Разработка забоев многоковшовыми экскаваторами производится в различных условиях разными способами.
По расположению ковшовой рамы при начале разработки каждой новой линии забоя различают работу с черпанием из глубины выемки и черпанием сверху откоса.
По способу перемещения ковшовой рамы в рабочем положении черпание (бывает радиальным или параллельным.
При черпании из глубины выемки экскаватор располагается на поверхности карьера над разрабатываемой толщей глин. Ковшовая рама экскаватора при этом устанавливается под некоторым углом наклона к горизонту (постоянным или меняющимся), ниже плоскости поверхности карьера.
Рис. 1. Положение ковшовой рамы экскаватора при радиальном способе черпания из глубины выемки: а, б, в—различные пласты глин; 1 — шаг передвижки пути экскаватора.
Ппи этом ковши снимают с наклонной поверхности забоя небольшой слой глины в 5—10 см или, как говорят, срезают стружку. У экскаваторов с емкостью ковшей 30—50 л глубина резания (толщина стружки) не должна быть более 5—6 см.
После очередного срезания стружки во время продвижения экскаватора в одну сторону забоя необходимо опустить ковшовую раму в глубь забоя на величину, равную толщине срезаемой стружки. При радиальном способе черпания это перемещение рамы вниз осуществляется за счет некоторого вращения ее вокруг шарнирной оси, которая соединяет рабочую часть ковшовой рамы с ее плечом—частью рамы, лежащей в проеме кабины. Свободный конец ковшовой рамы при этом описывает как бы дугу окружности радиусом, равным длине рамы от шарнирного соединения. Это и дало основание называть такой способ перемещения рамы радиальным.
При каждом новом опускании рамы ковши углубляются в поверхность забоя и, двигаясь в сторону экскаватора, уносят срезаемую глину вверх к цепным блокам, где и сбрасывают ее в бункер.
Каждый раз после снятия стружки со всей поверхности забоя конец ковшовой рамы все более и более углубляется в забой, и рама по отношению к горизонту составляет все больший угол. Наконец, когда угол наклона поверхности забоя достигнет установленного предела, ковшовая рама займет предельно наклонное положение.
Для дальнейшей разработки забоя экскаватор необходимо переместить вместе с рельсовым путем на некоторое расстояние (на шаг передвижки) в сторону от линии выработанного забоя. Ковшовую раму поднимают, и экскаватор отодвигают. После передвижки пути экскаватора от линии забоя по всему фронту ковшовую раму опускают до соприкосновения ковшей с разрабатываемой поверхностью, и работа возобновляется.
Когда склон выработки достигнет предельного угла откоса, экскаватор снова перемещают в сторону от выработки, и рабочий ‘цикл повторяется в той же последовательности.
Этот способ разработки забоя с радиальным черпанием совершенно непригоден при разработке толщи глин, состоящей из разнородных пластов. Из рис. 1 видно, что пласты глины разрабатываются при таком способе перемещения ковшовой рамы поочередно: сначала верхний пласт а, затем-средний пласт и наконец, нижний в с небольшой по количеству примесью ‘глин двух верхних пластов.
Составление однородной шихты при таком способе добычи глин сильно затрудняется. Точнее говоря, шихтование производится с огромными колебаниями составляющих шихту компонентов, что ухудшает качество кирпича.
Колебания качественных показателей продукции в таких условиях будут весьма значительны, начиная от линейных размеров и кончая показателями механической прочности, водопоглощения и морозоустойчивости. Кроме того, при столь непостоянной по составу шихте в условиях завода с искусственной сушкой сырца трудно установить также оптимальный режим сушки.
Иначе обстоит дело при разработке забоя с параллельным перемещением ковшовой рамы. При параллельном черпании угол наклона ковшовой рамы постоянен и соответствует предельному углу откоса разрабатываемой поверхности забоя. Черпание происходит одновременно со всех горизонтов залегания, что при разнородных глинах обеспечивает подачу в цех формовки сырья, содержащего глину всех слоев данного залегания.
Смесь глин все время имеет постоянный состав, и различные слои входят в нее в количествах, пропорциональных мощности пластов залегания.
Параллельное перемещение ковшовой рамы возможно при условии применения специального промежуточного звена рамы, которое вставляется между ее рабочей частью и плечом, покоящимся в проеме кабины. Звено это представляет собой отрезок ковшовой рамы и соединяется своими концами на шарнирных осях с обеими частями ковшовой рамы. Длина этого звена является производной от величины шага передвижки экскаватора.
На рис. 2 показано положение промежуточного звена перед началом очередной разработки новой линии забоя. После передвижки экскаватора звено находится в горизонтальном.
Рис. 2. Разработка забоя с параллельным перемещением ковшовой рамы: а, б, в—различные пласты глины.
При таком положении рамы выработка забоя с данной линии движения экскаватора закончена. Промежуточное звено после этого подтягивается лебедкой экскаватора в исходное горизонтальное положение, причем ковшовая рама (ее рабочая часть) при подъеме звена отходит от поверхности разработки.
Путь экскаватора перемешается в сторону от линии выработанного забоя на длину промежуточного звена так, чтобы ковши приблизились вплотную к поверхности склона забоя, и рабочий цикл добычи начинается снова.
При черпании сверху откоса способы перемещения ковшовой рамы для углубления в разрабатываемую поверхность re же, что и при черпании из глубины выемки, т. е. радиальным и параллельный.
При черпании в таком положении ковши срезают глину лишь с верхней кромки забоя, причем одновременно черпают глину только один-два ковша. Вместе с тем, благодаря большому углу наклона рамы и ковшей (в сторону открытой части ковша) последние сбрасывают зачерпнутую глину, особенно, если она недостаточно вязка, тут же перед стенкой (уступом) забоя, образуя навал из глины.
По мере опускания ковшовой рамы и углубления ее в забой навал этот увеличивается до тех пор, пока между уступом забоя и экскаватором создастся покатая насыпь такой высоты, при которой ковши смогут увлекать глину с поверхности этой насыпи. С этого момента экокаватор начинает черпание с полной производительностью, снимая глину как с целика забоя, так и с поверхности навала. Далее разработка продолжается до тех пор, пока ковшовая рама не примет горизонтального положения, т. е. не выберет весь полезный слой. После этого ковшовую раму поднимают, пути экскаватора перемещают возможно ближе в сторону забоя и цикл разработки повторяется.
Рис. 3. Разработка забоя сверху откоса при радиальном перемещении ковшовой рамы.
Легко заметить, что этот способ разработки имеет еще больше недостатков, нежели радиальный, при работе из глубины выемки. При радиальном черпании из глубины выемки главным недостатком является невозможность черпания глины со всей поверхности забоя сразу, а при радиальном черпании сверху откоса к этому прибавляется еще необходимость предварительной подготовки склона путем сбрасывания глины на основание забоя в навал. Такая подготовка занимает до 20% полезного времени и снижает производительность экскаватора. Следовательно, радиальный метод разработки забоя при черпании сверху откоса крайне нецелесообразен.
На рис. 4 указаны положения ковшовой рамы и склона забоя при работе экскаватора сверху откоса с параллельным перемещением рамы.
Параллельное перемещение ковшовой рамы в рабочем со— оянии при черпании сверху откоса осуществляется так же и при черпании из глубины выемки, т. е. при помощи промежуточного звена ковшовой рамы.
Рис. 4. Разработка забоя сверху откоса с параллельным перемещением ковшовой рамы.
Кроме того, раму можно перемещать, поднимая и опуская ее нерабочее плечо (часть рамы, находящаяся в проеме кабины), установив для подъема рамы дополнительную ручную лебедку, или используя основной подъемный механизм. Шаг полного перемещения рамы в этом случае будет невелик. Применив промежуточное звено, можно получить больший шаг перемещения рамы и, следовательно, сократить частоту передвижения экскаватора и его пути.
Необходимо остановиться еще на одной характерной особенности при черпании из глубины выемки. В большинстве случаев на кирпичных заводах применяются экскаваторы с прямой ковшовой рамой без планирующего звена. Разработка забоя экскаватором, имеющим такую рам>, не дает возможности полностью выбрать полезное ископаемое со дна выработки. На рис. 33 показано дно котлована карьера после разработки его экскаватором с прямой ковшовой рамой.
Прямая рама, совершая цикл рабочих перемещений при углублении в поверхность забоя, после каждого цикла оставляет на дне выемки гребни нетронутой глины во всю длину Фронта забоя. Гребни эти тем больше, чем значительнее величина шага передвижки экскаватора. В тех случаях, когда нижний пласт добываемой глины представляет собой полезное ископаемое, такие потери особенно нежелательны. Вообще же такой порядок разработки является хищническим и не может оыть оправдан ни с какой стороны.
Этот отрезок закрепляется неподвижно или шарнирн на конце ковшовой рамы, под некоторым углом к ней. Конце° вой барабан (турус) переносится вместе с натяжным механизмом для ковшовой цепи на конец планирующего звена.
На ось шарнира, соединяющего звено с рамой, свободно надевают два ролика с широкими ободами для направления обеих ветвей ковшовой цепи при переходе их из направляющих планирующего звена в направляющие прямой рамы. Шарнирное соединение звена с прямой рамой делается из соображений удобства изменения угла наклона звена по отношению .к раме в случае изменения углов наклона черпания.
Рис. 4. Разработка забоя с черпанием из глубины выемки. Ковшовая рама экскаватора не имеет планирующего звена.
Так, при угле наклона черпания в 45° внутренний угол между ковшовой рамой и планирующим звеном должен быть:
180°—45°= 135°; при угле склона выработки в 55° этот угол составит:
180°—55°= 125°;
при пологом черпании, с углом откоса забоя в 35р, звено и рама образуют угол:
180°—35р— 145°.
Таким образом, внутренний угол, составляемый ковшовой рамой и планирующим звеном, всегда будет дополнительным углом до 180° к тому углу наклона, при котором ведется разработка данного забоя. Длина же звена не зависит от угла откоса забоя и равна величине шага передвижки экскаватора.
Планирующее звено, как показывает само название, при лредельных положениях ковшовой рамы в забое зачищает дно выемки, снимая гребни невыбранной глины, т. е. планирует дно котлована.
Из сказанного выше необходимо сделать следующий вывод.
цпи разработке карьера с черпанием из глубины выемки – ппальный способ перемещения ковшовой рамы можно допу-I’-‘nTb лишь при разработке залежей однородных глин. Неоднородные глины должны разрабатываться при параллельном черпании. В том и другом случаях нужно применять планирующее звено во избежание потерь глины на дне котлована.
“ Радиальное черпание при разработке забоя сверху откоса совершенно недопустимо вследствие больших потерь рабочего времени машины на подготовку откоса.
Несоблюдение этих условий неминуемо приведет к снижению продуктивности работы карьера как с точки зрения количества добычи, так и с точки зрения качества добываемого сырья.
Руководители карьера должны обеспечить работу экскаватора с максимальной производительностью и наилучшие условия для добычи сырья, содержащего глины разрабатываемых пластов в таких пропорциях, которые позволяют сохранять постоянство заданного состава шихты.
Какова зависимость между возможной глубиной (высотой) черпания многоковшового экскаватора и длиной рабочей части ковшовой рамы?
При среднем угле откоса выработки в 45° по длине рабочей части ковшовой рамы (от шарнирного соединения рамы с ее плечом до конца ковша на натяжном барабане) легко определить возможную глубину черпания и, наоборот, по заданной глубине черпания определяется необходимая длина рабочей части ковшовой рамы.
На строке, соответствующей этому показателю, подбираем число, близкое заданной длине рамы, т. е. числу 12. На пересечении с вертикальной графой 7 стоит цифра 11, а в следующей графе 8—цифра 12,5. Таким образом, искомая глубина черпания лежит между 7 и 8 м, ближе к 8 м.
Угол откоса выработки на карьерах устанавливается лицами, руководящими разработками, и утверждается главным: инженером завода на основании действующих правил техники безопасности при эксплуатации карьеров, а также с учетом свойств, характеризующих устойчивость разрабатываемых по род.
Превышение установленного предельного угла откоса может вызвать оползание породы со склона выработки. При этом не исключена возможность падения экскаватора в выемку (при черпании из глубины выемки), что неизбежно приведет к поломке машины и тяжелым увечьям рабочих, обслуживающих экскаватор.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Способы разработки забоя"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы