Техническое обслуживание (ТО) машин проводится в принудительном порядке в сроки, указанные в «Рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин» или в заводских инструкциях. Состав работ, входящих в очередное мероприятие по техническому обслуживанию, приводится в специальных заводских инструкциях, прикладываемых к паспорту машины.
Подъемно-транспортное оборудование. При техническом обслуживании подъемно-транспортного оборудования особое внимание следует обращать на контроль стальных канатов и уход за ними.
При контроле стального каната определяют степень его износа, величину коррозии проволочек, количество обрывов проволочек и прядей. Количество обрывов проволочек измеряют на длине одного шага свивки путем визуального осмотра. Допускаемое число обрывов регламентировано нормами Госгортехнадзора, которое устанавливают в зависимости от конструкции каната, типа свивки и отношения диаметра барабана к диаметру каната.
Например, для каната с органическим сердечником при односторонней свивке конструкции 6Х 19= 114 и отношении диаметров, равном 6, допускается 6 обрывов; для канатов крестовой хвивки с органическим сердечником конструкции 6X61=366 и отношении диаметром свыше 7 число обрывов может доходить до 40. При контроле канатов, используемых в машинах, связанных с подъемом людей, нормы браковки снижаются в два раза. При наличии поверхностного износа и слоя коррозии допускаемое количество обрывов проволочек уменьшается на определенную величину, зависящую от степени уменьшения диаметра проволочек и колеблющуюся от 15% при величине износа 10% до 50% при износе 30% и более.
Во избежание раскручивания стальных канатов при рубке их концы следует обматывать мягкой проволокой на длину 1—2 диаметра по обе стороны от намеченного места рубки (рис. 192). Рубить канат следует только острым кузнечным зубилом на стальной массивной подставке. При перемотке канатов следует избегать появления петель и заломов, которые могут привести к резкому снижению их прочности (рис. 193).
Рис. 192. Подготовка стального каната к рубке:
I—IV последовательность обмотки каната, V — канат, подготовленный к рубке; d — диаметр каната; 1 — обмоточная проволока, 2 — канат
Периодичность смазывания стального каната в зависимости от условий его работы колеблется в пределах от 1 раза в 5 дней до 1 раза в 10 дней при смазывании маслами и от 1 раза в 15 дней до 1 раза в 30 дней при применении пластичных смазывающих материалов.
В ежедневное обслуживание (ЕО) грузоподъемных механизмов, которое является обязательным и не планируется, помимо общего осмотра входит проверка грузозахватных и чалочных приспособлений. При обнаружении дефектов следует тут же сообщать о них лицу, ответственному за подъемные работы. В состав ЕО также входит испытание грузоподъемного механизма до работы в соответствии с действующей инструкцией Госгортехнадзора. Грузоподъемные краны должны быть снабжены заполненными сменными журналами приема и сдачи, а также инструкциями и исправным инвентарем для проведения ТО.
В процессе ЕО необходимо тщательно контролировать тормозные устройства.
Для примера ниже приведены типовой состав и последовательность работ по ежедневному обслуживанию подъемников, занимающему 15 мин. Сюда относятся очистка опорной рамы, грузовой лебедки и грузовой платформы от грязи, льда и снега; проверка количества и качества смазочных материалов во всех сборочных единицах, доступных внешнему осмотру, контроль состояния и мест крепления канатов; внешний осмотр деталей ловителей; наружный контроль электроаппаратуры и проводки; контроль работы конечных выключателей. После, первых подъемов грузов контролируют работу тормозов и, если надо, регулируют их.
Рис. 193. Способы размотки стального каната: а — правильный, б — неправильный; 1 — катушка, 2 — канат
Техническое обслуживание (ТО) легких кранов и подъемников включает в себя проведение следующих видов работ: – очистку и мойку основных сборочных единиц механизмов (двигателя, передач, тормозов, блоков, канатов, направляющих, грузозахватных устройств); – контроль технического состояния рельсовых путей (для самоходных подъемников), тормозов, канатов, передач, двигателей, грузозахватных устройств; – контроль крепежных, шпоночных и шлицевых соединений; – проверку подтекания масла из редукторов; – смазывание сборочных единиц согласно указаниям, содержащимся в карте и таблице смазывания.
Ниже приведен типовой состав работ по техническому обслуживанию подъемника ТП-3, занимающему около 1 ч и проводящемуся через каждые 100—120 маш-ч работы.
Помимо работ по ЕО сюда входят следующие мероприятия: – проверка канатов по нормам Госгортехнадзора, смазывание канатов; – проверка работы ловителей (без груза); – контроль и затяжка крепежных соединений; – проверка крепления оттяжек; – смазывание деталей и сборочных единиц в соответствии с указаниями таблицы и карты смазывания.
Сезонное техническое обслуживание помимо ЕО и ТО включает в себя частичную разборку и промывку редукторов с соответствующей сменой смазочных материалов, осмотр закрытых зубчатых зацеплений, сборку редукторов, подкраску металлоконструкций, ремонт кожухов электродвигателей и тормозов.
В ленточных конвейерах дополнительно контролируют состояние, натяжение и центрирование ленты, а также проверяют состояние приводных и натяжных барабанов.
Машины дли приготовления и укладки бетонных смесей и строительных растворов. Характерной особенностью эксплуатации машин этого типа является их стационарное размещение в закрытых помещениях.
Операции ЕО этих машин включают в себя очистку и промывку их емкостей от остатков раствора и бетона в конце работы, проверку общего технического состояния машин путем испытания всех механизмов на холостом ходу, смазывание сборочных единиц и деталей, предусмотренное инструкцией.
Операции ТО машин этого типа помимо работ ЕО включают в себя регулирование фрикционных муфт и тормозов, проверку натяжения цепных и ременных передач, контроль состояния зубчатых передач и подъемных канатов скиповых подъемников, подтягивание болтовых креплений, внешний осмотр состояния электроаппаратуры и проводки, проверку подтекания в гидроаппаратуре. В правильноотрезных станках дополнительно контролируют состояние режущих граней отрезных инструментов и регулируют положение правильных барабанов.
Ручные машины. Их техническое обслуживание сводится к регулярному смазыванию, очистке от грязи и пыли, проверке электропроводки для машин с электроприводом и шлангов для машин с пневмоприводом.
Электрооборудование. Его техническое обслуживание заключается в. очистке от пыли и грязи, зачистке контактов, проверке изоляции и смазывании трущихся механических частей. Для проведения контрольных операций применяют комплекты аппаратуры, включающие в себя* вольтметры, омметры, амперметры, пробники и контрольные лампы, тахометры и некоторые другие приборы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Содержание технического обслуживания основных групп строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы