Система смазки предназначена для подвода масла к трущимся деталям с целью уменьшения трения, частичного охлаждения и удаления продуктов износа. Система смазки двигателя ЗМЗ-66 комбинированная, масло к трущимся деталям подается под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Заправочная емкость — 8 л.
Схема системы смазки показана на рис. 1. Система смазки включает маслозаливной патрубок, масляный картер (поддон), насос с маслоприемником, фильтр, радиатор, магистрали и трубопроводы, контрольные приборы. Маслозаливной патрубок находится впереди двигателя. Для заливки масла снимается фильтр вентиляции картера. Картер служит резервуаром для масла и защитным кожухом кривошипно-шатунного механизма снизу. Он изготовлен штамповкой из стали и крепится снизу к блоку шпильками через пробковую прокладку. Картер имеет с левой стороны штуцер для слива масла из масляного радиатора, внизу отверстие с пробкой для слива масла из картера и перегородки внутри, препятствующие расплескиванию масла. Для подачи масла под давлением к трущимся деталям двигателя служит насос; он — шестеренчатый, двухсекционный, приводится во вращение от шестерни на распределительном валу через промежуточный валик. Крепится насос с левой стороны сзади к блоку цилиндров двумя шпильками.
Масляный насос состоит из корпуса нижней секции, шестерен нижней секции, корпуса верхней секции, шестерен верхней секции, разделительной пластины, ведущего валика и редукционного клапана. Корпуса верхней и нижней Секций изготовлены из алюминиевого сплава. В корпус верхней секции запрессована ось ведомой шестерни. Ведущая шестерня закреплена на валике штифтом. Ведомая шестерня нижней секции свободно установлена на оси. запрессованной в корпус. Ведущая шестерня нижней секции установлена на шпонке. Разделительная пластина изготовлена из чугуна. Ее собирают вместе с валиком и устанавливают между шестернями. В корпусе нижней секции помещается редукционный клапан, состоящий из плунжера, пружины и пробки. Клапан служит для поддержания определенного давления масла, подаваемого к фильтру центробежной очистки. Лишнее масло при избыточном давлении поступает в полость всасывания нижней секции насоса и таким образом циркулирует внутри насоса.
Рис. 1. Схема системы смазки двигателя ЗМЗ-66:
1 — масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — предохранительный клапан; 4 — полость оси коромысел; 5 — каналы в головке блока; 6 — каналы в блоке; 7 — центробежный фильтр; 8 — главная масляная магистраль; 9 — отверстие в корпусе распределителя; 10 — полость; 11 — масляная магистраль фильтра центробежной очистки; 12 — основная секция насоса; 13 — дополнительная секция насоса; 14 — редукционный клапан; 15 — четвертая шейка распределительного вала; 16 — маслоприемник; 17 — вторая шейка распределительного вала
Редукционный клапан верхней секции масляного насоса помещается в передней части блока цилиндров с правой сторопы. Он предназначен для ограничения давления масла в глав-поп масляной магистрали. Отрегулирован на давление 4,5 кгс/см2. Регулировка клапанов в эксплуатации запрещается. Верхняя секция масляного насоса подает масло в главную магистраль для смазки деталей двигателя, а нижняя секция подает масло в фильтр центробежной очистки.
Рис. 2. Масляный насос:
1 — ось ведомой шестерни верхней секции; 2 — ведущий валик; 3 — ведомая шестерня; 4 — корпус верхней секции; 5 — промежуточный валик привода; 6 — ведущая шестерня; 7 — разделительная пластина
Рис. 3. Фильтр центробежной очистки масла (центрифуга):
Масляный фильтр предназначен для очистки масла от механических примесей. Фильтр очистки масла центробежный с реактивным приводом. Он установлен на крышке блока цилиндров сверху в передней части.
Масло в фильтр подается из нижней секции масляного насоса по каналу в блоке и специальной трубке, расположенной в передней части двигателя. По полой оси масло поступает под колпак, а оттуда через сетку в полость между роторо и стаканом. Далее через отверстия в роторе масло подходит к жиклерам и выбрасывается из них двумя струями. Под действием реакции струи ротор вращается, а вместе с ним вращается и масло, находящееся под колпаком. Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются на внутреннюю стенку колпака и оседают. Очищенное масло проходит жиклеры, стекает в картер и забирается маслоприемником. Работа центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.
Масляный радиатор предназначен для интенсивного охлаждения масла. Радиатор трубчато-пластинчатого типа, установлен перед радиатором системы охлаждения. Включается радиатор специальным краном, находящимся в передней части двигателя с правой стороны. Этот радиатор по устройству аналогичен радиатору системы охлаждения и состоит из двух бачков, сердцевины и каркаса. Поступает масло в радиатор через предохранительный клапан, который открывается при давлении 1 кгс/см2. Предохранительный клапан установлен в одном корпусе с краном включения радиатора и не допускает циркуляции масла через радиатор, если давление масла меньше 1 кгс/см2.
Для контроля за уровнем масла имеется указатель (щуп), вставленный в специальную трубку с левой стороны двигателя. Повышение уровня масла выше метки «П» и понижение его ниже метки «О» не допускаются.
Для контроля за давлением масла на щитке приборов имеется контрольная лампочка, а ее датчик установлен с левой стороны блока цилиндров. При понижении давления масла в системе до 0,4—0,6 кгс/см2 лампочка загорается. В этом случае необходимо остановить двигатель для выяснения причин.
Работа системы смазки заключается в следующем. Масло из нижнего картера через маслоприемник поступает в обе секции масляного насоса. От верхней секции насоса масло подается в канал задней стенки блока цилиндров и далее в главную масляную магистраль. От нижней секции насоса масло подается в дополнительную масляную магистраль и далее к центробежному масляному фильтру. Из главной масляной магистрали масло по сверлениям з перегородках блока поступает под давлением к коренным подшипникам коленчатого вала. Через сверления в коренных шейках коленчатого вала и шеках масло подводится к шатунным подшипникам. Выдавливаемое из коренных и шатунных подшипников масло разбрызгивается и смазывает стенки цилиндров.
Рис. 4. Схема вентиляции картера:
1 — фильтр: 2— патрубок: 3 — вытяжная трубка: 4— маслоотражатель
Часть масла из главной магистрали подается по сверлениям к опорным подшипникам распределительного вала, смазывая их под давлением. По радиальному и продольному сверлениям в первой опорной шейке распределительного вала масло поступает под давлением к упорному фланцу и смазывает его. От второй опорной шейки распределительного вала масло подается в правую головку блока цилиндров по наклонному каналу в блоке. Далее масло поступает по зазорам между шпилькой крепления стойки оси коромысла и заполняет ось коромысел. По сверлениям в оси оно идет для смазки коромысел, затем по сверлениям в теле коромысел подводится в отверстия регулировочных винтов и далее к верхним наконечникам штанг.
Аналогично масло от четвертой опоры распределительного вала подается в левую головку блока для смазки детален механизма газораспределения с левой стороны двигателя. От задней опоры распределительного вала под давлением масло подается для смазки валика привода прерывателя-распределителя и масляного насоса. Распределительные шестерни смазываются маслом, стекающим из фильтра центробежной очистки через полость корпуса фильтра и крышку распределительных шестерен в картер. Давление в системе смазки должно быть 2—4 кгс/см2.
Вентиляция картера двигателя открытая, вытяжная. Свежий воздух поступает в картер через сетчатый фильтр У, установленный на маслозаливном патрубке. Удаляются газы из картера через вытяжную трубку под действием разрежения в ней, образующегося при движении автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система смазки двигателя ЗМЗ-66"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы