Скорость транспортных средств — важнейшее качество дорожного движения. Увеличение скорости, с одной стороны, улучшает показатели эффективности транспортной работы, с другой стороны, повышает опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия. Эта особенность учтена в «Правилах дорожного движения», согласно которым водитель должен, учитывая все факторы дорожного движения, выбирать скорость, позволяющую ему полностью сохранять возможность управления транспортным средством. Таким образом, водитель при движении постоянно решает задачу выбора оптимальной скорости, исходя из двух главных условий: наименьшей затраты времени на прохождение заданного маршрута и обеспечения безопасности движения. Верхний предел выбора скорости ограничен Правилами в зависимости от основных факторов дорожного движения, что в значительной степени стабилизирует уровень безопасности движения.
Выбор водителем скорости зависит от таких основных факторов, как интенсивность движения, его собственная подготовленность и психофизическое состояние, техническая характеристика и состояние автомобиля, дорожные условия, особенности груза.
Малоинтенсивное движение на дорогах позволяет опытным водителям двигаться с повышенными безопасными скоростями, которые требуют способности водителя перерабатывать увеличенный поток поступающей к нему информации. Опытный водитель может зрительно воспринимать до шести различных объектов за одну секунду, малоопытный — не более трех-четырех объектов. Поэтому если скорость движения не будет соответствовать опыту водителя и интенсивности движения, то часть информации (транспортные средства, пешеходы, дорожные знаки, разметка, сигналы и т. п.) водитель не сможет воспринять и переработать, а значит, принятое им решение и управление автомобилем будут не всегда правильными. Одновременно при выборе безопасной скорости водитель должен таким же образом учитывать уровень своей работоспособности, которая, как было показано в гл. III, зависит от ряда субъективных и объективных факторов.
Технические показатели автомобиля, обусловливающие выбор скорости движения, — это запас его мощности и тормозные свойства. Значительный запас мощности позволяет водителю быстрее разгоняться и освобождать перекресток, быстрее преодолевать подъемы и завершать обгоны. Наиболее важно при выборе скорости учитывать тормозные свойства автомобиля, определяющие возможность снижения его скорости или остановки перед любым препятствием. При этом следует иметь в виду, что тормозные свойства лучше у легковых автомобилей, чем у грузовых, у автомобилей с гидравлическим тормозным приводом, чем с пневматическим, у автомобилей с меньшим разрешенным максимальным весом,, чем с большим, у одиночных автомобилей, чем у автопоездов.
Техническая неисправность автомобиля, возникшая в пути, при которой «Правилами дорожного движения» разрешается следование к месту стоянки, требует в первую очередь снижения скорости движения до предела, позволяющего водителю сохранить при этой неисправности возможность безопасного управления автомобилем.
Особенности груза обязывают водителя учитывать при выборе скорости его характер и расположение на автомобиле. При перевозке тяжеловесных или длинномерных грузов по неровным дорогам с повышенной скоростью крепление груза может ослабнуть под действием сильных толчков. Вследствие этого груз может сместиться, сорваться с места, чем вызвать аварийную ситуацию. Жидкий груз в цистерне при резком разгоне и торможении создает чрезмерную нагрузку на заднюю или переднюю часть автомобиля.
Интенсивное движение на дорогах, характеризуемое значительным количеством транспортных средств, проходящих через данный участок дороги в единицу времени, сильно усложняет вождение автомобиля. Принято считать, что движение становится интенсивным, если через участок дороги проходит 400—500 автомобилей в час. В этих условиях формируется транспортный поток, скорость движения которого определяется интенсивностью и составом потока. Кроме этого, скорость транспортного потока связана с шириной полос движения проезжей части, так как с увеличением скорости возрастают отклонения автомобиля от выбранной траектории его движения. При ширине полосы 3 м безопасная скорость для водителя средней квалификации составляет 50—60 км/ч, вызывающая отклонения от траектории движения не более +0,2 м. На полосе шириной 3,75 м не следует превышать скорость 100—120 км/ч, так как отклонения автомобиля достигают +0,4 м.
Наиболее безопасным является движение со скоростью равной или близкой к скорости транспортного потока. Малоопытные водители при этом не должны препятствовать обгону их более опытными водителями с превышением скорости потока на 10— 15 км/ч.
Дистанция между транспортными средствами должна обеспечивать возможность остановки автомобиля и предотвращения столкновения при торможении впереди идущего транспортного средства. При движении в городских условиях по сухому покрытию безопасная дистанция, выраженная в метрах, должна быть равна не менее чем половине величины скорости движения, выраженной в км/ч. Эта рекомендация относится к автомобилям, близким друг к другу по эффективности торможения. Водитель автомобиля с меньшей эффективностью торможения должен выдерживать дистанцию примерно на 3Q%’ больше рекомендованной; для водителя автомобиля с большей эффективностью торможения допускается такое же уменьшение дистанции. Это относится, .например, к дистанции между легковым и грузовым автомобилями, между автомобилями с гидроприводом тормозов и с пневмоприводом, между одиночным автомобилем и автопоездом.
Движение вне населенных пунктов со скоростями свыше 60 км/ч требует от водителей соблюдения дистанции, которая, будучи выражена в метрах, должна быть равна полному значении) скорости движения, выраженной в км/ч.
На скользком покрытии остановочный путь автомобиля значительно возрастает, поэтому безопасная дистанция должна быть увеличена по сравнению с вышеприведенными рекомендациями. Так, влажное покрытие требует увеличения рекомендованных значений дистанции в 2 раза, при гололеде дистанцию необходимо увеличить в 3 раза.
Безопасную скорость и дистанцию при движении следует поддерживать, используя плавные методы разгона, движения накатом, торможения двигателем и тормозами. Плавный стиль вождения повышает безопасность дорожного движения, так как позволяет его участникам своевременно воспринимать, перерабатывать информацию о движении транспортных средств и готовить ответные управляющие действия. Одновременно при этом уменьшается утомляемость водителя и пассажиров, снижается расход топлива и износ деталей автомобиля. Резкое вождение автомобиля, характеризующееся интенсивными разгонами и торможениями, частными обгонами и переключениями передач, может позволить водителю сократить время прохождения маршрута не более чем на 2—3%. Однако в этих условиях водитель испытывает большое нервное и физическое напряжение, часто создаются аварийные ситуации, ухудшаются топливная экономичность и техническое состояние автомобиля.
Мастерство вождения определяется плавностью изменения скорости автомобиля, что достигается своевременным изменением подачи топлива, переключением передач и отсутствием резких торможений. Вообще, чем реже водитель тормозит, тем выше плавность движения автомобиля и уровень водительского мастерства. Принято считать, что высококлассный водитель на скоростях более 30 км/ч не пользуется тормозами, а, предвидя возможные дорожно-транспортные ситуации, заблаговременно выбирает оптимальную скорость движения и при необходимости снижает ее, двигаясь накатом или притормаживая двигателем.
В городских условиях после трогания с места интенсивность разгона должна соответствовать скорости транспортного потока на полосе движения или характеру движения через ближайший перекресток и расстоянию до него.
При небольшом расстоянии до нерегулируемого перекрестка достаточно сделать разгон на первой передаче и, переведя рычаг в нейтральное положение, двигаться к перекрестку накатом. Правая нога в это время должна находиться на педали тормоза, что позволяет при необходимости обеспечить экстренное торможение. В зависимости от расстояния до перекрестка необходимая скорость может потребовать разгона с переключениями на вторую, третью или четвертую передачу, но подъезжать к перекрестку рекомендуется вышеуказанным способом. Убедившись в безопасности проезда, следует включить соответствующую низшую передачу и, въехав на перекресток, возможно быстрее его освободить.
Подъезжая к регулируемому перекрестку, водитель должен выбирать скорость в соответствии с сигналом светофора или регулировщика. Если в это время зеленый сигнал сменился желтым или желтый сигнал сменился красным, то, учитывая необходимость остановки, следует погасить скорость, двигаясь накатом или притормаживая двигателем либо тормозами. Когда красный сигнал сменился желтым, то на определенном расстоянии от перекрестка можно двигаться, не снижая скорости, так как к моменту въезда на перекресток желтый сигнал сменится зеленым. Если вдали от перекрестка желтый сигнал сменился зеленым, то подъезжать к перекрестку надо с наибольшей безопасной скоростью, чтобы успеть проехать его за время горения зеленого сигнала.
Проезжая мимо остановок общественного транспорта, особенно мимо стоящих на них автобуса, троллейбуса или трамвая, следует при необходимости снизить скорость и быть готовым к экстренному торможению. Это позволит избежать наезда на пешехода, внезапно появившегося на проезжей части из-за стоящего общественного транспортного средства. Такого же правила следует придерживаться, проезжая мимо любого стоящего транспортного средства, из которого к тому же на проезжую часть может выйти водитель или пассажир.
Подъезжая к пешеходному переходу, к скоплению пешеходов на тротуаре или обочине, к зоне расположения детских учреждений, к месту возможного выезда автомобилей специального назначения и к другим участкам дорог с повышенной опасностью для движения, водитель также должен быть готов к снижению скорости и экстренному торможению.
Дорожные условия включают в себя геометрические параметры дорог и их транспортно-эксплуатационные показатели.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Скорость и дистанция при движении"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы