отопителям кузова; эти трубопроводы снабжены кранами; обратно вода поступает по трубопроводам, присоединенным к всасывающей полости водяного насоса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения v-образных двигателей автомобилей ЗИЛ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы