У двигателя автомобиля «Волга» применена комбинированная система смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и упорные шайбы коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала, распределительные шестерни, втулки коромысел клапанов и верхние наконечники штанг толкателей. Ко всем остальным трущимся поверхностям масло подается разбрыгиванием и самотеком. Наиболее нагруженная часть стенок цилиндров дополнительно смазывается маслом, разбрызгиваемым в определенном направлении через боковые отверстия в нижних головках шатунов. Фильтрация масла осуществляется фильтрами грубой и тонкой очистки.
Масляный насос установлен в картере двигателя. Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава и своим кронштейном крепится на крышке четвертого коренного подшипника. Крышка корпуса насоса чугунная; к ней присоединен неподвижный маслоприемник, снабженный сетчатым фильтром. Маслоприемник имеет предохранительное устройство для пропуска масла при загрязнении фильтра. Ранее насос был снабжен плавающим маслоприемником.
Насос приводится в действие от шестерни распределительного вала с помощью промежуточного валика. Ведущая (нагнетательная) шестерня насоса стальная, а ведомая — металлокерамическая.
Нагнетательная полость насоса с помощью трубки соединена с каналом в блоке, из которого масло поступает в пластинчато-щелевой фильтр грубой очистки. Фильтр имеет рукоятку с муфтой свободного хода для проворачивания фильтрующего элемента и перепускной клапан. Из фильтра грубой очистки масло поступает в главную масляную магистраль, расположенную вдоль блока. С передним концом магистрали соединен редукционный клапан, плунжер которого с пружиной установлен в канале передней части блока, закрытом пробкой на резьбе. В случае избыточного давления клапан открывается и перепускает масло по вертикальному сливному каналу в картер.
Из главной магистрали масло по поперечным каналам в блоке проходит к подшипникам распределительного вала и к коренным подшипникам коленчатого вала, от которых масло по трубкам в коленчатом валу проходит через грязеуловители к шатунным подшипникам. Из шатунных подшипников при совпадении боковых отверстий в нижних головках шатунов с масляными каналами в шатунных шейках масло разбрызгивается на наиболее нагруженные стенки цилиндров.
Из переднего подшипника распределительного вала но выточкам на его шейке масло поступает пульсирующей струей через трубку на распределительные шестерни, а через отверстие — на упорный фланец.
Из заднего подшипника распределительного вала по выточкам на шейке вала масло поступает пульсирующей струей в вертикальный канал блока и далее по каналу в головке и через заднюю стойку проходит в полую ось коромысел, откуда через отверстия в оси масло поступает к втулкам коромысел клапанов и по каналу в коромыслах и регулировочных винтах — к верхним наконечникам штанг. Лишнее масло стекает с головки и штанг вниз, смазывая толкатели. Из толкателей масло стекает через отверстия на кулачки распределительного вала и в поддон картера. Ко всем остальным трущимся поверхностям масло попадает разбрызгиванием и самотеком.
В систему смазки параллельно включен фильтр тонкой очистки с фильтрующим элементом типа АСФО-2 (ДАСФО-2). Масло в фильтр тонкой очистки поступает по гибкому шлангу из корпуса фильтра грубой очистки; очищенное масло сливается по шлангу в картер двигателя.
Маслоналивная горловина, расположенная на крышке клапанного механизма, имеет крышку с фильтром системы вентиляции картера, снабженной вытяжной трубкой. Уровень масла определяется с помощью маслоизмерительного стержня, расположенного с левой стороны блока.
Давление в системе смазки контролируется указателем, датчик которого присоединен к корпусу фильтра грубой очистки или с помощью переходного штуцера к переднему концу масляной магистрали блока. При скорости движения автомобиля 50 км/ч на прямой передаче давление в системе смазки должно составлять 2,0—4,0 кГ/см2.
Вентиляция картера проточная, открытая. Свежий воздух поступает в картер через комбинированный или неразборный воздушный фильтр (рис. 2, а), установленный на патрубке крышки клапанного механизма; фильтрующий элемент сделан из капроновой сетки. Картерные газы отсасываются по вытяжной трубке, верхний конец которой через лабиринтовый маслоуловитель присоединен к крышке боковой камеры блока, а нижний конец имеет косой срез, вследствие чего у конца трубки при движении автомобиля образуется разрежение.
Ранее (до 1962 г.) применялась принудительная закрытая вентиляция картера с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через воздухоочиститель системы питания.
У двигателя ГАЗ-51А система смазки комбинированная; под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и упорные шайбы коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала и распределительные шестерни; ко всем остальным трущимся поверхностям масло подается разбрызгиванием и самотеком. Стенки цилиндров и кулачки распределительного вала дополнительно смазываются маслом, разбрызгиваемым из шатунных подшипников через боковые отверстия нижних головок шатунов. Фильтрация масла двойная.
Масляный насос закреплен снаружи наклонно с правой стороны картера и приводится в действие от шестерни распределительного вала. В насосе установлен шариковый редукционный клапан, ограничивающий давление в системе смазки до 4,5 кГ/см?. Насос трубкой соединен с плавающим маслоприемником, снабженным сетчатым фильтром. Фильтр имеет перепускное отверстие, открывающееся при загрязнении сетки фильтра. Маслоприемник расположен в масляном поддоне. Засасываемое насосом из поддона масло по каналам в картере и по трубке поступает в пластинчатый щелевой фильтр грубой очистки масла, включенный в магистраль последовательно. В фильтре имеется перепускной шариковый клапан, открывающийся при загрязнении фильтра. Для очистки фильтрующего элемента поворачивают рукоятку на его корпусе.
Из фильтра масло поступает в главную магистраль, расположенную вдоль картера с левой стороны. Из нее масло по каналам в перегородках картера подается к подшипникам распределительного вала и к коренным подшипникам коленчатого вала, а из них по каналам в коленчатом валу через грязеуловители к шатунным подшипникам. Через торцовое отверстие 5 в передней шейке распределительного вала масло подводится к упорному фланцу, а через канавку на шейке — в трубку, разбрызгивающую масло на распределительные шестерни. В обоих случаях масло подается пульсирующей струей при совпадении отверстия и канавки вращающейся шейки с каналом картера.
Наиболее нагруженная правая часть цилиндров и кулачки распределительного вала дополнительно смазываются пульсирующими струями масла через боковые отверстия в нижних головках шатунов в момент совпадения этих отверстий с каналами в шатунных шейках.
В клапанную коробку разбрызгиваемое в картере масло поступает через окна в нижней ее стенке, обеспечивая смазку деталей клапанного механизма. Масло к толкателям подается через отверстия из масляных карманов, отлитых около их направляющих. В карманы масло попадает путем разбрызгивания.
В систему смазки параллельно включен фильтр тонкой очистки с элементом АСФО-2. Корпус фильтра трубкой соединен с масляной магистралью. Очищенное масло по центральной трубке сливается из фильтра в картер через маслоналивную горловину.
В систему смазки параллельно основной масляной магистрали включен масляный трубчатый радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения. Подводящая трубка радиатора с краном и шариковым клапаном присоединена к масляной магистрали в корпусе насоса, а отводящая трубка — к масляному поддону, куда и сливается охлаждаемое масло.
Масляный радиатор включают при помощи краника при температуре окружающей среды выше 20 °С или при работе в тяжелых условиях. Шариковый клапан открывается при давлении более 1 кГ/см2, вследствие чего устраняется возможность перепуска всего масла только через радиатор. Маслоналивная горловина и маслоизмерительный стержень расположены с левой стороны блока. Давление масла можно контролировать электрическим указателем. Датчик указателя присоединен к магистрали на корпусе фильтра грубой очистки. Давление масла при скорости движения автомобиля 45—50 км/ч на прямой передаче должна быть 2—4 кГ /см2.
Вентиляция картера двигателя принудительная, закрытая. Отсос картер-ных газов осуществляется по вытяжной трубе, нижний конец которой соединяется с клапанной коробкой через отверстие с лабиринтовым маслоуловителем в крышке коробки. Верхний конец вытяжной трубки соединен резиновым шлангом с нижней камерой воздухоочистителя, служащей для улавливания смолистых образований, имеющихся в картерных газах. Камера сообщается с центральным патрубком воздухоочистителя, в который и отсасываются картерные газы.
Свежий, чистый воздух поступает в картер по шлангу, один конец которого через отверстие в крышке присоединен к верхней части воздухоочистителя, где имеется меньшее разрежение, а другой — к маслоналивному патрубку. При работе двигателя с полной нагрузкой вследствие роста разрежения в воздухоочистителе отсос картерных газов в воздухоочиститель происходит по обоим шлангам.
Вместо двух фильтров грубой и тонкой очистки масла установлен один фильтр центробежной Очистки — центрифуга, в связи с чем в системе смазки произведены некоторые изменения. Применена проточная открытая система вентиляции картера, аналогичная системе вентиляции двигателя автомобиля «Волга».
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система смазки рядных двигателей автомобилей ГАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы