Система регулирования давления воздуха в шинах позволяет повысить проходимость автомобиля на мягких грунтах, продолжать движение в случае прокола камеры колеса, наблюдать за давлением воздуха в шинах и поддерживать его в пределах нормы во время движения.
У автомобиля ГАЗ-66 эта система состоит из компрессора, регулятора давления, воздушного баллона, предохранительного клапана, крана управления давлением с рукояткой, четырех блоков сальников подвода воздуха, четырех шинных кранов, манометра трубопроводов и шлангов.
Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением установлен на двигателе- и приводится в действие через шкив двумя клиновидными ремнями от шкива коленчатого вала двигателя вместе с насосом гидроусилителя рулевого привода. По своему устройству этот компрессор аналогичен компрессорам автомобилей ЗИЛ-131 и «Урал-375Д». Разгрузочное устройство компрессора установлено на его головке. Вместе с регулятором давления оно переводит компрессор на холостой ход при давлении в воздушном баллоне 5,0—5,5 кгс/см2 и снова включает его в работу при понижении давления до 4,0—4,5 кгс/см2. Предохранительный клапан отрегулирован на давление 6,0 кгс/см2.
Рис. 1. Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля ГАЗ-66:
а — схема системы; б — кран управления давлением; 1 — компрессор; 2 — разгрузочное устройство; 4 — регулятор давления; 4 — воздушный баллон; 5 — предохранительный клапан; 6— манометр; 7 — кран управления давлением; 8 — рукоятка; 9 — корпус; 10 — распорная втулка; 11 — манжета; 12 — опорная шайба; 18 — гайка; 14 — золотник
Кран управления давлением служит для подачи сжатого воздуха из воздушного баллона в камеры шин и выпуска сжатого воздуха из них в атмосферу. Кран золотникового типа, установлен на съемном полу кабины.
Основные детали крана: корпус с гайкой, золотник, две втулки, две резиновые манжеты с распорными кольцами и опорными шайбами. Внутреннее пространство корпуса манжетами разделено на три полости: передняя полость соединена с воздушным баллоном, средняя — с камерами колес, задняя — с атмосферой. При среднем положении золотника воздух не может пройти к камерам или выйти из них. При перемещении золотника внутрь корпуса сжатый воздух проходит через зазор между передней манжетой и шейкой золотника в камеры. При выдвижении золотника из корпуса воздух через зазор между манжетой и шейкой золотника выходит в атмосферу.
Рычаг крана управления занимает три фиксированных положения: правое положение соответствует накачке шин, среднее- нейтрали, левое – выпуску воздуха в атмосферу.
Блок сальников подвода воздуха создает переходную полость между неподвижной цапфой и вращающейся полуосью. Блок состоит из корпуса, двух сальников и двух стопорных колец. Кромки сальников прижимаются кольцевыми пружинами к шейке полуоси, предотвращая этим утечку воздуха из полости между сальниками, куда воздух подводится по трубопроводу из системы.
Краны пробкового типа, размещены на дисках колес.
У автомобиля ЗИЛ-131 система регулирования давления воздуха в шинах имеет такое же устройство, как и на автомобиле ГАЗ-66. Особенностью этой системы на автомобиле ЗИЛ-131 является то, что воздух для накачки шин используется из пневматического привода рабочей тормозной системы. Система регулирования давления воздуха в шинах сообщается с пневмоприводом тормозов через клапан-ограничитель падения давления в тормозной системе. Этот клапан установлен на кране управления давлением, который расположен под панелью приборов кабины. Сжатый воздух может быть использован для накачки шин только в том случае, если давление в тормозной системе не менее 5,5 кгс/см2. Если давление понижается меньше этой величины, клапан отсоединяет систему регулирования давления воздуха в шинах от тормозной системы, сохраняя запас сжатого воздуха для приведения в действие тормозных механизмов.
У автомобиля «Урал-375Д» система регулирования давления воздуха также питается сжатым воздухом из пневматической части тормозного привода. Особенностью этой системы является наличие межбаллонного редуктора и конструкции блоков сальника.
Межбаллонный редуктор позволяет использовать сжатый воздух из пневмосистемы тормозов для накачки шин в случае, когда давление в пневмосистеме более 5,0 кгс/см2. Он позволяет также использовать сжатый воздух из системы регулирования давления воздуха в шинах для торможения в случае, когда давление в системе регулирования на 0,5 кгс/см2 выше, чем в тормозной системе. Редуктор установлен на правом лонжероне рамы между двумя воздушными баллонами.
Основными частями редуктора являются: корпус с крышкой, клапан с диафрагмой и пружиной, обратный клапан, регулировочный болт. К угольнику подсоединяется трубопровод, идущий из первого баллона, куда воздух подается от компрессора. К штуцеру присоединяется трубопровод, идущий ко второму баллону, откуда воздух забирается для накачки шин. При давлении в первом баллоне более 5 кгс/см2 диафрагма прогибается, и воздух проходит ко второму баллону. Если давление во втором баллоне окажется на 0,5 кгс/см2 больше,.чем в первом, открывается шариковый обратный клапан, и сжатый воздух из второго баллона может быть использован для торможения.
Блок сальников подвода воздуха у этого автомобиля состоит из четырех сальников. Два средних сальника обеспечи вают герметичность переходной полости между цапфой и полу осью, два крайних удерживают смазку, предотвращая ее попадание в переходную полость.
Правила пользования системой регулирования давлениу воздуха в шинах. Во время движения шинные краны должны быть открыты. Закрывать их надо только на длительных стоянках во избежание большой утечки воздуха из шин. Перед началом движения шинные краны нужно открыть и подкачать шины до нормального давления.
Рис. 2. Межбаллонный редуктор автомобиля «Урал-375Д»:
а — от первого баллона; б — ко второму баллону; 1 — регулировочный болт; 2 — крышка; 3 — тарелка; 4 — пружина: 5 — клапан с диафрагмой; 6 — корпус; 7 — обратный клапан; 8 — угольник; 9 — воздухоподводящие каналы; 10 — штуцер
Переводить кран управления давлением в положение «Накачка» следует плавным движением, чтобы не повредить манометр. Запрещается ставить кран в положение «Накачка» при закрытых шинных кранах.
Нельзя снижать давление в шинах менее 0,5 кгс/см2. Во время подкачки шин после преодоления трудных участков пути скорость движения должна быть не более 10 км/ч при давлении в шинах до 1,0 кгс/см2 и 20 км/ч при поднятии давления от 1,0 кгс/см2 до нормального (2,8 кгс/см2 у ГАЗ-66; 3,0 кгс/см2 у ЗИЛ-131 и 3,2 кгс/см2 у «Урал-375Д»).
При значительных повреждениях системы шинные краны следует закрыть, а кран управления поставить в среднее положение. При поврежденных шинных кранах нужно отсоединить шланги, соединяющие их с вентилями колес, а в вентили вставить золотники и закрыть вентили колпачками. Подкачивать шины в этом случае нужно обычным шлангом от крана отбора воздуха, а проверять давление шинным манометром.
Основными неисправностями системы регулирования воздуха в шинах могут быть: утечка воздуха при нейтральном положении крана управления давлением и открытых иинных кранах; отсутствие возможности накачать шины до нормы или неравномерная накачка шин.
Падение давления воздуха в шинах обнаруживается по манометру. Причиной этого может быть износ блоков сальников подвода воздуха, пропуск воздуха через шинные краны или соединсния трубопроводов. Неисправность устраняется заменой тегодных деталей или подтяжкой креплений.
Отсутствие возможности накачать шины до нормы может быть из-за большой утечки воздуха или неисправности компрессора. Неравномерная накачка шин может быть в зимнее время вследствие замерзания конденсата. В этом случае нужно отогреть место закупорки тряпкой, смоченной горячей водой.
Техническое обслуживание системы регулирования давления воздуха в шинах заключается в проверке герметичности всей системы и отдельных ее элементов, подтяжке креплений, прочистке трубопроводов и шлангов, в обновлении смазки блоков сальников подвода воздуха.
При контрольном осмотре перед выездом открывают шинные краны и проверяют на слух, нет ли утечки воздуха из системы.
При ЕТО сливают конденсат из баллонов, очищают трубопроводы, шланги, воздушные баллоны, шинные краны от грязи, снега.
При ТО-1 подтягивают крепления приборов системы, проверяют их герметичность.
При ТО-2, кроме того, продувают все трубопроводы и шланги, промывают блоки сальников и закладывают в них свежую смазку (через два ТО-2) марки «Литол-24», 1-13 или ЯНЗ-2.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы