У двигателя автомобиля ЗИЛ-130 система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала и его упорный фланец, опоры промежуточного валика привода распределителя и валика масляного насоса, коромысла клапанов и верхние наконечники штанг, а также толкатели. Все остальные детали смазываются маслом, поступающим при разбрызгивании или самотеком. Наиболее нагруженные стенки цилиндров смазываются маслом, разбрызгиваемым из шатунов.
Двухсекционный шестеренчатый масляный насос закреплен снаружи с правой стороны блока и приводится в действие от распределительного вала через промежуточный валик. Корпус насоса состоит из трех разъемных частей.
Каналом в блоке и трубопроводом насос соединен с неподвижным масло-приемником с сетчатым фильтром, расположенным в масляном поддоне. Верхняя секция насоса, подающая масло в систему смазки двигателя, снабжена плунжерным редукционным клапаном, ограничивающим давление масла в системе не выше 3 кГ/см2. Клапан расположен в средней части корпуса насоса и перепускает масло в случае повышения давления во всасывающую полость секции.
Нижняя секция насоса обеспечивает подачу масла по трубке в масляный радиатор, включаемый краном и расположенный перед водяным радиатором. В секции установлен шариковый перепускной клапан, открывающийся при повышении давления свыше 1,2 кПсм2. Клапан расположен в нижней крышке корпуса насоса.
Очистка масла осуществляется с помощью фильтров грубой и тонкой очистки. Фильтр грубой очистки имеет рукоятку. Оба фильтра установлены в общем корпусе, закрепленном в задней части блок-картера.
Фильтр грубой очистки пластинчатый, снабжен рукояткой для проворачивания фильтрующего элемента. Фильтр включен в магистраль последовательно и снабжен шариковым перепускным клапаном, открывающимся в случае загрязнения фильтра при перепаде давлений 1 кГ1см2. Клапан расположен в крышке корпуса фильтра.
Тонкая очистка масла производится центрифугой, включенной в магистраль параллельно. Ротор центрифуги установлен на стержне на упорном шарикоподшипнике и закрыт колпаком, закрепленным на стержне корпуса гайкой-барашком.
Масло поступает в полость фильтра грубой очистки по каналу, проходит через фильтрующий элемент и по центральному каналу подается в систему смазки. Часть масла при этом ответвляется по каналу в корпусе и проходит через канал центрального стержня в полость ротора центрифуги. В центрифуге масло очищается от мельчайших механических примесей под действием центробежных сил, проходит через сетчатые фильтры 8 в вертикальные колодцы ротора и выбрызгивается из ротора через яшклеры в полость корпуса, вследствие чего ротор приводится во вращение. Очищенное масло сливается обратно в картер. Число оборотов ротора при давлении масла 3 кГ/см2 равно 5000—6000 в минуту.
При работе двигателя масло, засасываемое из поддона (рис. 105) картера через мас-лоприемник верхней секцией насоса, нагнетается по каналу в задней стенке блок-картера в фильтр грубой очистки, поступая по пути к валику масляного насоса. Из фильтра грубой очистки часть масла поступает в фильтр тонкой очистки (центрифугу), откуда очищенное масло сливается в картер, а основная часть масла проходит по каналу в маслораспределительную камеру, отлитую в задней перегородке блок-картера. Из камеры масло поступает в два магистральных канала секций блок-картера, расположенных вдоль толкателей, и смазывает ее.
Из левого магистрального канала масло по каналам в стенках и перегородках картера подается к коренным подшипникам коленчатого вала. По каналам в валу масло через грязеуловители поступает к шатунным подшипникам. В момент совпадения отверстий на шатунных шейках с отверстиями в шатунах масло выбрызгивается на стенки цилиндров.
По каналам из магистрального канала масло подается также к подшипникам распределительного вала. Через отверстия в передней шейке масло поступает к упорному фланцу вала и стекает на распределительные шестерни. Из среднего подшипника через отверстия в средней шейке вала масло пульсирующей струей по каналам в блок-картере и головках и через стойки поступает в полую ось коромысел каждой секции блока. Через отверстия в оси масло проходит ко втулкам коромысел и по каналу в них поступает к регулировочным винтам, обеспечивая смазку наконечников штанг, и стекает по коромыслам на клапаны и механизмы вращения клапанов. Масло, скапливающееся на головке, стекает в поддон по сливным каналам в блок-картере.
Из переднего конца правого магистрального канала масло по трубке подается к воздушному компрессору, откуда стекает по трубке в поддон картера. Все остальные внутренние детали двигателя смазываются маслом, разбрызгиваемым из зазоров коренных и шатунных подшипников при вращении коленчатого вала.
Нижняя секция насоса нагнетает масло по трубке в масляный радиатор, откуда охлаждаемое масло сливается по трубке в поддон картера.
Масляный радиатор включается с помощью крана при температуре воздуха выше 20 °С. Для контроля давления в системе смазки служит датчик, закрепленный на крышке корпуса фильтра грубой очистки, и электрический указатель, установленный на щитке приборов.
Масло заливают в картер двигателя через маслоналивную горловину, закрепленную в верхней передней части блок-картера. Горловина закрыта крышкой и снабжена воздухоочистителем системы вентиляции картера двигателя. Уровень масла проверяют маслоизмерительным стержне, установленным в трубке с левой стороны двигателя.
Вентиляция картера проточная, открытая. Свежий воздух поступает в полость картера через комбинированный воздушный фильтр, расположенный на маслоналивной горловине. Картерные газы отсасываются во впускной трубопровод двигателя по трубке через специальный клапан, регулирующий проходное сечение трубки в зависимости от положения дроссельной заслонки карбюратора и разрежения во впускном трубопроводе. При полном открытии дроссельной заслонки клапан опущен вниз, проходное сечение полностью открыто. При прикрытии заслонки вследствие возрастания разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается и уменьшает проходное сечение. К клапану картерные газы поступают через маслоуловитель, установленный на выходе из внутреннего пространства двигателя.
Система смазки двигателей автомобилей ЗИЛ-133 и Урал-377 имеет аналогичное устройство.
У двигателя автомобилей ЗИЛ-131 и Урал-375 система смазки имеет такие же устройство и действие, как и у двигателя автомобиля ЗИЛ-130.
Несколько изменена форма поддона картера, у которого углубленная часть с расположенным в ней маслоприемником насоса смещена вперед и имеет отъемную крышку, что повышает удобство очистки сетки маслоприемника. На клапане вентиляции картера установлен кран для отключения системы вентиляции, что необходимо в случае преодоления автомобилем глубоких бродов.
У двигателя автомобиля ЗИЛ-111 также применена комбинированная система смазки, но в конструкции ее имеются некоторые отличия.
Шестеренчатый односекционный масляный насос, закрепленный снаружи с правой стороны картера, приводится в действие от шестерни, установленной на заднем конце распределительного вала. В крышке корпуса насоса расположен плунжерный редукционный клапан, отрегулированный на давление 3 кГ/см2.
Через неподвижный маслоприемник насос засасывает масло из поддона картера и нагнетает его через корпус фильтра в камеру, отлитую в задней части блок-картера, откуда масло поступает в два продольных магистральных канала блока. Из этих каналов масло по наклонным каналам подается к коренным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала и к гидравлическим толкателям. По каналам в коленчатом валу масло из коренных подшипников проходит к шатунным подшипникам. Через отверстие в нижней головке шатуна масло периодически разбрызгивается на стенки цилиндров.
Через канал в передней шейке распределительного вала масло поступает к упорному фланцу распределительного вала и цепной передаче. Смазка подшипника промежуточного валика привода распределителя осуществляется из масляной камеры, а валика насоса — из канала, по которому масло нагнетается насосом к фильтру.
Через радиальные каналы в передней и задней шейках распределительного вала масло поступает пульсирующими струями по каналам в блоке и головках и через стойки в каналы полых осей коромысел, а из них ко втулкам коромысел и по каналам в коромыслах к наконечникам штанг. Скапливающееся на головках масло стекает в поддон по сливным каналам в блок-картере.
Масло очищается в фильтре тонкой очистки с картонным фильтрующим элементом. Фильтр закреплен на блоке вверху в задней части. Масло поступает от насоса в корпус фильтра, проходит через фильтрующий элемент и в очищенном виде через центральный стержень сливается в картер.
Из правого магистрального канала масло отводится через кран в масляный радиатор трубчато-пластинчатого типа, откуда охлажденное масло сливается в поддон картера. Масляный радиатор расположен перед радиатором системы охлаждения.
Контроль за работой системы смазки осуществляется с помощью указателя давления, располоя?енного на щитке приборов. Уровень масла в картере проверяется с помощью маслоизмерительного стержня, расположенного с левой стороны двигателя.
Вентиляция картера проточная, открытая. Воздух поступает в картер через воздушный фильтр на маслоналивной горловине. Отсос воздуха из картера осуществляется через маслоуловитель и вытяжную трубку с косым срезом, выведенную под брызговик с правой стороны двигателя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Системы смазки v-образных двигателей автомобилей ЗИЛ и УРАЛ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы