При комплектовании агрегата следует учитывать необходимость получения высокого качества данной технологической операции и наиболее полное использование тяговых и скоростных возможностей трактора. Трактор в агрегате должен работать с нагрузкой, близкой к номинальной. Правильный подбор необходимого количества машин и выбор оптимальной скорости движения позволяют при хорошем качестве получить наибольшую производительность.
Скорость движения агрегата устанавливают по агротехническим требованиям, обусловленным зональными особенностями и конкретными условиями работы агрегата на загонке. Можно рекомендовать следующие скоростные диапазоны на основных технологических операциях, в пределах которых может быть достигнуто сохранение установленных показателей по качеству.
Широта скоростных диапазонов для ряда операций требует тщательного подбора рабочих скоростей в каждом конкретном случае.
При известном диапазоне рекомендуемой скорости движения агрегат комплектуют с учетом основных эксплуатационных свойств трактора и сельскохозяйственных машин.
Если состав агрегата определяется конструкцией машины, например глубокое рыхление навесным глубокорыхлителем КПГ-2-150, то при заданной глубине обработки и известном удельном сопротивлении почв находят среднее сопротивление агрегата. После этого остается подобрать рабочую передачу и скорость движения.
Если в состав агрегата могут входить несколько машин, то количество их подбирают двумя способами:
а) опытным путем;
б) расчетным.
В первом случае агрегат составляют на основе накопленного опыта, а для новых тракторов и машин — на основании заводских инструкций или справочных рекомендаций. Выбрав сцепку, присоединяют к ней машины, и агрегат проверяют в работе. На принятой передаче,
соответствующей заданному диапазону скоростей, определяют загрузку двигателя трактора. Последнее возможно по показаниям специального прибора, расположенного в кабине (например, по показаниям тахоспидометра на тракторе Т-150, который показывает частоту вращения двигателя). При отсутствии подобных приборов степень загрузки двигателя проверяют путем перехода на высшую передачу. Если на более высокой передаче двигатель работает нормально, то, следовательно, он до этого был недогружен. Следует увеличить количество машин в агрегате, пока не будут достигнуты необходимые показатели. При перегрузке двигателя количество машин соответственно надо уменьшить.
Однако при опытном способе теряется слишком много времени. Поэтому удобнее предварительно определить число машин в агрегате расчетным методом, а затем, после проверки агрегата в работе, внести уточнения.
При составлении простого агрегата поступают следующим образом.
1. Для прицепного агрегата в принятом диапазоне скоростей движения выбирают две-три передачи и соответствующие им номинальные значения крюковых усилий (из тяговых характеристик трактора).
Для того чтобы агрегат передвигался по полю без перекосов, нужно так присоединить все машины, чтобы они располагались симметрично по отношению к его продольной оси, а направление линии тяги совпадало с направлением движения. Для этого на основном брусе сцепки размечают точки присоединения машин. Разметку ведут от середины бруса сцепки (от продольной оси агрегата). При нечетном количестве машин в ряду одну из них присоединяют к середине тягового бруса, другие — по обе стороны от нее, каждую на расстоянии, равном захвату машины (с учетом размера стыкового междурядья). При четном количестве машин от середины бруса в обе стороны отмечают расстояние, равное половине захвата машины, а дальше метки наносят через расстояния, равные захвату машины. При эшелонированном агрегатировании в первом ряду размещают большее число машин, во втором — меньшее. Этим уменьшают число удлинителей, с помощью которых крепят машины второго ряда, что облегчает поворот агрегата.
При неточном размещении машин по фронту сцепки неизбежны перекосы, что может вызвать резкое ухудшение качества работы; возможны также поломки машин.
Большое влияние на устойчивость хода агрегата оказывает расстановка рабочих органов каждой машины (для секционных машин — каждой отдельной секции) на одинаковую глубину хода. Если у одной машины рабочие органы идут глубже, а у другой мельче, то, помимо ухудшения равномерности хода по глубине, возникающее у них различное сопротивление вызывает перекос агрегата, нарушает его прямолинейное движение.
К недостаткам такого движения можно отнести:
а) потери скорости и производительности за счет удлинения фактически проходимого пути и дополнительные затраты топлива;
б) ухудшение условий качения агрегата на криволинейных участках в результате сдвига почвы и образования более глубокой колеи, что приводит к дополнительным затратам энергии на деформацию почвы и увеличению сопротивления передвижению;
в) увеличенный износ ходового аппарата, механизма управления поворотом и рабочих органов;
г) ухудшение качества работы;
д) утомляемость тракториста при выправлении искривленного пути.
Для повышения производительности и улучшения качества работы агрегатов (особенно посевных) их оборудуют маркерами и следоуказателями. С помощью маркеров прокладывают на почве след для последующих проходов агрегата таким образом, чтобы стыковые междурядья были одинаковыми с основными. Следоуказатель помогает водителю вести агрегат по следу маркера, а также способствует уменьшению вылета маркера. Вылет маркера — расстояние от крайнего рабочего органа агрегата до диска маркера, рбразующего след. При выборе размера следоуказателя нужно учитывать, что его нельзя устанавливать далеко от трактора. Угол зрения водителя (угол между направлением движения и линией, соединяющей глаз водителя с концом следоуказателя) не должен превышать 45°. Иначе упадет точность вождения агрегата по следу маркера, значительно возрастет утомляемость водителя.
В зависимости от способов движения агрегаты оборудуют либо двумя маркерами — правым и левым, либо одним левым. При челночном способе движения нужно иметь два маркера, а при движении типа «враз-вал» — один левый.
В настоящее время не все агрегаты оборудованы маркерами и следоуказателями промышленного производства. Часто механизаторы изготовляют их сами. Конструкции маркеров должны быть просты, надежны и удобны в работе — включаться и выключаться без остановки агрегата. Из многих различных конструкций маркеров наиболее перспективны гидрорычажные, кулисно-рычажные и гидравлические штанговые с жесткими раскосами, управление которыми осуществляется из кабины тракториста.
Рис. 1. Схема маркеров:
а — гидрорычажный: 1 — поперечный вал; 2 — кронштейн; 3 — упор; 4 — косынка крепления штанги; 5 — штанга маркера; 6 — раскос; 7 — диск; б — кулисно-рычажный: 1 и 2 — маркеры; 3 — блок; 4 — кулиса; 5 — гидроцилиндр; 6 — рама сцепки; 7 — кронштейн; 8 — тросс; 9 и 10 — упоры; 11 — коромысло.
После составления агрегата его работу проверяют на загонке путем двух контрольных проездов. При необходимости проводят дополнительные регулировки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Составление машинно-тракторных агрегатов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы