В процессе эксплуатации автопогрузчика в его агрегатах, механизмах и узлах возникают отказы и неисправности: ослабевает затяжка креплений деталей, изменяются зазоры в соединениях, изменяются физико-химические свойства смазочных материалов, происходит коррозия металла, поверхности автопогрузчика покрываются пылью и грязью, смешанными с маслом и топливом.
Ухудшение технического состояния машины приводит к снижению ее производительности, увеличению расхода топлива и смазочных материалов.
Для обеспечения исправного состояния, надежной, безопасной и экономичной работы автопогрузчик подвергается системе планово-предупредительных технических обслуживании (ТО) и ремонтов. Техническое обслуживание выполняется обычно без снятия и разборки отдельных узлов и приборов автомобиля. При ремонте устраняют возникшие неисправности и восстанавливают работоспособность автопогрузчика. При этом частично или полностью разбирают автопогрузчик и отдельные узлы механизмов и агрегатов.
Планово-предупредительной системой для погрузочно-разгрузочных машин, в том числе и автопогрузчиков, предусматривается ежемесячное и периодическое техническое обслуживание. На железнодорожном транспорте применяют два вида! периодического технического обслуживания — ТО-1 и ТО-21 и два вида ремонтов — текущий и капитальный, отличающиеся: объемами и трудоемкостью работ, а также сроками проведения. Помимо планового технического обслуживания, проводят сезонные виды обслуживания; на практике их совмещают с одним из плановых мероприятий.
Ежесменное обслуживание (ЕО) обеспечивает безаварийную работу автопогрузчика в течение смены, выполняется водителем в гараже или на месте стоянки машины. О проведении обслуживания делается запись в сменном журнале.
При ежесменном обслуживании необходимо выполнять следующие операции:
— обмыть автопогрузчик снаружи; очистить от пыли и грязи ходовые части, грузоподъемник, кабину, крылья, фары, задний фонарь;
— очистить двигатель от грязи и проверить его состояние; проверить уровень жидкости в радиаторе, он должен быть на 15—20 мм ниже заливной горловины. Установить, нет ли подтекания жидкости в системе охлаждения;
— отрегулировать натяжение ремня вентилятора и гидронасоса. Правильно натянутый ремень прогибается на 12—20 мм под массой груза 3—4 кг;
— долить масло до определенного уровня, повернуть рукоятку фильтра грубой очистки у прогретого двигателя на три-четыре оборота для удаления осадков с поверхности фильтрующего элемента. Убедиться в отсутствии течи масла;
— заправить автопогрузчик топливом до определенного уровня. Проверить внешним осмотром герметичность соединения деталей карбюратора, топливного насоса, бензопроводов и топливного бака, действие контрольно-измерительных и осветительных приборов, звуковой сигнал. При необходимости отрегулировать силу звука;
— осмотреть рулевое управление рамы, крепления грузоподъемника, цилиндров наклона, тяговых цепей шины; удалить предметы, застрявшие между колесами ведущей оси;
— проверить давление воздуха в шинах и крепление колес; убедиться в отсутствии течи в соединениях трубопроводов и через сальники цилиндров подъема и наклона рамы грузоподъемника;
— запустить двигатель, прогреть и убедиться в исправности системы смазки (по показаниям манометра), сцепления, рулевого управления, ножного и ручного тормозов; отрегулировать включение передач и механизма обратного хода;
— осмотреть грузозахватные приспособления, обращая особое внимание на состояние сварных соединений. Проверить стропы и исправность их заделки. Если грузозахватные и вспомогательные приспособления имеют приводные устройства, проверить их действие на холостом ходу.
При контрольном осмотре скрытые неисправности невозможно обнаружить, поэтому в момент захвата, подъема и укладки груза, а также при движении автопогрузчика водитель обязан внимательно следить за показаниями контрольных приборов, за работой двигателя и других агрегатов машины, за состоянием грузоподъемника и грузозахватных устройств.
Техническое обслуживание (ТО) включает очистку, смазку, проверку креплений и регулировку машин, а также проверку работы ответственных узлов машин и мелкий неотложный ремонт, ТО-1 обычно проводится в гараже, ТО-2 — в гараже или на станциях технического обслуживания слесарями и электромеханиками с обязательным участием водителя автопогрузчика.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) необходимо выполнять ежесменное обслуживание и операции по уходу за следующими узлами.
Двигатель. Проверить крепление опор двигателя. Расшплинтовать гайки, подтянуть их до отказа и вновь зашплинтовать. Проверить герметичность соединения головки блока цилиндров, поддона картера, сальника коленчатого вала.
О неплотности соединения этих узлов можно судить по потекам на стенках блока цилиндров, а также по потекам масла в местах прилегания поддона и сальника коленчатого вала.
Система охлаждения. Проверить отсутствие подтекания жидкости во всех соединениях системы охлаждения. Смазать подшипники водяного насоса (по карте смазки). Смазку нагнетают шприцем через масленку до появления ее из контрольного отверстия насоса.
Система смазки двигателя. Проверить и наружным осмотром установить герметичность приборов системы смазки и маслопроводов. Устранить неисправности. Слить отстой из масляных фильтров. Перед этим, прогрев двигатель, очистить! от пыли и грязи корпус фильтра и провернуть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки на несколько оборотов. Сменить (по графику) масло в картере двигателя. Промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки, а также удалить осадки из фильтра центробежной очистки.
Проверить присоединение рычага педали к оси дросселя и троса к рычагу воздушной заслонки. Проверить действие привода и полноту открытия и закрытия дросселя и воздушной заслонки. Педаль привода должна перемещаться в обе стороны плавно. Промыть воздушный фильтр карбюратора и сменить в нем масло. Обтереть насухо поверхность аккумуляторной батареи и осмотреть батарею снаружи. Прочистить вентиляционные отверстия в крышках или пробках. Подтянуть крепление батареи в гнезде. Проверить надежность присоединения клемм проводов к выводным штырям и смазать поверху техническим вазелином. Проверить уровень электролита в аккумуляторе и при необходимости долить дистиллированную воду. Смазать подшипники генератора 8—10 каплями масла. Проверить крепление генератора.
Смазать вал прерывателя-распределителя консистентной смазкой через колпачковую масленку.
Сцепление. Проверить свободный ход педали и отрегулировать его, проверить состояние и крепление оттяжной пружины, смазать (по графику) валик педали сцепления и подшипник муфты выключения сцепления. Проверить работу сцепления на ходу.
Коробка передач и обратного хода. Подтянуть крепление коробки передач и обратного хода. Масло долить до уровня. Проверить работу узлов на ходу автопогрузчика.
Карданная и главная передачи. Закрепить фланцы карданов и полуосей, крышки картера.
Проверить уровень масла в картере ведущего моста, и, если нужно, долить до уровня. Смазать карданы (по графику).
Ходовая часть. Отрегулировать подшипники ступиц колес и закрепить стремянки и гайки колес.
Смазать шкворни поворотных цапф. Проверить давление воздуха в шинах и довести до нормы.
Рулевое управление. Проверить крепление. Подтянуть гайку рулевой сошки, проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев рычагов поворотных цапф и люфт рулевого колеса и в шарнирах рулевых тяг.
Смазать через пресс-масленки шарнирные соединения рулевых тяг. Проверить уровень масла в картере рулевого механизма. При необходимости долить масло. Проверить исправность работы усилителя рулевого управления при повороте колес в обе стороны на месте и действие рулевого управления на ходу автопогрузчика.
Тормоза. Проверить герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, величину свободного и рабочего хода педали тормоза, если нужно, отрегулировать.
Проверить закрепление кронштейна, болтов крепления стопоров осей и контргаек регулировочных болтов колодок или кронштейна и контргаек регулировочного и стяжного болтов тормозной ленты ручного тормоза.
Проверить исправность привода и действие ручного тормоза. Опробовать тормоза при работе автопогрузчика.
Грузоподъемник. Осмотреть наружную и внутреннюю грузоподъемные рамы, каретки и катки; убедиться в отсутствии повреждений сварочных швов и исправности креплений пальцев всех шарниров.
Отрегулировать натяжение цепей. Проверить места крепления цилиндров и шлаговых соединений.
Смазать шарниры крепления цилиндров к раме и грузозахватному приспособлению.
Гидросистема. Осмотреть крепление шлангов высокого и низкого давления; убедиться в отсутствии повреждений гибких шлангов, в исправности армировки. Устранить подтекания рабочей жидкости гидросистемы. Проверить исправность гидронасосов при работе двигателя.
При втором техническом обслуживании (ТО-2) необходимо выполнять ежесменное обслуживание (ЕО) и дополнительные операции по следующим узлам.
Двигатель. На холодном двигателе подтянуть гайки крепления головки цилиндров динамометрическим или обычным ключом усилием 73—78 Н • м. Затягивать гайки крепления следует равномерно, без рывков, начиная от центра, постепенно перемещаясь к краям. На У-образных двигателях до затяжки крепления головок цилиндров сливают воду из системы охлаждения и ослабляют гайки крепления впускного трубопровода. После подтяжки гаек головки цилиндров вновь затягивают гайки впускного трубопровода и регулируют зазоры между клапанами и коромыслами.
Проверить и, если нужно, закрепить радиатор, его облицовку, жалюзи и утеплительный капот (в холодное время года).
Подтянуть крепление водяного насоса, отрегулировать натяжение ремня привода и вентилятора. Смазать подшипники водяного насоса, проверить и отрегулировать действие жалюзи и паровоздушного клапана пробки радиатора.
Заменить масло в картере двигателя, при сильном загрязнении промыть систему.
Чтобы масло полностью слить, двигатель прогревают. Для промывки системы в поддон картера заливают промывочное масло (индустриальные масла) до нижней метки щупа, пускают двигатель с небольшой частотой вращения (2—3 мин), а затем, открыв все пробки, сливают промывочное масло
Промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки кистью, смоченной в керосине. При этом элемент необходимо поворачивать. Корпус фильтра тонкой очистки промывают кистью при снятой крышке и отвернутой пробке сливного отверстия. После промывки устанавливают новый фильтрующий элемент.
Промыв фильтры грубой и тонкой очистки, завертывают на место пробку и в поддон картера через маслоналивной патрубок заливают свежее масло в количестве, указанном в заводской инструкции. Двигатель пускают и прогревают до нормальной температуры. Затем двигатель останавливают и через 3—5 мин проверяют уровень масла.
Система питания. Не снимая с двигателя топливный насос, проверить давление, создаваемое насосом; оно должно быть 3—4 Па. На малой частоте вращения двигателя проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Спустить накопившийся осадок из топливного фильтра-отстойника и промыть его.
Электрооборудование. Сняв защитную ленту, проверить состояние коллектора и щеток. Очистить поверхность генератора и реле-регулятора от пыли и грязи. Продуть генератор сжатым воздухом для удаления пыли. При необходимости отрегулировать натяжение пружин якорьков.
Очистить от пыли, грязи и масла поверхность приборов батарейного зажигания. Проверить свечи зажигания, очистить их от нагара; проверить и отрегулировать зазоры между электродами свечи.
Снять прерыватель-распределитель, очистить и проверить состояние контактов и зазор между ними.
Смазать вал, кулачок, втулку кулачка прерывателя-распределителя и ось рычажка подвижного контакта.
Осмотреть электропроводку, поврежденные провода высокого напряжения заменить.
Проверить крепление стартера к картеру маховика. Сняв защитную ленту, оценить состояние коллектора и щеток стартера. Продуть внутреннюю полость стартера сжатым воздухом. Смазать подшипники.
Трансмиссия. Проверить привод сцепления и при необходимости отрегулировать его.
Смазать подшипник муфты выключения сцепления, повернув на 2—3 оборота крышку масленки. Подтянуть крепление крышки подшипников ведомого и промежуточного валов. Заменить масло в картере коробки передач и механизме заднего хода.
Проверить наличие люфта в карданах. Проверить герметичность соединений ведущего моста. Заменить масло в картере заднего моста (по графику). Смазать шлицевые муфты карданной передачи.
Ходовая часть. Осмотреть балку заднего моста, диски и ободья колес. Снять ступицы, промыть, проверить состояние подшипников и заменить смазку. Поврежденные шины сдать в ремонт. При сборке шин необходимо проследить, чтобы съемные бортовые кольца надежно вошли в пазы. Накачивать воздух можно только тогда, когда исключена возможность травмирования людей сорвавшимся запорным кольцом, поэтому шину закрывают предохранительным устройством или укладывают съемным кольцом вниз.
Рулевое управление. Закрепить рулевую сошку на валу и шаровой палец в рулевой сошке. Проверить, при необходимости закрепить картер рулевого механизма к раме и рулевую колонку к кронштейну кабины.
Проверить крепление рулевого колеса на валу.
Тормоза. Проверить действие главного тормозного цилиндра, уровень тормозной жидкости.
Снять ступицы с тормозными барабанами. Проверить состояние тормозных барабанов, колодок и пружин. Закрепить опоры разжимных кулаков и осей колодок ножного тормоза.
Воздух из системы гидравлического привода удаляют обычно вдвоем в такой последовательности: на колесном цилиндре правого переднего колеса снимают резиновый колпачок на перепускном клапане и присоединяют резиновый шланг длиной 350—400 мм, второй конец которого опускают в пол-литровую стеклянную банку, заполненную наполовину тормозной жидкостью. Затем на 1/2—1/3 оборота отворачивают перепускной клапан, а помощник несколько раз быстро нажимает педаль, медленно ее отпуская. Эту операцию повторяют до тех пор, пока из трубки, опущенной в банку, не прекратится появление пузырьков воздуха. После 5—6 нажатий на педаль в главный тормозной цилиндр нужно доливать жидкость, иначе в систему может опять попасть воздух.
Когда появление пузырьков из шланга прекратится, не отпуская нажатую педаль, необходимо плотно завернуть перепускной клапан колесного тормоза цилиндра, снять шланг и надеть резиновый колпачок. Затем удаляют воздух из тормозов остальных колес. Если тормозной механизм и гидравлический привод отрегулированы правильно, педаль тормоза при нажатии не должна опускаться больше половины своего хода.
Закрепить детали ручного тормоза, при необходимости отрегулировать его. Ручной тормоз считается исправным, если автопогрузчик надежно удерживается на съезде с эстакады.
Грузоподъемный механизм. Проверить вращение всех катков и рамы грузоподъемника.
Убедиться в отсутствии остаточных деформаций рамы и вилочного захвата автопогрузчика. Проверить механизм перемещения крюка по стреле (автопогрузчик 4006). Согласно карте смазать все узлы.
Гидросистема. Проверить состояние гидронасоса и гидрораспределителя. Промыть гидросистему и заменить рабочую жидкость.
Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год — осенью и весной. По времени оно совмещается с очередным ТО-2.
Автопогрузчики готовят к летнему или зимнему сезону. Дополнительно выполняются следующие операции:
— промывают картеры двигателя, коробки передач и механизма обратного хода, ведущих мостов и рулевого управления. После этого в зависимости от времени года заливают свежую смазку (летнюю или зимнюю). Промывают радиатор, рубашку охлаждения двигателя, систему отопительного устройства и заправляют их водой или антифризом (зимой);
— проверяют исправность жалюзи радиатора и термостата; заряжают аккумуляторную батарею до плотности электролита, соответствующей сезону эксплуатации;
— устанавливают или снимают утеплительные устройства для аккумуляторной батареи, радиатора и капота. Подготавливают цепи противоскольжения.
Для подготовки системы питания к сезонным условиям работы необходимо:
— снять с двигателя карбюратор, разобрать и очистить. Промыть и проверить действие ограничителя частоты вращения коленчатого вала;
— снять топливный насос, разобрать его, очистить и проверить работу топливного насоса на контрольном приборе;
— выпустить отстой из топливного бака, промыть бак. Проверить его герметичность и крепление к раме автопогрузчика.
Текущий ремонт. Его основное назначение — заменить или отремонтировать быстроизнашиваемые детали в отдельных узлах автопогрузчика.
При выполнении текущего ремонта машину разбирают частично. Все узлы и детали, загрязненные в процессе эксплуатации, промывают и очищают, затем узлы с замененными деталями и машину в целом собирают и приступают к регулировочным операциям; выполняют также все работы, предусмотренные ТО-2.
При необходимости окрашивают кузов собранного автопогрузчика.
Обязательно при текущем ремонте выполняют следующие операции:
— удаление нагара с внутренних поверхностей камер сгорания головки блока цилиндров и днищ поршней, притирка клапанов и регулировка зазоров;
— проверка состояния шестерен коробки передач, коробки заднего хода, ведущего моста, сцепления; замена изношенных Деталей; регулировка;
— промывка топливной системы и системы охлаждения;
— проверка износа червячной пары рулевого управления и регулировка;
— снятие и разборка грузоподъемника, осмотр всех его узлов, замена или ремонт вышедших из строя деталей.
Капитальный ремонт. Цель восстановления нормальной работоспособности погрузочно-разгрузочных машин в соответствии с техническими характеристиками.
При капитальном ремонте полностью разбирают все узлы и детали, восстанавливают или заменяют их, затем собирают узлы и машину в целом и испытывают.
При сборке узлов и агрегатов, как правило, восстанавливают все первоначальные посадки и регулировочные зазоры.
Капитальный ремонт может выполняться двумя способами: индивидуальным или обезличенным.
Индивидуальный способ ремонта — это когда все детали и узлы, снятые с машины, после осмотра и ремонта устанавливают на ту же машину. При обезличенном ремонте на данную машину могут устанавливаться узлы и детали, снятые с любой другой машины аналогичной модели и заранее отремонтированные либо проверенные.
Одним из распространенных видов обезличенного ремонта является агрегатный, при котором целые агрегаты заменяют новыми или заранее отремонтированными из обменного фонда. Обменный фонд для ремонта автопогрузчиков может включать в сборе: грузоподъемную раму, двигатель, ковш, гидроцилиндры наклона, передний мост, задний мост, гидрораспределитель, гидронасос, гидроусилитель рулевого управления и другие узлы.
Капитальный ремонт автопогрузчиков проводитря в дорожных ремонтно-механических мастерских либо на ремонтных , заводах. При широком использовании агрегатного метода ремонт автопогрузчиков может выполняться в мастерских механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ или на станциях технического обслуживания при условии поставки из обменного фонда необходимых узлов и агрегатов. Такая организация ремонта сокращает продолжительность нахождения автопогрузчика в нерабочем парке за счет исключения времени на его транспортировку в мастерские и обратно и простой в ожидании начала ремонта. Еще больший эффект получается при разновременном агрегатном методе ремонта, когда у автопогрузчика заменяют один или два узла, отработавших свой срок, при выполнении текущего ремонта или TO-2. Умелая организация этих работ позволяет отказаться от длительного изъятия автопогрузчика из рабочего парка на капитальный ремонт.
Но применение разновременного агрегатного метода ремонта требует наличия у предприятия достаточно большого (15— 20) парка автопогрузчиков одной модели, совершенной системы планирования ремонтов, учета наличия отремонтированных и подлежащих ремонту агрегатов и узлов, хорошо поставленной службы диагностики технического состояния работающих машин, тщательного учета их состояния и возникающих отказов, соответствующей производственной базы для своевременного восстановления и пополнения обменного фонда, необходимых подъемно-транспортных механизмов в пунктах ТО-2 и текущего ремонта.
Организации, имеющие небольшой парк автопогрузчиков одинаковой модели, должны направлять их для капитального ремонта в ремонтные предприятия в соответствии с утвержденным планом-графиком.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта автопогрузчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы