Строительство складов и оснащение их современными средствами механизации и автоматизации требуют значительных капитальных вложений. Для заданной грузопереработки обычно намечают несколько возможных вариантов комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Затем делают подробный технико-экономический расчет каждого варианта и выбирают наиболее рациональный.
Методика определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений устанавливает единые принципы определения экономической эффективности, а именно: технико-экономическое обоснование выбора наилучших вариантов создания
и внедрения новой техники; отражение показателей экономической эффективности в нормах, нормативах и показателях планов предприятий, объединений, министерств, ведомств и народного хозяйства в целом; расчет фактической эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений; расчет размера премий за создание и внедрение новой техники и вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; совершенствование ценообразования.
Методика обязательна для всех министерств и ведомств, которые могут разрабатывать частные методики, учитывающие особенности отрасли, но обязательно согласованные Государственными комитетами СССР по науке и технике и по делам изобретений.
Наиболее эффективным считается тот вариант комплексной механизации, у которого приведенные расходы наименьшие. При вы-, боре машин и устройств необходимо исходить из следующих основных требований. Машины и устройства должны обеспечивать полную сохранность грузов, соответствовать своему назначению, отличаться простотой сборки и разборки, быть надежными в эксплуатации, прочными, удобными и безопасными для обслуживающего персонала, иметь минимальную массу. Необходимо, чтобы производительность их соответствовала условиям и объему работы,- Машины, которые в процессе работы приходится перемещать с одного места на другое, должны быть самоходными или иметь устройство для транспортирования. Важно, чтобы машины были универсальными и обеспечивали комплексную механизацию переработки различных грузов на всех этапах технологического процеса.
При выборе вариантов механизации и типов машин важно учитывать расстояние и направление перемещения грузов, способы их хранения, типы складов (закрытое помещение или открытая площадка), размеры и форму площади складов, рельеф местности, перспективы роста объема работ, а также условия охраны труда обслуживающего персонала. Принимаемый вариант механизации обеспечивает наименьшие размеры капитальных вложений и стоимости грузовых операций при наибольшей производительности труда, ускорение грузопереработки, наименьший простой транспортных средств.
Рассматривая тот или иной вариант механизации необходимо помнить, что повысить экономические показатели работы погрузочно-разгрузочньх машин можно более рациональным их использованием, внедрением передошх методов труда. Выбранный вариант комплексной механизации будет оптимальным только в том случае, если ранее выбраны оптимальные варианты всех технических комплексов, перевозочного процесса и складов. Так как перевозочный процесс состоит из многочисленных элементов, которые следует рассматривать во взаимосвязи, может получиться, что некоторые из них оптимальны, а вся система в целом — нет. Методика расчета технического оснащения фронтов погрузки-выгрузки предусматривает сравнение различных вариантов по технико-экономическим показателям. Для оценки их принят наиболее объективный и обобщу ющий показатель — критерий оптимальности — суммарные приведенные расходы. В них включают только те затраты, которые зависят от мощности технического оснащения (перерабатывающей способности устройств и механизмов, числа подач вагонов). Помимо приведенных расходов, в качестве важного показателя оценки мощности технического оснащения грузового фронта служит время простоя вагонов под грузовыми операциями.
Структура приведенных расходов зависит от параметров грузового фронта. Если рассчитывают оптимальное количество погрузочно-разгрузочных машин и установок, а число подач вагонов задано, то в суммарные приведенные расходы включают:
— отчисления на амортизацию и ремонт погрузочно-разгрузочных машин и установок, разгрузочных эстакад, грузэприемных траншей, повышенных и погрузочно-разгрузочных путей с учетом коэффициента эффективности капитальных вложений;
— расходы, связанные с вагоно-часами простоя при выполнении грузовых операций; если одни и те же погрузочно-разгрузочные машины на прирельсовом складе подъездного пути выполняют грузовые операции с вагонами МПС и предприятий, то следует учесть и расходы, связанные с простоем вагонов предприятий;
— заработная плата бригадам грузчиков и механизаторов. Когда при отсутствии работы на данном грузовом фронте механизмы невозможно использовать в другом месте, заработную плату механизаторам начисляют по временной системе не только за период работы, но и за время внутрисменного простоя погрузочно-разгрузочных машин.
Если необходимо найти и оптимальное количество подач, то дополнительно учитывают расходы, связанные с локомотиво-часами на подачу-уборку вагонов с грузового фронта, а также вагоно-часами простоя на станционных путях в ожидании подачи на грузовой фронт. Если определяют также время работы склада в течение суток, то следует учесть заработную плату приемо-сдатчикам грузов и расходы, связанные с простоем вагонов в ожидании грузовых операций на грузовом фронте.
Если на грузовой фронт вагоны поступают маршрутами, то следует определять экономически целесообразное число частей, на которые надо делить состав при подаче. При этом появляется дополнительное время подачи неподанной части маршрута и время накопления вагонов на станционных путях. Значит, следует учесть и затраты, связанные с этими простоями.
Для определения приведенных расходов в каждом варианте комплексной механизации перегрузочных работ необходимо знать капитальные вложения и эксплуатационные расходы. Капитальные вложения в механизацию погрузочно-разгрузочных работ включают затраты на: погрузочно-разгрузочные машины и устройства; оборудование вспомогательных устройств, связанных с работой основных погрузочно-разгрузочных машин (зарядные станции, гаражи, ремонтные мастерские и компрессорные станции и др.); устройство разгрузочных эстакад, площадок, путевое развитие, благоустройство подъездов и др.; складское хозяйство, в том числе расходы на сантехнику, водопровод и электроснабжение; бытовые помещения (душевые, раздевалки и др.).
Стоимость новых установок, сооружений и оборудования принимают по сметам на основе действующих ценников, существующего оборудования и сооружений по фактическому износу (восстановительная стоимость). Если заменяемые машины или устройства не используют в другом месте и сдают в лом, то неамортизированную их стоимость (за вычетом стоимости лома), добавляют к стоимости новых машин, предназначенных для замены старых. Когда схемы механизации предусматривают применение поддонов и контейнеров, капитальные вложения на их изготовление также подлежат учету.
Стоимость проектно-конструкторских и опытных работ, относящихся к данному объекту, также добавляют к сумме капитальных вложений. Кроме того, в стоимость нового оборудования и погрузоч-но-разгрузочных машин входят затраты на их монтаж, наценки снабженческим и сбытовым организациям и издержки на доставку оборудования к месту установки (примерно 6… 12% отпускной цены). Заготовительно-складские расходы принимают равными 1…2% стоимости машин; затраты на монтаж — по соответствующим ценникам (ориентировочно 10% стоимости оборудования). Если в сравнительных вариантах капитальные вложения осуществляются в разные сроки, а текущие затраты изменяются во времени, то следует приводить затраты более поздних лет к текущему моменту, умножая на коэффициент приведения,
Расходы на заработную плату Эъ подсчитывают по списочному составу персонала, обслуживающего объект механизации, в соответствии с принятым числом смен и системой оплаты -труда (сдельной или повременной). Приближенно годовую сумму основной и дополнительной заработной платы рассчитывают по тарифам и окладам, умножая на коэффициенты для рабочих-сдельщиков — 1,5; рабочих-повременщиков—1,4; ИТР и служащих—1,25. Затраты на электроэнергию Зэл или топливо Эт определяют по числу часов работы машины или установки с учетом норм расхода и стоимости 1 кг топлива или 1 кВт-ч электроэнергии.
Расходы на смазочные и обтирочные материалы принимают в размере 10—20 % стоимости топлива или электроэнергии. Отчисления на амортизацию находят умножением стоимости оборудования или сооружения на общую норму амортизационных отчислений (на восстановление и капитальный ремонт) для данного вида оборудования или сооружения. Для всех отраслей народного хозяйства, включая железнодорожный транспорт, введены единые нормы амортизационных отчислений по основным фондам. Например, для кранов 10,3—12,4% в зависимости от грузоподъемности; для автопогрузчиков 25,6%; электропогрузчиков 22,7%; складов 3,1—4,7% и т. д.
Численность работников, обслуживающих погрузочно-разгрузоч-ные машины и механизмы, планируют исходя из числа машин, норм обслуживания и сменности работы. Важное средство сокращения потребности в контингенте и заработной плате рабочих, занятых механизированной переработкой грузов,— совмещение профессий. Это позволяет уплотнить рабочий день всех членов-бригады и увеличить выработку каждого из них.
Себестоимость переработки грузов — важнейший обобщающий показатель качества работы механизированной дистанции. В нем отражены конкретные условия ее работы, техническое оснащение, технология и организация погрузочно-разгрузочных работ. Средняя по сети дорог себестоимость переработки грузов на механизированных дистанциях составляет 19,4 коп./т при механизированном способе работ и 60,5 коп./т при ручном.
Снижение себестоимости переработки грузов механизированными дистанциями на 1 % дает народному хозяйству экономию 2 млн. р. в год.
Высокопроизводительные средства механизации позволяют увеличить объем механизированной переработки грузов на грузовых районах и сократить потребность в грузчиках, работа которых тяжела и опасна. Сведение к минимуму ручной переработки грузов на транспорте не только экономическая, но и социальная задача. Однако выбор средств механизации в каждом отдельном случае должен обеспечивать эффективность капитальных вложений и снижение эксплуатационных расходов. В технико-экономических расчетах учитывают перспективу роста грузопереработки на станции, возможность использования специальных и универсальных погрузочно-разгрузочных машин. Следует иметь в виду, что часть эффекта от внедрения средств механизации может быть>получена другими подразделениями транспорта от сокращения простоев вагонов, автомобилей и других транспортных средств, улучшения использования их грузоподъемности и сохранности грузов при перегрузочных операциях. Выбор оптимального варианта средств механизации рассмотрим на конкретном примере.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сравнение вариантов механизации и автоматизации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы