По роду исходного сырья смазочные масла разделяются на:
а) нефтяные; б) растительные и животные; в) синтетические. Для смазки механизмов тракторов и автомобилей применяются масла, получаемые главным образом путем переработки нефти (нефтяные масла).
Автотракторные нефтяные масла разделяют на дистиллатные, получаемые фракционной перегонкой из мазута, и остаточные, получаемые в результате переработки остатков от перегонки мазута.
По способу очистки от нежелательных примесей (асфальтосмолистых веществ, сернистых соединений и некоторых других) нефтяные масла относят к трем группам:
1) кислотно-щелочной очистки; 2) кислотно-контактной очистки; 3) селективной очистки.
В процессе приготовления масла того или иного сорта часто смешивают отдельные масляные фракции, чтобы обеспечить маслу свойства, установленные стандартом.
На основе требований, предъявляемых к маслам, приняты следующие важнейшие показатели оценки качества масел.
Вязкость масла (как и дизельного топлива) измеряется в единицах условной, динамической и кинематической вязкости.
Условная вязкость выражается в условных градусах (°ВУ). Она определяется (ГОСТ 6258-52) как отношение времени истечения из стандартного вискозиметра 200 см3 испытуемого масла при заданной температуре (обычно 50° или 100 °С) ко времени истечения такого же объема дистиллированной воды при температуре 20 °С. Ввиду того что условная вязкость не выражает истинной вязкости, в стандартах на масла указывается, как правило, вязкость кинематическая. Для перевода одних единиц вязкости в другие существуют формулы, таблицы и графики,
Вязкость всех масел при понижении температуры возрастает, а с повышением — уменьшается. Чем меньше масло меняет свою вязкость с изменением температуры, тем выше его качество.
Вязкостно-температурные свойства масел нормируются по стандарту величиной кинематической вязкости при 100 °С и максимально допустимым отношением кинематической вязкости при 50 °С к кинематической вязкости при 100 °С, а для зимних масел — дополнительно предельным значением кинематической вязкости при 0 °С.
Химическая стабильность масла характеризует стойкость масла против окисления кислородом воздуха.
Термоокислительной стабильностью масла называется способность масла, покрывающего тонким слоем металлическую поверхность и подвергающегося действию высокой температуры и кислорода воздуха, сопротивляться превращению в лаковую пленку.
Чем выше термоокислительная стабильность, тем меньше вероятность образования лаковой пленки (тонкого прочного лакоподобного слоя углеродистых веществ) на поршне и поршневых кольцах.
Моющие свойства масла характеризуют способность масла препятствовать образованию смолистых и других продуктов окисления и отложению этих веществ на поршне и поршневых кольцах.
Коксуемость масла определяет способность масла образовывать углистый осадок — кокс, получаемый во время испарения и разложения масла при высокой температуре без доступа воздуха. Коксуемость характеризует степень очистки масла от асфальтосмолистых веществ. Чем хуже очищено от них масло, тем выше его коксовое число.
Зольность масла характеризует содержание в масле солей органических и минеральных кислот и других несгораемых веществ. Повышенная зольность масла недопустима, потому что она усиливает износ деталей и повышает твердость нагара.
Коррозионное действие масла обусловлено теми же причинами, что и у топлива. Оно вызывает разрушение и повышенный износ деталей. Особенно быстро разрушаются вкладыши подшипников коленчатого вала, изготовленные из сплавов цветных металлов. Коррозионные свойства масел оцениваются кислотным числом, реакцией водной вытяжки и коррозионной агрессивностью по Пинкевичу (испытанием на коррозию металлических пластинок).
Температурой вспышки называется температура, при которой пары нагретого масла образуют с воздухом горючую смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Температура вспышки характеризует интенсивность испарения масла и частично его фракционный состав. Чем ниже температура вспышки, тем больше в масле легко испаряющихся и легко кипящих фракций, которые во время работы двигателя будут испаряться и выгорать. Поэтому, при прочих равных условиях, лучшим будет то масло, у которого температура вспышки выше.
Температурой застывания масла называется температура, при которой масло теряет подвижность. Для облегчения пуска холодного двигателя и прокачки масла через маслопроводы, каналы и зазоры температура масла должна быть не менее чем на 20° выше температуры застывания.
Механические примеси и вода в масле недопустимы. Механические примеси в масле увеличивают износ деталей, нагароотложение и засоряют фильтры. Вода в масле способствует коррозии деталей и, образуя пену, затрудняет подачу масла к смазываемым поверхностям.
Присадки. Для улучшения эксплуатационных свойств масла в него добавляют в небольших количествах присадки. Например, вязкостные — повышающие вязкость масла и улучшающие его вязкостно-температурные свойства, депрессорные — понижающие температуру застывания масла, антикоррозионные—-уменьшающие коррозию металлов, противо-износные — повышающие смазочные свойства масла, многофункциональные — обладающие способностью улучшать два или несколько показателей. В большинстве случаев в масло добавляют несколько (комплекс) присадок, улучшающих разные эксплуатационные свойства масел. Количество их в масле может достигать 10%.
Для смазки карбюраторных двигателей применяются масла: АС-6 (М6Б), АС-8 (М8Б), АС-10 (MlОБ) — ГОСТ 10541—63 и АСп-6 (М6Б), АСп-10 (М10Б), АКЗп-6 (М6Б), АКЗп-10 (М10Б), АДп-10 (М10Б), АК-15—ГОСТ 1862—63; для смазки дизелей — дизельные масла: Дп-8, Дп-11, Д-11 и Дп-14—ГОСТ 5304—54, ДС-8 (М8Б и М8В) и ДС-11 (М10Б)—ГОСТ 8581—63. Марки масел расшифровываются следующим образом. Первая буква указывает на назначение масла: А — автотракторное, Д — дизельное; вторая — на способ очистки данного масла: С—селективной очистки; К — сернокислотной очистки; буква 3 означает, что масло изготовлено путем добавления специальной присадки, дающей возможность маслу лучше сохранять нормальную вязкость при понижении температуры; буква п — что масло содержит моющую, антиокисли-тельную или комплексную присадку, а цифра — это вязкость масла в сантистоксах {сст) при 100° С. В скобках дано обозначение масла по новой классификации, введенной с 1963 г. Буква М обозначает, что масло моторное, цифра — вязкость в сантистоксах при 100° С, а буквы Б и В — группу масла. Масло группы Б применяется для карбюраторных двигателей и дизелей, работающих на топливе с содержанием серы до 0,2%, а группы В — для дизелей, работающих на топливе с содержанием серы до 1%.
Для смазки можно применять только те сорта масел, которые рекомендованы заводом, выпустившим трактор или автомобиль. Заводы иногда рекомендуют масла, изготовленные в соответствии с межреспубликанскими (МРТУ) или временными (ВТУ) техническими условиями.
Летом применяются более вязкие, а зимой менее вязкие сорта масел. Загущенные масла АКЗп-6 и АКЗп-10 используются преимущественно зимой для смазки карбюраторных двигателей, так как обеспечивают легкий и быстрый пуск.
Для смазки механизмов силовой передачи и управления тракторов и автомобилей предназначены трансмиссионные масла. Условия работы трансмиссионных масел значительно отличаются от условий работы масел в двигателях. В зубчатых передачах трансмиссионное масло подвергается давлению в 25—40 тыс. кГ/см2. Чтобы при таком давлении обеспечить надежный слой смазки между зубьями, масло должно обладать высокой маслянистостью и вязкостью. ‘
Однако чрезмерно высокая вязкость (особенно при низких температурах) приводит к значительному увеличению мощности двигателя, затрачиваемой на преодоление сопротивлений в механизмах силовой передачи.
Так как температура масла в механизмах силовой передачи относительно невысока (45—50°С), то показатели, характеризующие противо-окислительную устойчивость масла при повышенных температурах, значения не имеют.
Трансмиссионное масло должно иметь низкую температуру застывания, соответствующую условиям работы трактора или автомобиля при низких температурах.
В качестве трансмиссионных масел широко применяют вязкие остаточные масла очень неглубокой очистки или даже неочищенные. Для повышения прочности масляной пленки в трансмиссионные масла добавляют присадки.
Для механизмов силовых передач тракторов и автомобилей рекомендуются масла ТАп-10 и ТАп-15 (ГОСТ 8412-57). Обозначение масел имеет следующую расшифровку: Т — трансмиссионное; А — автомобильное; п — присадка; цифра — вязкость масла в сантистоксах при 100° С. Масло ТАп-15 — всесезонное. Его можно применять круглый год в тех районах страны, где температура воздуха в зимнее время не ниже —30° С. В районах с более низкими, температурами воздуха нужно применять масло ТАп-10.
Для механизмов силовой передачи тракторов предназначается также трансмиссионное тракторное масло с присадкой ЭФО (ВТУ № 381-90-67).
Для смазки шестерен гипоидных передач легковых автомобилей следует применять масло по ГОСТ 4003—53, а в гипоидной передаче автомобиля ГАЗ-53А — масло ТС-14,5 с присадкой хлорэф 40 (ТУТНЗ 128—63).
В коробках передач и рулевых управлениях многих автомобилей нужно использовать масло по ГОСТ 4002-53.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазочные масла и их свойства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы