Система распределения дизеля состоит из клапанно-распределительного механизма, декомпрессионного устройства и распределительных шестерен.
Клапанно-распределительный механизм предназначен для своевременной подачи воздуха в цилиндры двигателя и выпуска наружу отработавших газов.
Деком пресс ионное устройство служит для снижения Давления воздуха (выключения компрессии) в цилиндрах и облегчения пуска дизеля, особенно в холодное время.
Распределительные шестерни передают вращение от коленчатого вала к клаяанно-распределительному механизму, топливному и масляному насосам.
Клапанно-распределительный механизм дизеля Д-48 (рис. 104) состоит из распределительного вала, толкателей, штанг толкателей, коромысел клапанов, валиков коромысел, клапанов и пружин клапанов.
Распределительный вал расположен внутри блока цилиндров на трех подшипниках скольжения (втулках из антифрикционного чугуна). Все кулачки обработаны на конус, благодаря чему толкатели поворачиваются вокруг своих осей, и, кроме того, более равномерно изнашиваются донышки толкателей.
Распределительный вал приводится во вращение от шестерни на переднем его конце.
Толкатель представляет собой стакан со сферическим доньгшком. На внутренней стороне донышка сделана сферическая выточка, в которую упирается наконечник штанги толкателя. Средняя часть штанги изготовлена из трубки, к которой приварены два наконечника.
Коромысло качается на пустотелом валике, закрепленном в стойках. Механизм имеет два валика с внутренними каналами для подвода смазки к втулкам коромысел.
Клапаны установлены в головке блока дизеля, по одному всасывающему и выхлопному на каждый цилиндр. Под действием двух пружйн, помещенных одна внутри другой, притертый конус тарелки клапана плотно прижат к своему гнезду. Перемещаются клапаны в чугунных направляющих втулках, запрессованных в головке блока. Клапанно-распределительный механизм работает следующим образом. При вращении вала каждый из его кулачков набегает на толкатель и поднимает его вместе со штангой 3, которая своим верхним наконечником нажимает на шаровой конец винта 12. Коромысло 7, поворачиваясь на валике, давит на клапан и опускает его вниз, сжимая пружины. Когда выступающая часть кулачка сойдет с толкателя пружины поднимают клапаны и прижимают их к гнезду. Открываются и закрываются клапаны в определенной последовательности, благодаря чему цилиндры работают в строгом порядке.
Рис. 104. Клапанно-распределительный механизм и декомпрессионное устройство дизеля Д-48:
1 — распределительный (кулачковый) вал, 2 — толкатель, 3 — штанга толкателя, 4 — клапан, 5 — пружина клапана, 6 — шайба и сухарики, 7 — коромысло, 8 — нажимной винт, 9 — вал де-компрессионного устройства, 10 — рукоятка, 11 — валик коромысла, 12 — регулировочный винт коромысла
Во время работы дизеля стержни клапанов удлиняются вследст-пе нагревания. Поэтому для плотной посадки клапана в гнезда между бойком коромысла и торцом клапана с помощью винта устанавливают зазор 0,25 мм.
Декомпрессионное устройство позволяет открывать одновременно все клапаны и удерживать их в таком положении при всех ходах поршня. Устройство состоит из двух одинаковых валов с ввернутыми в них винтами. Валы соединены между собой шинами и установлены в стойках валиков. Поворачивают валы рукояткой.
Компрессия в цилиндрах не создается и это облегчает проворачивание коленчатого вала дизеля в начальный момент пуска. При горизонтальном положении рукоятки винты отведены от коромысел и не воздействуют на них.
Клапанно-распределительный механизм дизеля Д-108 изображен на рис. 105.
Рис. 105. Клапанно-распределительный механизм дизеля Д-108:
1 — распределительный вал, 2 — толкатель, 3 — заглушка, 4 — втулка, 5 — пружина, б —валик коромысел, 7 — колпак, 8 — контргайка, 9 — коромысло клапана, 10 — регулировочный винт, 11 — стопор, 12 — стакан, 13 — стойка валика коромысла, 14 — прокладка, 15 — пружины клапана, 16 — направляющая втулка, 17 — верхний наконечник штанги, 18 — штанга толкателя, 19 — выпускной клапан. 20 — впускной клапан
Распределительный вал расположен внутри блока дизеля на трех подшипниках. Заодно с ним отштампованы три шейки и восемь кулачков. На переднем конце распределительного вала установлены на шпонке сблокированные шестерни, приводимые во вращение от ведущей шестерни на коленчатом валу. На поверхности шейки распределительного вала сделаны специальные канавки, по которым внутрь подшипников поступает масло.
Толкатели соприкасаются плоскими полированными тарелками с кулачками. Они расположены в четырех чугунных кронштейнах (по два толкателя в каждом кронштейне). В полом стержне толкателя внутри сделано плоское донышко, в которое упирается нижний наконечник штанги толкателя. Верхний наконечник штанги шаровой чашкой упирается в шаровой конец регулировочного винта, ввернутого в коромысло клапана, надетое при помощи втулки на стальной полый валик 6 и свободно на нем качающееся. На каждый валик надето по четыре коромысла. На том конце коромысла, где установлен винт, сделан выступ с площадкой для упора регулировочного наконечника штанги декомпрессора во время пуска двигателя.
Второй закругленный конец коромысла при открывании клапана нажимает на стальные стаканы. Каждый стакан своим донышком упирается внутри в стержень клапана, а снаружи входит в отверстие стойки, общей на каждые два стакана. Внутренние каналы валиков коромысел закрыты с обеих сторон заглушками. Валики коромысел закреплены стопорами на стойках, укрепленных на головках двигателя. Пружины служат для прижатия коромысел к стойкам и препятствуют осевому перемещению коромысел на валике.
Все трущиеся поверхности описанных деталей смазываются благодаря специально предусмотренным в деталях отверстиям и каналам.
Выпускные клапаны имеют отражатели, уменьшающие тепловое воздействие горячих газов на втулку и рабочую часть стержня клапана. На торцах тарелок клапанов просверленЙ два глухих отверстия, в которые вставляют приспособления для вращения клапанов во время их притирки к гнездам, находящимся в головках цилиндров. Клапаны перемещаются в направляющих втулках и прижаты к своему гнезду двумя пружинами. Детали клапанного механизма, расположенные на головках двигателя, закрыты колпаками, уплотненными пробковыми прокладками.
Клапанно-распределительный механизм дизеля Д-108 работает так же, как и клапанно-распределительный механизм дизеля Д-48. Чтобы цилиндры лучше наполнялись воздухом, на двигателе Д-108 увеличен подъем клапанов до 14,5 мм.
Достигнуто это за счет увеличения кулачков распределительного вала и изменения соотношения плечей коромысел.
Декомпрессионное устройство дизеля Д-108 показано на рис. 106. Валик декомпрессора установлен на трех опорах. Крайними опорами служат отверстия в передней и задней стенках блока, а средней опорой является подшипник. В валике сделана канавка, в которую входит конец стопорного болта и четыре лыски, на которые опираются штанги, проходящие через направляющие отверстия в головке цилиндров. На верхние концы штанг навернуты регулировочные гайки с контргайками.
Рис. 106. Декомпрессионное устройство дизеля Д-108:
1 — рычаг, 2 — тяга, 3 — кронштейн рычага, 4 — рычаг декомпрессора, 5 — защелка, 6 — болт, 7 — штанга, 8 — контргайка, 9 — регулировочная гайка, 10 — валик, 11 — подшипник
Рычаг одним концом закреплен на валике при помощи шпонки и стяжного болта, а вторым концом соединен пальцем с вильчатой тягой, в свою очередь соединенной с рычагом декомпрессора.
Рычаг декомпрессора дизеля КДМ-1С0 можно устанавливать и фиксировать защелкой на секторе кронштейна в различных положениях. При повороте рычага в нижнее положение «Пуск» регулировочные гайки нажимают на специальные выступы коромысел впускных клапанов и открывают их в первом и четвертом Цилиндрах на величину не менее 1,2 мм, а во втором и третьем цилиндрах на величину 3±0,5 мм. Коленчатый вал дизеля вследствие пониженного давления в цилиндрах вращается легко.
При переводе рычага декомпрессора в среднее положение «Половина» открываются только впускные клапаны второго и третьего Цилиндров на величину не менее 1,5 мм. Если рычаг установлен в верхнее «Рабочее» положение, механизм декомпрессора не воздействует на клапаны: клапаны начинают работать нормально, и двигатель запускается.
В этом положении рычага между сферической поверхностью регулировочной гайки и плоскостью выступа на коромыслах должен быть зазор величиной 0,6—0,7 мм. Этот зазор регулируют одновременно с регулированием зазора (0,3 мм) между коромыслом и стаканом клапана.
Рычаг декомпрессора дц. зеля Д-108 имеет только дВа положения: «Пуск» и «Рабочее». При подготовке холодного дизеля к запуску нужно поставить рычаг в положение «Пуск», а за 1,5—2 мин до включения подачи топлива перевести в положение «Рабочее».
На рис. 107 показана схема распределительных шестерен дизеля Д-48. Шестерни расположены в передней части двигателя в пространстве между щитом распределителя и крышкой щита.
Шестерня коленчатого вала напрессована на передний конец вала и предохраняется от проворачивания шпонкой. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней, которая свободно вращается на оси, запрессованной в блоке цилиндров.
Шестерня служит для передачи вращения шестерне 3 привода топливного насоса и шестерне привода распределительного вала. Шестерня установлена на ступице фланца топливного насоса и передает вращение его валу через шлицевую шайбу. В оси промежуточной шестерни просверлены каналы, по которым подводится масло для смазки шестерен распределения.
Шестерня жестко закреплена на валу. От осевого перемещения ее предохраняют шайба и болт, ввернутый в передний конец вала. От шестерни постоянно вращается шестерня привода насоса гидравлической системы. Вал шестерни опирается на два шарикоподшипника, установленных в крышке щита распределения.
Шестерня коленчатого вала через вторую промежуточную шестерню передает движение шестерне привода масляного насоса. Открытие и закрытие клапанов, а также подача топлива в цилиндры должны происходить в определенное время и быть увязаны с вращением коленчатоТю вала. Это достигается сборкой шестерен распределения по меткам, нанесенным на впадинах зубьев. У дизеля У2Д6 клапанно-распределительный механизм устроен по-другому. Для нормального наполнения цилиндров воздухом и лучшей их очистки в каждом цилиндре установлено по два впускных и по два выйускных клапана. Непосредственно над клапанами установлено два распределительных вала так, что кулачки воздействуют на тарелки клапанов без промежуточных тяг или рычагов.
Рис. 107. Схема шестерен распределения дизеля Д-48:
1 — шестерня коленчатого вала, 2, 6 — промежуточные шестерни, 3 — шестерня привода топливного насоса, 4 — шестерня привода распределительного вала, 5 — шестерня привода насоса гидравлической системы, 7 — шестерня привода масляного насоса
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система распределения дизеля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы