Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Общие сведения о автомобильных кранах

Публикация:
   Система смазки автомобильных кранов

Читать далее:




Система смазки автомобильных кранов

Устройство и принцип работы

Назначение системы смазки двигателей состоит в непрерывной подаче достаточного количества масла к трущимся поверхностям деталей. В работе двигателя масло играет огромную роль. Помимо смазки трущихся поверхностей для уменьшения износа деталей, масло, подаваемое непрерывно к сопряженным деталям, отводит от них часть тепла, способствуя их охлаждению. Кроме того, масло, протекая между трущимися поверхностями, смывает с них продукты износа (мельчайшие частицы металла). Заполняя зазоры между поршнем и стенками цилиндра, масло увеличивает компрессию в цилиндрах.

Для смазки двигателей применяют масла минерального происхождения. получаемые путем переработки нефти. К маслу добавляют специальные присадки, которые повышают смазывающую способность масла, стабилизируют его вязкость, понижают температуру застывания и уменьшают окисляющее действие масла. Применяют моющие или антинагарные присадки, которые препятствуют выпадению из масла осадка на стенках картера и обеспечивают чистоту таких деталей, как поршень, поршневые кольца, гильзы. Эти присадки предохраняют поршневые кольца от пригорания.

В зависимости от времени года и климатических условий эксплуатации машин применяют масла различной вязкости: зимой менее вязкое, так как при низкой температуре масло загустевает и не может проникать в зазоры трущихся деталей; летом повышенной вязкости, чтобы оно не стекало с поверхности деталей.

Для карбюраторных двигателей применяют стандартные автотракторные масла (автолы) марок: летом — АК-10, АКЗп-10, АС-9,5; зимой —АК-6, АС-5, АКЗп-6.

Для смазки быстроходных дизелей применяют специальные дизельные масла марок Дп-8 (летом) и Дп-11 (зимой), в состав которых входят антикоррозийные и моющие присадки. Такие масла по сравнению с автолами обладают большей вязкостью.

Рис. 1. Схема смазки двигателя ЗИЛ-130: 1 — картер, 2 — кран включения масляного радиатора. 3 — масляный насос, 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтрам, 5 — фильтр грубой очистки, 6 — фильтр тонкой очистки (центрифуга), 7 — маслораспределительная камера, 8 — канал в коромысле клапана, 9 – канал в блоке для подвода масла к клапанам, 10 — левый магистральный канал, 11 г- каналы смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора, 12 — трубка для слива масла из компрессора, 13 – масляный радиатор, 14 — трубка для подвода масла в радиатор, 15 — каналы в шатунных шейках коленчатого вала, 16 — отверстия в теле шатуна для подачи масла на стенки цилиндра, 17 — правый магистральный канал, 18 — маслоприемник

Различают три способа подвода масла к трущимся деталям: разбрызгиванием, под давлением с непрерывной подачей, под давлением с периодической (пульсирующей) подачей. В зависимости от способа применяют три типа системы смазки двигателей: смазка разбрызгиванием, смазка под давлением или принудительная, смазка комбинированная.

Во всех современных двигателях применяют комбинированную систему смазки, при которой часть двигателя смазывается под давлением, а часть — разбрызгиванием и самотеком.

К системе смазки двигателя относятся: масляный поддон, мас-лоприемник, масляный насос, маслопроводы (трубки и каналы в блоке двигателя), редукционный и перепускной клапаны, масляные фильтры, манометр, указатель уровня масла, маслозалнв-ная горловина, масляный радиатор.

В двигателе ЗИЛ-130 коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры промежуточного валика привода прерывателя-распределителя, валик масляного насоса и толкатели смазываются под давлением, втулки коромысел — пульсирующей подачей масла. Все остальные трущиеся поверхности смазываются маслом, поступающим самотеком или разбрызгиванием.

Все масло, подаваемое насосом, проходит через пластинчатый фильтр грубой очистки. После этого часть масла поступает в центробежный фильтр 6 тонкой очистки, пройдя который, стекает в масляный картер. Большая же часть масла направляется в распределительную камеру, откуда поступает в два магистральных канала, расположенных вдоль блока. Левый канал служит для подачи масла к коренным подшипникам коленчатого вала, правый — для подвода масла в каналы смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора. После смазки компрессора масло стекает в картер.

Масло, поступившее в коренные подшипники, проходит из них в подшипники распределительного вала и по каналам в шатунных шейках коленчатого вала — к шатунным подшипникам. На стенки цилиндра масло впрыскивается из шатунного подшипника в момент совпадения отверстия в теле шатуна с каналом в шатунной шейке коленчатого вада. Поршневой палец смазывается маслом, снимаемым со стенок цилиндра маслосъемным кольцом. После чего масло отводится внутрь поршня через отверстия в его канавке.

Для пульсирующей подачи масла к втулкам коромысел в средней шейке распределительного вала выполнено отверстие, которое выходит в паз, прорезанный в шейке под углом к ее оси. В самом подшипнике имеются два отверстия, которые соединяются с каналом в блоке цилиндров и каналом в головке цилиндров. При каждом обороте распределительного вала паз в шейке и отверстия в подшипнике совпадают, при этом масло отдельными порциями поступает в каналы блока и головки цилиндров.

По ним масло поступает к стойке вала коромысел и далее во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстия в стейках оси — к соответствующим втулкам коромысел. В коротком плече каждого коромысла имеется канал, по которому масло поступает к сферическим опорам штанг.

Рис. 2. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130: 1 — воздушный фильтр системы вентиляции, 2 — маслоуловитель, 3 — клапан, 4 — корпус, 5 — штуцер

В систему смазки двигателя ЗИЛ-130 также включен масляный радиатор. Для подачи масла в радиатор предусмотрена вторая (нижняя) секция шестеренчатого насоса. При помощи масляного радиатора температура масла в картере поддерживается в пределах 80—90 °С.

Система смазки двигателя ЯМЗ-236 принципиально не отличается от системы смазки двигателя ЗИЛ-130.

Для сохранения высокого качества масла все современные двигатели имеют систему вентиляции картера, с помощью которой из него удаляются пары горючего и отработавшие газы.

Отсос картерных газов во впускной трубопровод двигателя осуществляется через клапан, установленный на впускном трубопроводе. При работе двигателя с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера и уменьшает проходное сечение до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя. При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается вниз, открывая полностью проходное сечение. Из клапанов газы отсасываются по специальной трубке в центральную часть впускного трубопровода.

Приборы системы смазки

Масляный насос служит для подачи масла к трущимся деталям двигателя под давлением. В автомобильных двигателях обычно применяют одно- или двухсекционные шестеренчатые масляные насосы.

На двигателях ЗИЛ-130 и ЯМЗ-236 применены двухсекционные масляные насосы. Масляный насос двигателя ЗИЛ-130 расположен с правой стороны блока цилиндров. В корпусе верхней секции насоса размещены ведущая шестерня, укрепленная на валу при помощи шпонки и стопорного кольца, и ведомая шестерня, свободно вращающаяся на оси. В корпусе нижней секции также установлены две шестерни: ведущая закреплена на шпонке и ведомая имеет свободную посадку. Крышка масляного насоса является одновременно и разъединительной пластиной, с обеих сторон которой образуются две отдельные секции насоса. В крышке корпуса расположен редукционный клапан 3 верхней секции, подающей масло в систему смазки двигателя и в центрифугу.

Когда давление в нагнетательной полости превышает 3 кГ/см2, редукционный клапан, отрегулированный на это давление, открывается, и масло перетекает во всасывающую полость. Нижняя секция масляного насоса подает масло в масляный радиатор. В корпусе нижней секции установлен редукционный клапан, отрегулированный на давление 1,2 кГ/см2.

Масляный насос приводится в движение шестерней, установленной на заднем конце распределительного вала и находящейся в зацеплении с шестерней промежуточного вала.

Масляные фильтры служат для тщательной очистки масла от механических примесей, не задержанных сеткой маслоприемника. На автомобильных двигателях устанавливают два масляных фильтра: фильтр грубой очистки, присоединяемый к системе смазки последовательно, и фильтр тонкой очистки, присоединяемый параллельно. Через фильтр грубой очистки — проходит все нагнетаемое насосом масло, через фильтр тонкой очистки — только часть масла.

Рис. 3. Масляный насос двигателя ЗИЛ-130: а — устройство, б — схема работы; 1 — корпус нижней секции, 2 и 3 — редукционные клапаны, 4 — вал насоса, 5 — корпус верхней секции, 6 и 9 — ведущие шестерни, 7 — стопорное кольцо, 8 — штифт, 10 и 12 — ведомые шестерни, 11 — крышка

Для грубой очистки масла применяют металлический фильтр пластинчато-щелевого типа. Он состоит из чугунного корпуса, к которому присоединяется отстойник. Расположенный внутри корпуса фильтрующий элемент состоит из набора тонких металлических пластин двух типов: фильтрующих и промежуточных. Фильтрующие пластины, имеющие форму диска, и промежуточные, изготовленные в форме звездочек, при сборке фильтра устанавливают поочередно, так что между фильтрующими пластинами по наружной поверхности образуются зазоры величиной 0,08 мм.

Стержень, на котором установлен фильтрующий элемент, уплотнен сальником и может поворачиваться в корпусе вместе с фильтрующим элементом.

В корпусе фильтра установлен также набор очищающих пластин, которые входят в зазоры между пластинами фильтрующего элемента. Подаваемое насосом масло поступает в корпус фильтра и частично в нем отстаивается. Масло по мере увеличения его давления продавливается между пластинами фильтрующего элемента, очищаясь при этом от механических примесей. Очищенное масло по специальному каналу в корпусе поступает в систему смазки.

Загрязненный фильтр очищают при помощи очищающих пластин, поворачивая стержень фильтра вместе с фильтрующим элементом. Образовавшиеся в отстойнике фильтра осадки удаляют через спускную пробку.

На фильтре установлен перепускной клапан, который перепускает масло в магистраль, минуя фильтр, в тех случаях, когда фильтр загрязнен или к нему поступает слишком густое масло, т. е. когда фильтр не успевает пропускать поступившее к нему масло.

На дизельных двигателях (типа ЯМЗ) для грубой очистки масла применяют фильтры с металлическим фильтрующим элементом, изготовленным из латунной ленты или сетки.

В системах смазки двигателей ЗИЛ-130 и ЯМЗ-236 установлен центробежный фильтр тонкой очистки масла — центрифуга. В цилиндрическом кожухе на полой оси установлен ротор, вращающийся на упорном подшипнике. Неочищенное масло поступает в полую ось через имеющиеся в ней отверстия и подается в ротор, в котором оно, пройдя предохранительную сетку, подводится к жиклерам. Из этих жиклеров под давлением вытекают две струи масла в противоположных направлениях, что создает реактивную пару сил, вращающих ротор. При давлении масла 2,5—3 кГ]см2 скорость вращения ротора достигает 5000 — 6000 об)мин.

При быстром вращении ротора находящиеся в масле посторонние примеси, имеющие больший вес, чем частицы масла, под действием центробежных сил отбрасываются к периферии ротора и оседают на внутренних стенках крышки ротора. Очищенное масло из ротора попадает в полость корпуса и стекает в картер. Накапливающийся на внутренних стенках корпуса осадок из механических примесей периодически удаляют, промывая корпус и фильтрующую сетку бензином.

Рис. 4. Центробежный фильтр тонкой очистки масла двигателя ЗИЛ-130: 1 — корпус фильтров, 2 — жиклер, 3 — кожух, 4 — ротор, 5 — крышка ротора, 6 — сетка. 7 — полая ось, 8 — крышка фильтра грубой очистки, 9 — фильтр грубой очистки масла, 10 — упорный подшипник

У двигателя ЗИЛ-130 центробежный фильтр и фильтр грубой очистки объединены в одном корпусе. У двигателей ЯМЗ-236 они установлены раздельно.

Масляный радиатор служит для охлаждения масла в жаркое время года и при перегрузках двигателя. Он устроен подобно водяному радиатору, но по размерам значительно меньше. Трубки и пластины масляного радиатора обдувает поток воздуха, создаваемый вентилятором. Масляный радиатор устанавливают перед водяным радиатором, включают и отключают его краном.

Контрольные приборы системы смазки служат для контроля уровня и давления масла в системе. Уровень масла проверяют маслоизмерительным стержнем, вставляемым в картер через специальное отверстие. На нижнем конце стержня нанесены метки верхнего, нижнего и промежуточного уровней масла. Нормальный уровень масла должен находиться около верхней метки. Если уровень масла находится ниже нижней метки, двигатель запускать нельзя.

Давление масла в системе смазки контролируют по манометру или электрическому указателю давления, расположенному на щитке приборов. Стрелки этих приборов указывают давление масла в кГ/см2.

Техническое обслуживание

Неисправности системы смазки, вызывающие понижение или повышение давления масла, приводят к недостаточной подаче масла к трущимся поверхностям и вследствие этого к их преждевременному износу или аварийному состоянию.

Большое влияние на работу системы смазки и ее исправность оказывает качество применяемого масла, которое должно соответствовать требованиям заводов-изготовителей двигателей.

Для содержания системы смазки в работоспособном состоянии необходимо при ежесменном техническом обслуживании выполнить следующие работы:

перед запуском осмотреть двигатель и проверить уровень масла в картере, убедиться в отсутствии течи масла из соединений;

перед окончанием работы очистить фильтр грубой очистки, для чего повернуть рукоятку фильтра (на горячем двигателе) на 2 — 3 полных оборота; убедиться в исправной работе центрифуги: после остановки двигателя центрифуга должна вращаться еще 2 — 3 минуты с характерным звуком.

Уровень масла в картере должен быть около верхней метки маслоизмерительного стержня. Повышенный уровень приводит к пригоранию поршневых колец и усиленному образованию нагара на поршнях и стенках головки цилиндров. Уменьшение уровня до нижней метки приводит к ухудшению смазки деталей, что может стать причиной выплавки баббита в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала, а также к заклиниванию поршней.

При работающем двигателе надо систематически проверять по манометру давление масла в системе, которое у прогретого двигателя при работе на средних оборотах должно быть 2 — 2,5 кГ1см2. Давление ниже 1 кГ/см2 свидетельствует о неисправности двигателя.

Если стержень фильтра грубой очистки проворачивается слишком туго, значит фильтр сильно загрязнен. В таком случае фильтр надо разобрать, очистить от грязи и промыть в бензине или керосине.

При ТО выполняют работы ЕО, а кроме того, спускают отстой из фильтров грубой и тонкой очистки; проверяют состояние фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки, а также герметичность всех внешних соединений системы смазки; меняют масло в картере двигателя, очищают все трубки системы вентиляции картера; два раза в году производят сезонную смену масла с промывкой картера.

Масло заменяют при прогретом двигателе, так как в этом случае оно легче вытекает и вместе с ним удаляются механические примеси.

Заменять масло рекомендуется в следующем порядке:
— подставить под спускную пробку картера противень или другую емкость и вывернуть спускную пробку;
— вывернуть спускные пробки фильтров грубой и тонкой очистки и выпустить из них отстой;
— отвернуть болты крышки фильтра грубой очистки, вынуть фильтрующий элемент, промыть его в керосине, очистить внутренние поверхности корпуса фильтра, обдуть сжатым воздухом, установить на место фильтрующий элемент и привернуть крышку;
— снять крышку фильтра тонкой очистки, удалить фильтрующий элемент, очистить изнутри корпус, установить новый фильтрующий элемент и привернуть крышку;
— завернуть спускную пробку поддона картера, залить в картер 2—3 л маловязкого масла (рекомендуется веретенное) и, вывернув свечу, быстро вращать пусковой рукояткой коленчатый вал или пустить двигатель и дать ему проработать на малых оборотах 3 — 5 мин;
— спустить промывочное масло и залить в картер свежее масло до нормального уровня.

Одновременно со сменой масла в картере двигателя необходимо очистить центрифугу: после остановки двигателя в течение 20 — 30 мин дают возможность стечь маслу из центрифуги.

Снятие крышки корпуса до полного опорожнения центрифуги приводит к вытеканию масла.

Очищают центрифугу в определенном порядке:
— отвертывают гайку-барашек, снимают кожух, а затем отвертывают свечным ключом центральную гайку;
— очищают крышку от грязи и промывают ее в бензине или керосине;
— снимают и промывают в бензине сетчатые фильтры, продувают жиклеры;
— промывают кожух, тщательно очищая от грязи канавки на шайбе и прокладку кожуха.

По окончании работы центрифугу собирают и перед установкой проверяют правильность сборки. Очищенная и правильно собранная центрифуга легко вращается от руки. После установки центрифуги запускают двигатель и на слух проверяют ее работу.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Общие сведения о автомобильных кранах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система смазки автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства