Система смазки — это совокупность приборов и механизмов, обеспечивающих хранение масла, его очистку, подвод к трущимся поверхностям под определенным давлением и охлаждение.
Необходимость в такой системе возникла потому, что во время работы двигателя между его соприкасающимися подвижными деталями возникает трение, на преодоление которого тратится часть полезной работы, а сами детали подвергаются износу и нагреву.
Для уменьшения трения применяют различные сорта масел, которые образуют между трущимися поверхностями масляную пленку. Кроме того, масло способствует охлаждению нагревающихся от трения деталей и уносит с их поверхностей мелкие частицы металла и других примесей. При недостаточной подаче масла к трущимся поверхностям двигатель перегревается, заклиниваются поршни в цилиндрах. При слишком обильной смазке масло, проникая в камеру сгорания, бесполезно сгорает, в результате чего на днищах поршней, на стенках камер сгорания и на клапанах отлагается нагар; попадая на электроды свечей зажигания, масло нарушает их работу, и двигатель начинает работать с перебоями.
Для смазки двигателей применяют автомобильные или авиационные масла АС-8, АКЗп-6, МС-20, МК-22 и др., в зависимости от конструктивных особенностей мотоцикла, времени года и условий эксплуатации. Для двигателей «Урал» и К-750 применяют летом масла АС-8, АКЗп-10, АСп-10, зимой — АКЗ-6, АС-8, для «Днепра» зимой и летом — АС-8. Буква «А» означает, что масло автомобильное, «К» и «С» указывают на способ очистки масла — кислотный или селективный, буква «3» означает, что масло загущенное, а «п» — что в масло введены дополнительные присадки, улучшающие его свойства. Цифра указывает, какова вязкость масла.
К качеству масла предъявляется ряд требований: оно должно обладать температурной стойкостью, т. е. не застывать при низкой температуре и не воспламеняться при сравнительно высокой; маслянистостью — способностью создавать прочную и непрерывную пленку, иметь определенную вязкость (в маркировке она указана цифрами). Масло с большей вязкостью применяется летом, с меньшей — зимой.
Смазка большей части двухтактных двигателей производится маслом, примешиваемым к топливу. Оно заливается вместе с бензином в бензобак в соотношении 1 : 25 или 1 : 30. В период обкатки мотоцикла смесь употребляют с большим количеством масла (1 : 20). Качество смеси зависит от степени смешивания бензина и масла, поэтому перед заправкой необходимо уделять большое внимание тщательному перемешиванию бензина и масла. Из-за недостатка масла в смеси могут возникнуть неисправности в криЕо-шипно-шатунном механизме двигателя, преждевременный выход из строя его деталей. При излишке масла повышается отложение нагара и смол, дымление и неполное сгорание топлива.
На отечественном мотоцикле «Иж-Планета-спорт» и чехословацком мотоцикле «Ява-Ойлмастер» применена так называемая раздельная система смазки. Она состоит из масляного бака, расположенного в инструментальном ящике; насоса, имеющего привод непосредственно от коленчатого вала и обеспечивающего непрерывную подачу масла во впускную систему двигателя, дозирующего устройства, вмонтированного в корпус насоса и приводимого в действие тросом, сблокированным с тросом управления карбюратором. Кроме того, на «Иж-ПС» есть нагнетательный клапан с датчиком давления, установленный на картере между цилиндром и карбюратором и сигнальная лампа красного цвета, вынесенная на корпус фары. При исправной работе масляной системы сигнальная лампа должна гореть.
В процессе эксплуатации необходимо регулярно доливать масло в бак, не допуская полного его расходования. При низких температурах масло разбавляется бензином.
Двухтактный двигатель требует строгого дозирования масла в горючей смеси. При увеличении содержания масла пуск двигателя затрудняется и его детали покрываются нагаром. При уменьшении содержания масла происходит ускоренный износ деталей, особенно поршня и поршневых колец.
Четырехтактные мотоциклетные двигатели имеют комбинированную систему смазки — часть деталей смазывается маслом под давлением от масляного насоса, часть — разбрызгиванием. Шестеренчатый масляный насос приводится во вращение шестерней распределительного (К-750, «Урал») или коленчатого («Днепр») вала. В двигателе К-750 из масляного резервуара (нижняя часть картера, закрытая стальным поддоном) через фильтрующую сетку масло насосом подается в центральный масляный канал, а оттуда по отверстиям к выемкам передней стенки и задней крышке картера, которые расположены так, что вытекающее из них масло попадает прямо в маслоуловительные кольца коленчатого вала. Масло, попавшее в маслоуловитель, поступает в отверстия пальцев кривошипа и под действием центробежной силы — к подшипникам нижней головки шатуна. Проходя через подшипники, масло разбрызгивается по всему картеру в виде масляного тумана и обеспечивает надежную смазку Есех трущихся поверхностей подшипников, цилиндров, поршней, пальцев, толкателей и т. д.
В передней стенке картера по кольцевой проточке и трубке масло попадает на зубья шестерни коленчатого вала, которая разбрызгивает его по всей полости, смазывая шестерни распределительного вала и генератора. Излишки масла из полости распределительных шестерен стекают в картер.
Для очистки масла в четырехтактных двигателях применяют центрифуги. Роль центрифуги выполняют также маслоуловители в желобе которых из масла оседают твердые частицы. Для предохранения двигателя от выдавливания масла через прокладки и сальники картер его соединен с атмосферой сапуном. Сапун с помощью клапанного устройства при повышении давления выпускает пары масла, а при разрежении не дает возможности попадать воздуху и пыли в картер. На двигателе мотоцикла «Днепр» установлен маслонасос, обеспечивающий доступ к редукционному клапану без снятия передней крышки.
При недостаточной подаче масла возможен перегрев двигателя, выплавление вкладышей, заедание поршней и колец. При чрезмерной смазке масло попадает в камеру сгорания, забрызгивает свечи, двигатель ‘ работает с перебоями, дымит. На смазку надо обращать самое серьезное внимание, так как даже кратковременное отсутствие или недостаток ее может привести к аварии. Признаками недостатка масла являются чрезмерное перегревание цилиндров и головок, падение мощности и появление стуков в двигателе.
Обслуживание системы смазки заключается в постоянном контроле за уровнем масла, доливке его и замене, очистке центрифуги и удалении отложений из желобов маслоуловителей. Смену масла проводят при техническом обслуживании по графику. Масло целесообразно менять сразу после остановки мотоцикла, пока оно еще горячее. После слива масла в картер заливается маловязкое масло (веретенное или разогретое до 50—60 °С масло для двигателя). Дав двигателю поработать 2—3 минуты, следует слить это масло и заполнить картер свежим.
Рис. 1. Шестеренчатый масляный насос двигателей К-750 и «Урал»:
1 — ведущая шестерня распределительного вала; 2 — шестерня привода насоса; 3 штанга; 4 — выпускное отверстие для масла; 5 — сетчатый фильтр; 6 — шестерня масляяого насоса
Подтекание масла из картера двигателя обнаруживают внешним осмотром и устраняют подтягиванием соединений, сменой прокладок и сальников.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система смазки мотоцикла"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы