Управляемые колеса должны обладать способностью сохранять прямолинейное движение независимо от действия случайных сил (порывов ветра, толчков от наезда на неровности дороги и т. д.),
стремящихся отклонить колеса от нейтрального положения. Способность сохранять нейтральное положение и автоматически возвращаться к нему после выхода из поворота без приложения усилия к рулевому колесу называется стабилизацией управляемых колес. Стабилизация управляемых колес обеспечивается продольным и поперечным наклонами шкворня, боковой эластичностью шин и трением в рулевом механизме.
Поперечный наклон шкворня а вызывает подъем центра тяжести машины при повороте управляемых колес. Из рисунка видно, что при условном повороте колеса на 180° из-за наклона шкворня оно опускается на расстояние h. В действительности же поворачиваемое колесо, опираясь на дорогу, вызывает соответствующий подъем передней оси и центра тяжести машины. Если отпустить рулевое колесо, то передняя часть автомобиля опустится вниз и передние колеса возвращаются в положение, соответствующее прямолинейному движению. Стабилизирующий момент, действующий на управляемые колеса, возрастает с увеличением угла наклона шкворня а и веса, приходящегося на переднюю ось.
Поперечный наклон шкворней совместно с развалом колес уменьшает расстояние с между средней плоскостью колеса и точкой пересечения оси шкворня с поверхностью дороги. Это расстояние называется плечом обкатки колеса. Уменьшение плеча обкатки снижает величину поворачивающих моментов, создаваемых относительно оси шкворня касательными силами, действующими на колесо\—силами сопротивления движению и силами торможения. Когда эти моменты равны, они взаимно уравновешиваются через поперечную рулевую тягу. Уменьшение плеча обкатки снижает усилия, необходимые для поворота колес. Получение необходимого плеча обкатки достигается в основном за счет поперечного наклона шкворней, Величина которого находится в пределах 4—8°.
Рис. 1. Схема поперечного (а) и продольного (б) наклонов шкворней управляемых колес
Рис. 2. Углы установки развала (а) и схождения (б) управляемых колес
Продольный наклон шкворня у применяется для того, чтобы при повороте колес во время прямолинейного движения машины или в случае его движения на повороте возникли боковые силы, стремящиеся повернуть колесо в нейтральное положение, увеличивая радиус поворота. Угол наклона шкворня в продольной плоскости равен 1—3,5°. Вследствие этого точка пересечения оси шкворня с дорогой расположена впереди центра контактной площадки колеса и дороги.
Угол развала колес а представляет собой угол наклона средней плоскости колеса к продольной плоскости, перпендикулярной поверхности дороги, и предназначен для уменьшения силы сопротивления повороту колес вокруг шкворней и компенсации влияния износа шкворней на положение колес.
Угол схождения колес определяется углами схода, т. е. разностью размеров А и В, замеренных между внутренними боковинами шин в горизонтальной плоскости, проходящей через Центры обоих колес, или дисками колес, установленных в нейтральное положение. Он считается положительным, если расстояние между колесами спереди меньше, чем сзади. Схождение управляемых колес необходимо для предотвращения их качения по расходящим дугам от автомобиля при наличии углов развала.
Эффективность стабилизации управляемых колес зависит от технического состояния машины: соблюдения требуемых углов установки колес и шкворней, своевременной проверки и установки сходимости и развала колес, сохранения нормальных зазоров в сопряженных деталях передней оси и рулевого привода.
—
Под стабилизацией управляемых колес подразумевается их способность автоматически сохранять положение, необходимое для прямолинейного движения автомобиля. Стабилизация колес автомобиля достигается при помощи поперечного и продольного наклона шкворней.
Поперечный наклон шкворня определяется углом fl, лежащим в поперечной плоскости автомобиля или трактора. Величина этого угла для автомобилей составляет 6—8°. При поперечном наклоне шкворней поворот колес сопровождается некоторым подъемом передней оси автомобиля, а под действием его веса колеса возвращаются в среднее положение, сохраняя устойчивость.
Продольный наклон шкворня определяется углом у, образованным линией, перпендикулярной плоскости качения колеса, и осью шкворня. В зависимости от установки передней оси угол у находится в пределах от 0 до 8°. При повороте управляемых колес возникают центробежная и поперечная (от сил трения между шиной и дорогой в точках их касания) силы. При наличии продольного наклона шкворня поперечная сила создает момент, возвращающий эти колеса в исходное положение, облегчая тем самым управление.
Величина углов наклона шкворней определяется конструкцией цапф, кулаков и вилок передних осей и в процессе эксплуатации трактора или автомобиля не регулируется.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стабилизация управляемых колес"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы