Основные требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей БелАЗ сводятся к следующему: – автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега, а кузов очищен от грунта:
технический уход, ремонтные работы и заправку автомобилей горюче-смазочными материалами производят только при неработающем двигателе;
ручной инструмент должен быть исправном. Нельзя работать гаечными ключами со смятым зевом, так к/к это может привести к травме. По окончании работы ключи и вне инструменты должны быть протерты и уложены в отведенное для них место; – постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта (без принудительного перемещения) автомобиль следует затормозить ручным тормозом и под колеса подложить не менее двух упоров-башмаков (поскольку при неработающем двигателе отсутствует силовая связь между двигателем и колесами). Капот автомобиля должен быть надежно закреплен в поднятом положении; – при проведении работ по проверке технического состояния узлов и агрегатов при работающем двигателе (после выхода автомобиля из ремонта) автомобиль должен быть заторможен ручным и колесными тормозами; – при этом запрещается проводить работы, связанные с перемещением деталей привода переключения передач во избежание случайного включения передачи. Проверка технического состояния автомобиля при работающем двигателе должна производиться на специальной площадке с твердым покрытием, свободной от машин, оборудования и людей.
При демонтажно-монтажных работах необходимо пользоваться специальными приспособлениями, облегчающими снятие, разборку, сборку и установку узлов и агрегатов, а также специальными стрелочными подвесками с исправными и правильно заделанными коушами или крюками. Для поднятия или установки узла необходимо применять кран или автопогрузчик. При снятии главного и бортовых редукторов, цилиндров подвески, ступиц колес или колес следует применять специальные тележки с приспособлениями.
При техническом обслуживании автомобиля с поднятым кузовом необходимо фикаировать последний при помощи двух стопорных шкворней. Запрещается фиксировать кузов в поднятом положении одним стопорным шкворнем (с одной стороны). Во время подъема кузова запрещается находиться вблизи автомобиля сбоку или сзади во избежание травмирования грунтом, налипшим на кузов.
При длительной работе под поднятым кузовом дополнительно к установленным стопорным шкворням необходимо подкладывать под кузов клинья и брусья.
Для подъема переднего и заднего мостов необходимо пользоваться домкратами и для надежной фиксации под поднятый мост или раму устанавливать специальные подставки.
При обслуживании приборов электрооборудования следует отсоединить одну из клемм аккумуляторной батареи. Снимать генератор или стартер можно только вдвоем, пользуясь специальными приспособлениями.
При поточном техническом обслуживании автомобилей на конвейерных линиях обязательно устройство сигнализации, своевременно предупреждающей работающих на линии о моменте начала перемещения автомобиля с поста на пост..
При ремонте цилиндров подвески необходимо соблюдать следующие правила безопасности: – при снятии цилиндра подвески предварительно полностью выпустить газ из верхней и нижней полостей через зарядные клапаны и перед разборкой цилиндра убедиться в отсутствии давления. Для выпуска газа пользоваться специальным штуцером; – открывать зарядные клапаны необходимо с интервалом через три минуты не менее трех раз; – при проверке на герметичность нельзя становиться против пробок, крышек, выходных каналов; перед присоединением редуктора к новому баллону убедиться в маркировке сжатого газа, баллон с газом должен быть хорошо укреплен; отворачивать вентили и соединительные гайки только соответствующими ключами, не допуская их ударов; – перед зарядкой газа в цилиндр убедиться в исправности зарядного приспособления.
Газ из баллона в цилиндр при зарядке подавать плавно через понижающий редуктор. При зарядке цилиндров подвески разрешается пользоваться только исправным приспособлением, которым снабжен автомобиль.
Перемещение заряженного цилиндра подвески должно производиться в вертикальном положении (отклонение от вертикали допускается не более 30—40°).
Категорически запрещается: – отворачивать болты верхней крышки цилиндра при наличии газа в верхней полости; вывертывать зарядные клапаны при наличии газа в цилиндре; – вывертывать заправочный штуцер, предварительно не сняв с него крышку и нижнюю крышку при наличии газа в нижней полости; – заряжать цилиндры кислородом — возможен взрыв!
Работы по снятию и постановке шин и колес должны осуществлять не менее двух человек с применением автопогрузчика. Колеса с автомобиля разрешается снимать только при полностью выпущенном воздухе из шин. При этом автомобиль должен быть надежно закреплен во избежание самопроизвольного перекатывания. При необходимости снятия одного из сдвоенных колес воздух нужно выпустить полностью из обеих шин.
Перед установкой колеса на автомобиль предварительно накачивают шину воздухом до давления 1 даН/см2 и проверяют правильность посадки замочного кольца. После закрепления колеса на ступицу шину, накачивают воздухом до требуемого давления. Допустимое биение колеса по боковине покрышки не должно превышать 8 мм. Транспортируют шины и колеса при помощи автопогрузчика или специального приспособления.
При каждом техническом обслуживании автомобиля контролируют целостность и крепление топливопроводов и маслопроводов двигателя и гидравлической системы рулевого управления и опрокидывающего механизма во избежание нарушения герметичности систем и попадания масла и топлива на раскаленные поверхности выпускных трубопроводов. Не «реже раза в год надо производить полный контроль состояния шлангов и трубопроводов рулевого управления и гидромеханической передачи, а также впускных и выпускных трубопроводов, насосов НШ-46 (НШ-46У) и уплотнительных колец в соединениях этих трубопроводов с насосами. Негодные детали заменять новыми.
При пользовании пусковым подогревателем двигателя нельзя допускать замасливания или подтекания топлива в подогревателе, во время работы подогревателя отлучаться от автомобиля. При работе пускового подогревателя нельзя находиться около него, так как возможен выброс пламени.
В случае возникновения пожара надо немедленно выключить подогреватель и перекрыть подачу топлива к нему.
При замерзании конденсата воздушный баллон и влагомаслоотделитель прогревают тряпкой, смоченной в горячей воде, но не открытым огнем!
При снятии и установке узлов и агрегатов автомобилей БелАЗ следует строго соблюдать правила техники безопасности, в частности: – для снятия редуктора заднего моста автомобиль устанавливают на ровной площадке, под колеса с обеих сторон подкладывают упоры-башмаки, кузов надежно фиксируют в поднятом положении и отсоединяют редуктор от картера заднего моста только после укрепления его в приспособлении для снятия (в работе должно участвовать не менее двух человек); – при снятии и постановке карданного вала автомобиль устанавливают на ровной площадке, колеса расклиниваются, при осуществлении операции применяется специальная подставка или страховка тросом во избежание падения вала (в работе участвуют не менее двух человек); – при снятии и постановке переднего моста автомобиль надежно устанавливается передней частью на подставках (с деревянными прокладками между подставкой и рамой автомобиля), задние колеса расклиниваются с обеих сторон; с автомобиля снимаются передние колеса (с соблюдением правил безопасности при демонтаже шин), из цилиндров передней подвески выпускается газ, под мост устанавливаются специальные подставки; во время отсоединения переднего-моста от рамы он удерживается краном в слегка приподнятом состоянии; работу выполняют два человека под руководством механика или бригадира; – при снятии и постановке передних ступиц проводятся те же подготовительные операции, как при снятии переднего моста; в работе участвуют два человека под руководством бригадира; при снятии ступицы специальным съемником она должна удерживаться краном в подвешенном состоянии; при этом запрещается находиться под стрелой крана в зоне возможного перемещения ступицы; – при снятии и установке гидромеханической передачи необходимо пользоваться чалочными приспособлениями, которые должны удерживать передачу в подвешенном состоянии, при этом трос крана с подвешенной передачей должен находиться в вертикальном положении (работу выполняют два человека под руководством механика); – находиться в зоне действия стрелы крана запрещается; – при снятии и установке вилки заднего моста необходимо строповкой застраховать вилку от возможного падения (в работе участвуют два человека под руководством бригадира); – при выпрессовке пальцев реактивных штанг с помощью специального приспособления запрещается находиться со стороны выпресовываемого пальца и выпрессовывать палец, не установив предварительно шток приспособления строго по оси пальца; работа должна производиться в рукавицах; – снятие и установку бортовой передачи или заднего моста должны производить не менее двух человек под руководством механика. Предварительно под передние колеса автомобиля устанавливаются упоры-башмаки и из цилиндров задних подвесок удаляется газ. Задняя часть рамы автомобиля устанавливается на подставки, опирающиеся на твердое основание (перекос подставок не допускается); – для увеличения трения между подставкой и рамой автомобиля прокладываются деревянные бруски; – при ремонте опрокидывающего механизма кузова (после надежного закрепления кузова в поднятом положении) необходимо обеспечить невозможность падения крышки верхней опоры подпятника, а при снятии цилиндра пользоваться специальным приспособлением; – снимать и устанавливать аккумуляторные батареи необходимо в рукавицах (в работе участвуют два человека), а транспортировать батареи — только на специальных тележках; – при обслуживании автомобиля нужно систематически проверять затяжку пробки сифона масляного бака, так как при разгерметизации в гидросистему попадает воздух, что вызывает нарушение работы рулевого управления и опрокидывающего механизма кузова.
При ремонте двигателей необходимо: – при замене распределительных шестерен и. затягивании гаек крепления шестерен устанавливать клинья во избежание проворачивания, при котором возможно травмирование рук; – при снятии картера маховика и головки блока цилиндров пользоваться тельфером, а при снятии нагнетателя предварительно извлечь вал привода и затем снять нагнетатель (на себя), или осторожно снять нагнетатель с валом; – при снятии крышки клапанов вручную работу производить в рукавицах, согласовывая свои действия с напарником; – соблюдать особую осторожность при опрокидывании двигателя и при вскрытии поддона картера; – при, перемещении двигателя краном (тельфером) не “поднимать его на высоту более 0,5 м от уровня пола, предварительно проверив надежность крепления;
строго соблюдать правила техники безопасности при обкатке двигателя после ремонта.
Доливку в аккумуляторные батареи электролита до необходимого уровня нужно производить водой, а не серной кислотой, так как брызги .кислоты могут вызвать сильные ожоги. Заряжать аккумуляторные батареи следует, сняв их с-автомобиля.
В процессе заправки топливом или маслом емкостей или же проверки их уровня запрещается курить и пользоваться открытым, огнем. Для заправки следует пользоваться заправочными пистолетами. При отсутствии их необходимо применять воронки или закрытые ведра с конусом. Несоблюдение этого требования приводит к пропитке верхней одежды, которая может воспламениться от открытого огня или при .курении.
При заполнении антифризом системы охлаждения нельзя пользоваться шлангами и ни ,в коем случае нельзя допускать засасывания жидкости ртом. Для заправки необходимо применять ведро с конусом.
Перед пуском двигателя следует тщательно осмотреть его и убедиться в отсутствии посторонних предметов на нем и у вентиляторов, а также убедиться в том, что автомобиль заторможен центральным тормозом, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. Пускать двигатель необходимо на малой частоте вращения. После пуска следует прослушать его и, убедившись в нормальной работе, увеличить обороты.
При прогреве масла гидромеханической передачи разрешается включать только третью передачу при включенных колесных тормозах и стояночном тормозе. Давление воздуха в пневматической системе колесных тормозов должно быть не менее 5 даН/см2. Частота вращения двигателя не должна превышать 1200 об/мин. Прогревать гидромеханическую передачу следует на площадке, свободной от людей, механизмов и автомобилей, при этом нельзя производить «а автомобиле какие-либо другие работы.
При ремонте автомобилей запрещается: – пользоваться неисправным инструментом и приспособлениями; – находиться под устанавливаемыми или снимаемыми агрегатами; – проворачивать двигатель стартером при установке или снятии форсунок; – выпресовывать шариковые или роликовые подшипники или втулки ударным способом вместо применения специальных приспособлений; – работать без ограждения вращающихся частей стендов или станков; – устанавливать двигатели и агрегаты на случайных предметах; – работать под машиной в положении лежа без специальных стеллажей; – работать на сверлильном станке в рукавицах; – работать зубилом или крейцмейселем без предохранительных очков; – применять открытый огонь и курить в цехе; – применять переносное освещение напряжением выше 36 В.
При обслуживании и ремонте кузова и кабины необходимо применять подмостки или лестницы-стремянки; производить работу, стоя на случайных подставках запрещается; запрещается применять лестницы-стремянки с набивными (не врезными ступеньками).
При работе с ручным слесарным инструментом запрещается отвертывать гайки при помощи молотка и зубила, ударять молотком по ключу, наращивать ключ другим ключом, ставить подкладки в зев ключа.
При пользовании кран-балкой запрещается подтаскивание груза крюком при косом направлении троса и оставление груза в поднятом положении, а также хождение людей под поднятым грузом и на пути его следования.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сведения из правил техники безопасности и пожарной безопасности"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы