В процессе эксплуатации автомобиля происходит износ его деталей и механизмов. Увеличение зазоров между сопряженными деталями сверх допустимых и ослабление резьбовых креплений нарушают нормальную работу узлов и механизмов, приводят к снижению полезной мощности двигателя и уменьшению надежности автомобиля, а иногда и к поломкам деталей и узлов. Для поддержания работоспособности автомобилей и увеличения срока их службы необходимо проведение профилактических мероприятий, составляющих систему технического обслуживания автомобилей (ТО).
Действующее «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного- транспорта» устанавливает периодичность и объемы проведения этих работ. За основу принята планово-предупредительная система проведения технического обслуживания, при которой техническое обслуживание автомобилей является предупредительным мероприятием и проводится по плану. В соответствии с этим для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации, на каждый месяц составляется план-график постановки автомобиля на тот или иной вид технического обслуживания, при котором проводятся все операции, предусмотренные для каждого вида обслуживания.
Текущий ремонт автомобиля нельзя планировать заранее, он выполняется по потребности. Во время такого ремонта неисправные детали, узлы и агрегаты заменяют на исправные и проводят регулировочные, слесарные, сварочные и другие работы. Если базовые детали агрегата нуждаются в ремонте или износ большинства деталей не может быть устранен текущим ремонтом, агрегат отправляют в капитальный ремонт.
Капитальный ремонт автомобиля производится по завершении установленного нормативом пробега, если при осмотре автомобиля установлено, что большинство его агрегатов (не менее трех основных), в том числе и рама, нуждаются в капитальном ремонте, К основным агрегатам автомобилей БелАЗ относятся: двигатель, гидромеханическая передача, карданная передача, задний мост, передняя ось, рулевое управление, подвеска, рама, платформа, кабина, опрокидывающий механизм. Автомобиль направляется в капитальный ремонт после тщательного анализа его технического состояния с учетом пробега с начала эксплуатации и расхода запасных частей.
За полный срок службы автомобили БелАЗ могут быть подвергнуты, как правило; одному капитальному ремонту (периодически производимая замена агрегатов на капитально отремонтированные не учитывается). Пробег капитальна отремонтированного автомобиля должен составлять не менее 80% пробега от нормы для нового автомобиля.
Капитальный ремонт автомобиля должен производиться на специализированном авторемонтном предприятии (заводе, мастерской, цехе). Текущий ремонт автомобиля выполняется в автохозяйстве. В целях сокращения простоев текущий ремонт автомобиля рекомендуется производить агрегатным методом, т. е. путем снятия неисправного агрегата (узла) и замены его исправным.
Общая продолжительность простоя автомобиля в капитальном ремонте ;не должна превышать 30—40 дней. Нормы пробега автомобилей БелАЗ и их основных агрегатов до первого капитального» ремонта приведены в табл. 1.
Для автомобилей БелАЗ-540А и БелАЗ-548А приняты следующие виды и периодичность технического обслуживания: – ежедневное обслуживание (ЕО); – первое техническое обслуживание (ТО-1), выполняемое через 100 ч работы двигателя, но не более чем через 1500—2000 км пробега; – второе техническое обслуживание (ТО-2), выполняемое через 500 ч работы двигателя, но не более чем через 8000—10 000 км пробега; – сезонное техническое обслуживание (СО)—проводится два раза в год для подготовки автомобиля к осенне-зимним или весенне-летним условиям эксплуатации.
Как правило, сезонное обслуживание совмещается с очередным ТО-2 (с соответствующим увеличением трудоемкости работ).
Для автомобилей, работающих в зоне холодного климата, рекомендуется сезонное обслуживание планировать отдельно.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) проводится водителями с целью контроля исправного состояния автомобиля, обеспечивающего безопасность движения, а также заправки топливом,. маслом и охлаждающей жидкостью и поддержания внешнего вида.. ЕО выполняется перед выездом или после возвращения автомобиля с линии; при смене водителей на линии работы по ЕО выполняются ими во время смены. Техническое обслуживание — первое к второе —проводится с целью снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, регулировочных, смазочных и крепежных работ.
Таблица 1
Нормы пробега автомобилей и агрегатов до первого капитального ремонта
Норма пробега до первого капитального ремонта, тыс. км
Примечание. Нормы пробега автомобиля и его основных агрегатов до капитального ремонта могут изменяться в зависимости от горнотехнических и дорожных факторов — расстояния транспортирования, расстояния движения на подъем, руководящего уклона подъема и типа дорожного покрытия.
Качество технического обслуживания № 1 и 2 должно обеспечить безотказную работу агрегатов и систем автомобилей при эксплуатации. Эти виды технического обслуживания проводятся на специализированных постах слесарями.
Учитывая различную интенсивность работы автомобилей-самосвалов в сложных карьерных условиях, периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 необходимо корректировать в зависимости от конкретных условий эксплуатации, включающих: глубину карьера, расстояния транспортирования груза, тип дорожного покрытия и объемную массу перевозимых пород. При этом минимальные значения периодичности не должны быть ниже 1300 км для ТО-1 и 6500 км для ТО-2.
Нормативы трудоемкости технического обслуживания установлены для каждой марки автомобиля по видам обслуживании. При этом трудоемкость второго технического обслуживания включает трудоемкость первого технического обслуживания.
Таблица 2
Система технического обслуживания
В табл. 2 приведена система технического обслуживания автомобилей БелАЗ-540А, разработанная Белорусским автомобильным заводом.
Карьерные автохозяйства при установлении нормативов трудоемкости технического обслуживания должны учитывать конкретные условия эксплуатации автомобилей БелАЗ, а также уровень организации работ и их механизации, которые в большинстве случаев зависят от числа автомобилей в автохозяйстве. Корректирование нормативной трудоемкости производится при помощи коэффициентов, учитывающих конкретные условия. Трудоемкость текущего ремонта автомобиля БелАЗ устанавливается в зависимости от пробега до капитального ремонта с учетом глубины карьера, расстояния транспортирования груза, типа покрытия дороги, климатической зоны и числа автомобилей в автохозяйстве. Для автомобилей БелАЗ северного или тропического исполнения при корректировании трудоемкости текущего ремонта природно-климатические условия не учитываются.
Общая продолжительность нахождения автомобиля в техническом обслуживании и текущем ремонте не должна превышать 0 8 дня для автомобилей БелАЗ-540А и 1,0 дня для автомобилей БелАЗ-548А на 1000 км пробега, однако продолжительность простоя может корректироваться в зависимости от климатических условий и пробега автомобилей с начала эксплуатации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система, виды технического обслуживания и ремонта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы